Может, мне слишком уж много лет и я излишне долго наблюдаю, что происходит с российским екоммерс (явно пора завязывать с этой развлекухой и искать для себя какую-то другую), но отчего-то в голову приходит весьма неочевидная для нынешних читателей ассоциация.
Некогда, когда интернет еще вызывал изумление, место, которое сейчас интернет-торговля занимает в нашей жизни, вовсе не пустовало, его занимали замечательные компании, которые делали ровно всё то же самое, что сейчас делает интернет-торговля (реклама товаров, распределительные склады, доставка на дом и проч), ну разве что коммуникации в те далекие годы были иными: на дом по почте присылали дорогое (даже, пожалуй, роскошное) полиграфическое издание, из которого вы могли выбрать себе какие-то позиции, к ним прикреплялся бланк заказа, который вы заполняли и отправляли по почте, и, по почте же, вы получали (как правило, наложенным платежом) вожделенное.
Почему это вспомнилось?
Потому что свежа в памяти реакция каталожников на интернет-торговлю. Мол, мы такие огромные, что нам эта мелюзга? Да у нас один только оборот сопоставим с ВВП страны. Мы, если захотим, сейчас вот войдем в этот интернет, зальем там всё, что заливается, деньгами, которых у нас каждую пятницу копится столько, сколько весь ваш интернет никогда в жизни не заработает, и - готово.
Тем более что операционка, та, которая “на земле” - одинаковая, мы умеем её делать так, как этот ваш екоммерс никогда делать не научится, словом, вот сейчас как захотим в екоммерс войти - вас всех сразу и не станет.
С тех пор в мире что-то поменялось. Во всяком случае, тех самых компаний, оборот каждой из которых покрывал весь мировой екоммерс, как бык овцу, больше с нами нет.
И не то, чтобы они не пробовали в этот клятый екоммерс попасть - нет, все пробовали, все тратили довольно большие деньги, и задачи ставили крутые, например, американский Sears (который, заметим, почти 40 лет был в США абсолютным лидером по объемам продаж, сильно опережая все розничные сети) планировал, ни много ни мало, а - затоптать Амазон.
Не вышло, и знамя могильщика Амазона перехватил немецкий Otto, который решительно вошел в игру только тогда, когда уступал уже Амазону в Европе почти в два раза (а за два года до того еще превосходил - кто же обвинит в замедленной реакции менеджеров :Otto: раз они лидировали, значит, всё и так делали хорошо?). Словом, Otto ушел вслед за Sears, Амазон чувствует себя хорошо и продолжает расти.
Что случилось? Если вот совсем уже в двух строках, то победил не сам интернет, а - одна модель победила другую. Модель маркетплейса победила модель поставок от традиционных производителей, бездонный каталог товаров (пусть и в электронном виде) победил конечную полку (ну, ок, конечное число страниц в каталоге). И интернет в этом оказался вовсе даже ни при чем: Sears и Otto нанимали ничуть не худшие головы, чем те, кто работал в Амазоне, вот просто фокус был не на маркетплейс, а на оцифровку каталогов - и эта старинная модель, принесшая много миллиардов компаниям в прошлом, как выяснилось, не срабатывает в конкуренции с маркетплейса.
Ну и - спросит утомленный этим долгим чтением коллега - это все, собственно, к чему?
А это,собственно, к тому, что проблема удушить этих интернет-нахалов стоит сейчас перед традиционным сетевым ритейлом. Который как раз сейчас находится примерно в той же стадии отрицания, что и Sears с Otto: мы очень круты, вертели этот ваш екоммерс вот прям на чем угодно, и, стоит нам лишь захотеть, вложить денег хоть немножко из своего безмерного кэша, и - все умрут, а я останусь.
Вообще-то эту стадию сетевому ритейлу стоило бы пройти еще лет пять назад, и нельзя сказать, что сетевики отнеслись к екоммерс наплевательски, нет, все вышли в интернет, но сделали это примерно так же, как Sears с Otto - они продают товар со своих полок. При этом сегодня вроде бы всем понятно, что именно длина полки и есть конкурентное преимущество маркетплейса: если на полочке супермаркета физически помещается шесть банок горошка, то конкурировать будут, максимум, шесть продавцов, а на складе маркетплейса любого производителя горошка примут с распростертыми объятиями, конкуренция между бесконечным числом производителей привлекает покупателя, а еще больше покупателя привлекает цена, которая тем ниже, чем выше конкуренция.
Еще нюанс: попасть какому-то еще (условному седьмому) производителю горошка на полку практически невозможно - поставщики в курсе, какие адовы преграды надо для этого преодолеть, и при этом седьмым он не станет: мест-то на полке все равно шесть, менеджеры сети должны кого-то просто выкинуть с полки, чтобы кого-то (другого) туда поместить.
Тут можно было бы долго рассказывать, чем такой подход нехорош и даже опасен, но воображение читателя и само дорисует эту картину, мы же сейчас, все-таки, о другом: продажа имеющихся в сетевом магазине товара через интернет имеет массу плюсов (близость к традиционному покупателю, привязка его к знакомому ассортименту и повышение уровня лояльности любимых клиентов - очень важны, все знают), но это не маркетплейс, а значит, в перспективе (уверяю вас, очень даже недолгой) у сетей появятся проблемы сразу, как только они возьмутся за продажу не только промышленных товаров, но и еды.
Причем то, что эти проблемы и в самом деле, реально, настоящие проблемы а не какие-то там бултыхания интернет-конкурентов, которые “тут же мы прихлопнем, если захотим”, а реальная проблема, выбивающая табуретку из-под ног, как всегда (и как все и всегда делали раньше) поймут только тогда, когда последний вагончик, в который не успели вскочить большие и богатые, уйдет.
Ну и, в связи со всем этим - ну вот, кажется, Магнит проснулся и сообщил, что он как раз собирается строить маркетплейс. И что у него для этого уже сейчас есть буквально всё: классная логистическая структура со своими складами и транспортом, большое количество точек, покрывающих всю страну, 40 миллионов лояльных покупателей, да еще и прикупленный к такому случаю маркетплейс Казань-Экспресс с их скромной инфраструктурой, но при этом с клиентской базой и компетенциями. И вот по этому поводу пошла в интернете волна стёба. Ну, просто потому, что любой из перечисленных “козырей”, мягко говоря, не выглядит козырем. Но говорить об этом и повторять все эти шутки мы не станем, так вопрос успеха или неуспеха будущего проекта всего лишь в одном: когда в компании “Магнит” употребляют словом “маркетплейс”, то - что они при этом имею ввиду?
Продажа товаров со своих магазинных полочек? Как мы уже выше говорили, отличная и даже необходимая г=штука, но при чем здесь маркетплейс - вообще непонятно.
А может, имеется ввиду торговля ТНП? Ну, наличие Казань-экспресс и опыт продажи более чем скромного ассортимента сопутствующих товаров может натолкнуть на такую мысль, но тогда - а зачем “казанскому экспрессу” Магнит (ну, кроме как в качестве финансовой подпорки?). У них и так все это как-то уже получалось.
Словом, туман и неясность.
Хотя, наверное, нам когда-нибудь сам Магнит на все эти вопросы ответит, словом или (что было бы понятнее) делом. Поживем - увидим. И, в заключении, насчет шансов Магнита на успех.
И вот тут никак не сказать, что они велики, хотя бы просто потому, что в больших компаниях рассуждения о накопленных компетенциях, клиентской базе и потенциальной синергии на деле оборачиваются сказкой про лебедя, рака и щуку, отсутствие фокусировки в итоге убивает какое-то из направлений. Ну в самом деле, не убивать же действующую модель, приносящую вот прямо сейчас реальные деньги, ради каких-то не слишком видимых перспектив в виде маркетплейса, что означало бы радикальные перемены в работе с поставщиками и работе всей логистики (начиная с распределительных складов)?
А если не убивать - то надо, как минимум, разделять эти бизнесы? А если их придется разделять, то в чем, кроме возможностей финансирования (вовсе не безграничных в нынешних условиях) смысл экспериментов по работе в одной упряжке вола и трепетной лани? Вопросов много, ответов примерно ноль, если бы раздавали (да хоть и бесплатно) акции “Маркетплейса Магнит”, то автор время терять на стояние в очереди за ними не стал бы, что вовсе не мешает совершенно искренне желать этому проекту успеха (до стадии “стать болельщиком” включительно) и не терять надежды на то, что у них всё получится.
В мире же есть одна сеть, у которой более-менее получается?Словом, держим кулачки за маркетплейс Магнит, не терзая ...
Продолжение этой статьи можно прочитать ЗДЕСЬ, Ссылка приведет вас в блог автора на платформе Boosty, где можно прочесть не только продолжение этой статьи, но и еще больше 400 статей, посвященных истории экономики. Блог в Boosty - платный, но там можно выбрать опцию оплаты по карману.
А смысл оплаты - поддержать работу по теме, которая в школьные учебники никак не попадает. Потому что школьные учебники - это про войны, разрушения, убийства - словом, читая их, кажется, что суть и смысл существования - в ограблении, в стремлении кого-то убить, ограбить, чего-то отнять, и читая их, совершенно непонятно, как так вышло, что, в итоге, человечество становится гуманнее, а мир - удобнее и уютнее.
Ну вот это недоразумение и призвана исправить (или хотя бы скорректировать) работа автора. Если вы "за" такой подход - жду вас в Boosty.
Если кому-то туда переходить лень, то сейчас сказать автору "спасибо" можно, просто отправив донат в Дзене.
Мой благодарность всем услышавшим и правильно понявшим смысл сказанного. И великая благодарность - всем подписчикам, людям, которые, что называются, подставляют плечо.