29 ноября 2025 года не стало великого английского драматурга-постмодерниста Тома Стоппарда.
Автор более 30 сценариев и пьес, широкому зрителю он известен, пожалуй, прежде всего драматургической основой к фильмам «Влюблённый Шекспир» Джона Мэддена, «Анна Каренина» Джо Райта – и пьесой «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», которую сам же экранизировал.
Сэр Томас был великим поклонником Шекспира, но из всех его пьес чаще всего обращался к «Гамлету», которого переосмыслял с помощью самых разных драматургических приёмов. В «Розенкранце и Гильденстерне» он впервые посмотрел на эту историю глазами второстепенных персонажей. И не просто второстепенных, а едва ли не самых малозаметных в сюжете – Розенкранца и Гильденстерна. Пешек в интриге, закрученной главными героями.
Находка Стоппарда так прижилась на театральной почве, что друг за другом стали появляться интерпретации «Гамлета» от лица самых разных героев. Пять таких интерпретаций – от собственно классической стоппардовской до самой безумной – перед вами:
1. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Том Стоппард
Начать, конечно же, стоит с самой пьесы Тома Стоппарда. Она много раз ставилась на сценах мира, но в качестве иллюстрации к статье я, конечно же, решила взять фильм. Автор никому не доверил экранизацию «Розенкранца и Гильденстерна», создав эталонное её киновоплощение, а главные роли отдал Гэри Олдмену, Тиму Роту и Ричарду Дрейфусу, воплотившему зловещий образ Актёра.
Шекспировская трагедия кажется абсурдной в глазах наивных Розенкранца и Гильденстерна. А для зрителей она выглядит театральной постановкой, режиссёр которой – Актёр. Два заглавных героя с трудом вспоминают, откуда и куда они едут, события шекспировской трагедии осмысляются ими медленно и отстраненно. Они просто делают то, что им приказано, порой не замечая, что вокруг них сгущаются тучи. Несколько раз и Розенкранц, и Гильденстерн видят постановки шекспировского сюжета, равнодушно проходя мимо сцены собственной казни. Их гораздо больше занимают философские вопросы – время, пространство, смысл бытия. До самого конца они будут удивляться той роли, которая отведена им в трагедии жизни: они ведь ничего такого не сделали, они просто играли предложенный им сюжет! Впрочем, будет ли конец? Что такое жизнь и смерть? Умираем мы или просто уходим со сцены?.. Ответов на эти вопросы пьеса не даёт.
2. Офелия, х/ф 2018 г.
Красивая и сладкая, как коробка конфет, эта картина рассказывает историю Офелии – точнее, представление о ней Лизы Кляйн. Её роман «Мое имя Офелия» лег в основу сценария. Никакого постмодернистского переосмысления реальности, как у Стоппарда, и никаких глубоких экзистенциальных смыслов там искать, пожалуй, не стоит. Главная мысль романа и фильма – «а может быть, всё было наоборот?», как в том стишке Генриха Сапгира, который мы знаем с детства.
Офелия здесь – не шекспировская жертва папиных интриг, о нет. Она сильная и независимая женщина, которая быстро осваивает главный закон двора: хочешь жить – умей вертеться. Ну она и вертится. Повороты сюжета немного предсказуемы, но эстетическое удовольствие зрителю гарантировано.
3. Гертруда, Дании краса и королева, и этот, как его… принц Датский. Реж. О.Жюгжда. Рязанский театр кукол.
Смелый проект Рязанского театра кукол – история Гамлета, показанная через судьбу Гертруды, а точнее – история её любви к сыну, и деспотичной, и жертвенной. Гамлет здесь – мальчишка, невыросший подросток, всюду таскающий за собой плюшевого медведя. В этом спектакле медведь превращается в тёмного двойника принца, призрак неизжитого детства, отнюдь не безобидный и не милый.
4. Шекспир. Из «Гамлета». Реж. Г.Тростянецкий. Ивановский областной драматический театр, 2023 г.
Геннадий Тростянецкий сделал изящный поклон Стоппарду и прочёл «Гамлета» глазами сразу трёх персонажей - семьи Полония. Мы видим лишь те сцены, где присутствуют Полоний и его дети, блестящий придворный и «золотая молодежь» Эльсинора. Спектакль - о гибели семьи, втянутой отцом в придворные интриги.
Гамлет здесь - не злодей-интриган, как у Стоппарда, и не подросток, как в «Дании красе». Кто он?.. А вот на этот вопрос спектакль ответа не даёт. Ведь мы видим Гамлета каждый раз в новом образе, в зависимости от того, кто из троицы героев взаимодействует с ним. Он распадается на несколько лиц: загадочная тень, сумасшедший, фигляр, вероломный возлюбленный – и, наконец, «благородный Гамлет», чьё раскаяние глубоко трогает Лаэрта перед финальной дуэлью.
5. Альдо Николаи. «Гамлет в остром соусе».
Наш обзор был бы неполон без этой, пусть и разруганной всеми критиками, пьесы жизнерадостного итальянца Николаи. По сути, это бойкий театральный капустник, где роль наблюдателей и рассказчиков отдана... поварам Эльсинора, а всё действие происходит на королевской кухне. Путь к тайникам человеческой души, по мнению повара Фрогги, лежит через желудок, а зрителю предстоит смеяться действительно утробным смехом.
© Ольга Гурфова
--
Удобный путеводитель по моим постам - тут .
Подписывайтесь на мой канал или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот))