Предыдущая часть:
Глава 20. Коса на камень
- Присаживайся, Марк.
Капитан подвинул гостю стул, а второй пилот налил бокал виски.
- Ты, наверное, принес нам хорошие известия? Надеюсь, наша миссия в «гостеприимном» ЧАД и Камеруне закончена? Пора домой, в Киншасу, на базу постоянной дислокации?
ООНовец стушевался:
- Нет, сэр. Я хотел предупредить вас, что в Нджамене продолжают свозить на территорию аэропорта оставшихся в стране сотрудников миссии ООН. По всем подсчетам их будет еще примерно десятка три – четыре. Так что если не сегодня, то завтра вам придется лететь по знакомому маршруту третий раз.
За столом секунд на пять-семь установилась полная тишина. Потом возмущенно и эмоционально летчики заговорили все вместе. Основная мысль у них, впрочем, звучала только одна: для подобных спецопераций целесообразно задействовать борт военно-транспортной авиации, хотя бы того же французского контингента. Ведь для его безопасности в аэропорту, наверняка, выставят надежную охрану. Соответственно, риск захвата самолета или еще хуже, уничтожения борта, будет минимизирован.
- Командир, тебе давно пора позвонить в Москву, доложить о наших «приключениях» последних дней. Все же начальству видней, надо нам дальше продолжать участвовать в подобных «играх» или необходимо вовремя остановиться?
Бортрадист, практически, не пил, а потому анализировал ситуацию адекватно, трезво и здраво:
- Марк, я понял планы твоего начальства в Нью-Йорке по использованию нашего борта. Тем не менее, со своей стороны считаю проведение еще одного полета в складывающейся обстановке на территории Нджамены абсолютно нецелесообразным. Сейчас сделаю звонок в Москву, Генеральному директору нашей авиа кампании.
Разговор по телефону был недолгим. Естественно, шеф смотрел по ТВ новости, видел, что в начале февраля творилось в Нджамене. Правда, присутствие одного из своих бортов в эпицентре горячих событий, и участие в эвакуации ООНовского персонала стало для него полной неожиданностью.
- Полеты на Нджамену прекратить, возвращаться на базу в Киншасе, - принял решение Генеральный.
- Вот так, мой добрый друг, - слегка фамильярно обратился капитан к Марку. – Наша миссия в этих краях закончена, мы будем готовиться к перелету обратно в Конго.
- Вы не имеете права согласно контрактным обязательствам с ООН отказываться от выполнения полетов, даже связанных с некоторым риском! - немедленно взвился ООНовец. – Я немедленно напишу в Нью-Йорк рапорт о нежелании экипажа совершать рейс на Нджамену. Как минимум, ваша компания потеряет большие деньги на штрафных санкциях. Как максимум, с вами просто расторгнут контракт.
Марк вызывающе смотрел на командира, в надежде, что сумеет сначала запугать его, а потом убедить еще раз слетать в Чад.
- Мон ами, трупам деньги не нужны, - твердо вымолвил Алекс. – Твое полное право составлять и рассылать депеши о нашем «плохом поведении». Но сейчас я действую только исходя из соображений безопасности и конкретных указаний, полученных мною от непосредственного руководства в Москве.
Все присутствующие за столом, не смотря на слабое знание английского языка, уловили суть разговора, выразив несколькими репликами поддержку капитану.
«Хватит геройствовать и ходить по лезвию ножа, - читалось на лицах членов экипажа. – Мы хотим живыми - здоровыми вернуться домой, а не сгинуть навсегда в африканской клоаке, разгребая бесконечное дерьмо аборигенов».
Вполне логичное желание зрелых людей, знающих цену себе и полетам на грани фола.
Глава 21. Африканская ночь для двоих
Пилоты с техниками не спеша закончили ужин. Выпитый алкоголь позволил стряхнуть стресс с души, а результаты переговоров командира экипажа с представителями администрации ООН в Камеруне внушали определенные надежды на окончание безумных полетов гражданского борта в зону боевых действий. Ребята покидали зал ресторана, продолжая тихо обмениваться мнениями о событиях крайних трех дней.
Капитан решил ненадолго задержаться и заказал себе кофе. Он пересел за столик в самом углу, поближе к открытому окну. Климат в Камеруне был довольно мягкий, сухой, без всяких признаков тяжелой влажности, присущей природе Конго.
Мысли кэпа лениво и беспорядочно перепрыгивали от полетов в Нджамену к событиям его личной жизни и ближайшим перспективам. Нет, старый полковник ВВС не чувствовал никакого дискомфорта в Африке. Кочевая жизнь летчика приучила его довольно быстро адаптироваться ко всем «чудесам» новых земель, куда закидывает пилота судьба.
В открытое окно ресторана хорошо виден фасад всего корпуса отеля. Взгляд Алекса машинально скользил по окнам и балконам. Он ни в коем случае не тешил себя иллюзиями, но образ француженки уже успел запечатлеться в душе. Сашка хотел ее увидеть.
Как говорят много знающие психологи, (наш с вами практический опыт так же подтверждает выкладки ученых умов), «даже мимолетная мысль человека способна материализоваться». Возможно, Николь услышала голоса русских пилотов у ресторана, а может быть, ей стало скучно одной в номере малонаселенного отеля. Но в результате мадам вышла на небольшой балкон и рассеянно осматривала окрестности.
Город Дуало жил неспешной жизнью африканской провинции. В респектабельном районе, где размещался отель, в вечерний час было немного прохожих, проезжающих машин. Прохладный ветерок разгонял дневную жару. Темно-голубая вода в овальном бассейне под окном едва колыхалась. Пара – тройка небольших павианов суетилась в ветвях пальм, изредка нарушая тишину своими резкими криками. Воистину, мирная пастораль.
Капитан, заметив француженку, понял, что его вечер явно удался. Он вышел из ресторана и тихонько окликнул девушку по имени. Ребята недолго смотрели друг на друга. Сумерки еще не успели накрыть собой городок, а потому, небольшое расстояние до второго этажа отеля позволяло прочитать мысли в глазах друг друга.
Николь не колебалась. ООНовская машина бюрократии двигается, как правило, очень медленно. Сколько времени придется провести в Дуало – никому неизвестно. Зачем же скучать? Русский капитан казался ей в большей степени джентльменом, приятным в общении, чем вульгарный американец, увивавшийся вокруг прошлым вечером.
Дама приветственно помахала рукой, улыбнулась, кивнула слегка и скрылась в глубине номера.
Алекс курил у входа в ресторан. Черные официанты никогда не торопятся с заказом клиента. Капитану показалось, что его кофе явно потерялся в недрах кухни или бара.
Сейчас в самый раз пришло время спросить: а как вы определяете привлекательность человека, оказавшегося по тем или иным причинам рядом с вами на некоторый промежуток времени?
Внешность? Конечно, учитывается. Манеры поведения? Несомненно. Юмор, открытость, откровенность? Да. Еще умение слушать и сопереживать. Если говорить кратко, то мы назовем лишь одно «волшебную» фразу, определяющую состояние души в момент контакта, здесь и сейчас. Она звучит просто – «душевный комфорт».
Несмотря на разницу в возрасте (18 лет) Николь и Алекс чувствовали себя прекрасно за столиком камерунского ресторана при городском отеле. Конечно, это не Париж или Москва, но африканская экзотика еще не успела прискучить нашим героям, несмотря на пережитую совместно агрессивность социально-политической ситуации в соседнем ЧАД.
Нам свойственно загонять наши страхи в далекие уголки души. Тем более, когда рядом есть человек, способный их с вами разделить или развенчать, словно древний библейский миф.
- Николь, неужели ты хочешь снова вернуться в болото миссии ООН в ЧАД, - недоверчиво интересовался Алекс. – Ты уверена, что тебе ЭТО нужно?
Девушка задумчиво смотрела в бокал с вином. Сашка не жадничал и заказал хорошую бутылку красного полусладкого из Аргентины за шестьдесят баксов. В родной Белоруссии он вряд ли позволил бы себе такой щедрый жест. Но Николь ему нравилась, он каждой клеточкой ощущал ее притягательную ауру, а потому не хотел рядом с женщиной считать копейки, боясь прослыть жлобом в глазах француженки.
- Пока, не знаю, Алекс, - отозвалась негромко его спутница. – Время и расстояния лечат душевные раны. Здесь, несмотря на риск, тяготы быта, опасности, мне стало легче, душевно и физически. А потому, я не рвусь обратно в Париж. Ведь образ погибшего Поля еще преследует меня в нашем доме.
- А ты надолго планируешь задержаться в Африке? – поинтересовалась Николь в свою очередь. – Здесь очень жарко, а у вас в России холодно…
Сашка не дослушал «размышлизмы» своей знакомой о погодных контрастах двух континентов и рассмеялся.
- Ты знаешь, в моем походном багаже всегда содержится самый широкий выбор гардероба на все случаи жизни. От теплой куртки на меху, такой же шапки, до плавок, футболок, бриджей и сланцев.
Наш герой продолжал снисходительно улыбаться, наблюдая за реакцией Николь. Усиливая ее познания в сфере «северной моды», капитан показывал, как носят зимнюю шапку-ушанку в 40-градусный мороз и пытался объяснить, что в унтах из оленя не замерзнешь даже при более низкой температуре, надев их на босу ногу, где-нибудь, в Мурманске или Анадыре.
Судя по округлившимся глазам собеседницы, она сильно сомневалась в возможностях выживания при таком холоде. Все-таки, в Париже, не говоря уж об Африке, температура редко опускается ниже ноля градусов даже самой суровой зимой.
Вечер в ресторане отеля пролетел как пять минут. Ребята выпили две бутылки вина и обратили внимание на время только лишь когда остались в помещении совершенно одни. На лице чернокожего официанта ясно читалось, что ему не терпится поскорее выпроводить засидевшихся посетителей и уйти домой.
Глава 22. Алекс и Джонс. Есть контакт
Давайте не будем ханжами и признаем вполне очевидный факт в вопросе снятия устойчивого стресса, что довелось пережить в своей биографии многим из нас. Опираясь на личный жизненный опыт, каждый в разной последовательности назовет примерно одни и те же возможности, методы, нейтрализации нервного напряжения, а именно: алкоголь, секс, спорт, слезы, хобби.
Наши герои хорошо сумели расслабиться с помощью доброго вина в ресторане отеля. Спортивные мероприятия в африканской тьме им не грозили, плакать никому не хотелось, а потому, «ночь нежна», господа и дамы….
Не станем заглядывать под одеяло, а тем более, держать свечку на празднике чужой любви. Ребята полностью отвлеклись от недавних проблем, сопровождавших работу в Африке, в экзотических условиях миссии ООН. Только утренняя нега заставила их вспоминать о том, а где они, собственно говоря, находятся – в Камеруне или в Париже? А может быть, в маленькой и зашуганной «мировыми демократиями» Белоруссии?
Так или иначе, Алекс и Николь утром, не спеша, покинули номер отеля, направляясь на завтрак в ресторан. В глазах любовников светился теплый огонек. Растаявший кэп держал, как школьник, даму за руку, чуть слышно одаривая ее комплиментами.
Но, такая умиротворенная пастораль не может длиться вечно. Всегда найдется кто-то, способный разрушить ее на пустом месте. Вы уже догадались, друзья, что таким злодеем-«терминатором» стал наш «американский друг» по имени Джонс. Старый еврей Марк точно просчитал ситуацию, направляя коллегу с утра пораньше «на свидание» с капитаном Ила.
- Два здоровых балбеса явно без ума от француженки, - глубокомысленно размышлял ООНовец. – Пусть Джонс навестит капитана и посмотрит, как они там воркуют с Николь, голубки. Может быть, наделав глупостей, за которые потом бывает стыдно и больно, русский пилот станет более сговорчивым в вопросе третьего полета в Нджамену?
Интуиция, практически, не подвела Марка.
Джонс поднялся на этаж, где, по словам горничной, должны быть номера русского экипажа. У самого поворота на лестничный марш он нос к носу столкнулся с влюбленной парой. Для всех подобная встреча стала полной неожиданностью, но американец первым пришел в себя, решив затем проявить свой сарказм.
- О, капитан, как прошла ваша ночь? Надеюсь, не сильно устали, перетрудились?
Глазенки амера пошло забегали, перепрыгивая с Алекса на Николь.
- А тебя не должно это никак волновать, мазефакер , - нарочно грубо ответил наш кэп.
Ситуацию всегда лучше полностью контролировать, нежели чем быть подконтрольным со стороны кого-либо.
Услышав адекватный ответ, Джонс завелся с полуоборота. Словно молодой бычок, нагнув голову, он бросился в атаку на капитана. Алекс не был в душе и наяву «уличным бойцом». Но, тем не менее, сделал все грамотно, встречая борзого противника. Развернувшись на левой ноге против часовой стрелки, выпадом правой он смог достать ударом в пах нежданного визитера с плохими манерами.
Впрочем, такие встречи в биографии нашего героя происходили отнюдь не каждый день. Для него привычнее держать в руках штурвал тяжелого самолета, а не отвороты борцовской куртки спарринг - партнера на спортивном ковре.
Джонс тихо вскрикнул от боли, не сумев остановить потенциальную энергию собственного движения, даже получив жестко по своим причиндалам. Ухватив в падении Алекса за обе руки, американец увлек его в партер. Два больших тела с тяжким грохотом для утреннего часа в отеле рухнули на паркетный пол.
Николь, переступив с ноги на ногу, скрестив руки под грудью, чуть прислонилась плечом к дверному косяку. Первый раз в ее жизни два самца сцепились друг с другом на глазах «виновницы торжества». Будет что в старости рассказать своим детям или внукам. Гены правнучки русского казака не давали ей шансов перейти на тупой крик или вопли о помощи.
Мужики бились молча, лишь иногда вскрикивая, когда удар достигал намеченной цели. Естественно, грохот они производили изрядный, перевернув журнальный столик, оборвав штору на окне и содрав с пола ковровую дорожку. Горничная с этажа, уходившая поболтать с коллегой, довольно быстро появилась вновь на своем посту. Ее глаза округлились от недоумения и страха, когда мадам увидела два тела музунгов катающихся по ковровым покрытиям, наделяя друг друга откровенными оплеухами.
Негритянка неприятно взвизгнула и умчалась за помощью охранников на ресепшн . Николь даже не успела высказать ей свое «фи», с пожеланием не вмешивать третьи лица в подобные «разборки».
Естественно, до смертоубийства дело не дошло. Штурман с борт - инженером с одной стороны, а секьюрити отеля с другой, появились в коридоре, практически, одновременно. Растащить буянов оказалось не так уж и сложно. Пилоты прижали своего командира к одной стене, здоровенный негр – охранник легко удерживал американца у другой.
- Мы еще встретимся, - «оптимистично» произнес Джонс классическую фразу всех времен и народов после невербальных усилий доказать оппоненту его неправоту.
Алекс промолчал. Падая из борцовской стойки в партер, он сильно ударился боком о коленку своего противника. Сейчас капитан морщился от боли, восстанавливая постепенно дыхание и пытаясь понять, сломаны ребра или нет.
Физиономия Джонса говорила сама за себя. В падении на пол русский кэп ударил его своим лбом в нос, а потом еще добавил пару оплеух, засветив один «бланш» под глазом, а другой на скуле. В ближайшие несколько дней американцу показываться в рабочем офисе было б явно нецелесообразно. Зачем народ пугать?
Охранник отеля, недовольный тем, что нарушили его утренний сон, вывел на улицу Джонса, слегка подталкивая драчуна в спину, не давая ему даже оглянуться на своего обидчика.
Пилоты, распрощавшись с Николь (капитан тоже принял в прощании «посильное участие», но боль в боку не давала ему нормально вздохнуть) отвели своего командира в номер. Предварительно борт – инженер успел незаметно сунуть горничной и охраннику по пятьдесят баксов, чтобы те скромно молчали, не раздувая происшествие, а тем более, не вмешивая в него местную полицию.
Француженка, меланхолично размышляя о примитивной мужской природе на уровне животных инстинктов, не спеша проследовала в ресторан. Любовь – любовью, бои – боями, но завтрак всегда по расписанию, да?
- Слушай, а чего он нам хотел сказать новенького? – поинтересовался штурман, обматывая эластичным бинтом торс капитана. – Может быть, Анатолич догонит «амера» , уточнит сложившуюся ситуацию?
Капитан отрицательно покачал головой. Он чувствовал жжение массажной мази на теле, слабеющую боль, прикосновение бинта и не хотел вновь созерцать физиономию противника.
- Зачем тебе нужна подобная инициатива, - тихо произнес командир. – Сегодня возвращаемся в Киншасу, понял?
Только капли пота на лбу, тяжелое дыхание и бледность выдавали тот дискомфорт, что чувствовал наш герой после неожиданного утреннего «спарринга».
Чего только не сделаешь ради красивой женщины и своих претензий на роль альфа-самца?
Глава 23. Козни Марка
Джонс тоже не был записным забиякой. В детские и юношеские годы ему приходилось драться по разным причинам из-за тех же девчонок, или с наглыми неграми, но в зрелом возрасте - никогда. Возвращаясь в офис для сообщения Марку о неудаче своей миссии, американец с удивлением спрашивал себя: «А почему я решил нагрубить капитану? Ведь у меня же была конкретная задача: обсудить с ним шансы третьего полета Ил-76 на Нджамену?»
- Проклятый алкоголь. Сколько можно пить? – задал себе риторический вопрос неудачливый воздыхатель француженки. – Может, пора завязывать со стаканом, а?
Джонс помотал головой, отгоняя тупую боль в висках. Плюхнувшись на сиденье в машину, парень машинально глянул в зеркало заднего вида.
- Ну и рожа! – слегка отшатнулся амер.
Левый глаз заплыл, почти закрылся. На скуле из-под содранного лоскута кожи сочилась кровь, в паху болело, словно туда плеснули кипятком. Раскорячившись на сиденье, кряхтя и охая, как дед, Джонс, не спеша, покатил на встречу с Марком.
Старый еврей, дисциплинировано, с 9.00 утра был на своем рабочем месте, разбирая бумажную почту из Найроби, просматривая служебную «электронку». Подняв глаза, он по-бабьи, горестно всплеснул руками, разглядывая помятый вид молодого напарника. Потом закидал его соответствующими моменту вопросами:
- Джонс, ну я же просил тебя только поговорить с капитаном. А вы что, начали с утра пораньше отрабатывать бросок через плечо или хук справа? Зачем такие вольности?
В голосе Марка не было ни сочувствия, ни возмущения. Он правильно все рассчитал, организовав встречу двух потенциальных конкурентов на любовном поприще, смешав в одну кучу личные отношения и служебные дела.
- На, пиши заявление или объяснительную записку, - участливо положил лист бумаги перед Джонсом «заботливый коллега». – Мы подобный возмутительный поступок русского капитана на тормозах спускать не будем. Ведь никто не позволяет ему так обращаться с сотрудником миссии ООН! - слегка высокопарно витийствовал Марк.
Амер, не пытаясь вникнуть в рассуждения напарника, подошел к кофейному аппарату. В его голове еще гудело и звенело мелкими колокольчиками, он плохо соображал, совсем не горя желанием «строчить телеги» в столь ранний час.
- Ладно, ты здесь передохни, немного, приведи себя в порядок, остынь, - смягчился Марк, проникнувшись внутренним состоянием своего коллеги. – Давай-ка мне ключи от машины. Я поеду, сам поговорю с этим грубияном.
Не надеясь на простую логику и увещевания, дедка решил сделать ставку на мелкий шантаж. По пути к отелю, он мысленно «вживался в образ», представляя себя «грозным перцем», сулившим русскому экипажу кучу неприятностей за утренний мордобой.
Блажен, кто верует бесконечно в собственные способности, без критического подхода к действительности.
- Что вы себе позволяете, капитан?! - пытался напустить побольше строгости в голосе Марк. – За что вы так измордовали моего Джонса? Ведь он хотел просто поговорить с вами о сегодняшних рабочих перспективах…
- Тогда какого черта надо было бросать «понты» и грубости в присутствии МОЕЙ женщины? – путая русские слова с английскими, моментально откликнулся Алекс.
Он был в одних бриджах, с перебинтованным торсом. Повязка из бинтов играла роль бандажа, помогая безболезненно дышать.
- Хе, хе, русскому тоже досталось, - чуть ехидно подумал Марк. – Бурно встретились два самца. И все из-за какой-то французской юбки? Тоже мне, рыцари без страха и упрека…
Алекс не предложил своему гостю присесть. Преодолевая слабость, он стоял напротив утреннего собеседника, показывая способность адекватно воспринимать действительность, принимать решения. Бурная ночь с Николь и утренний «спарринг» с Джонсом, конечно, дали напряжение душе и телу по полной программе, но «кто сказал, что в миссии ООН все решается легко и просто»?
- Я получил свежую информацию из Нджамены и подтверждение из Нью-Йорка о наличии последних пяти десятков наших сотрудников в ЧАД, собранных в аэропорту столицы. От вас ждут третьего полета, сэр. Вы ОБЯЗАНЫ сегодня лететь, - с вызовом произнес Марк.
- Нет, сэр, вы ошибаетесь. Сегодня мой борт, действительно, полетит. Но направление будет другим, а именно – «город Дуала – город Киншаса». Обеспечьте нам своевременную заправку, плиз…
- Вы хорошо подумали, капитан? Ваше решение противоречит условиям контракта российской авиакомпании с Летной службой ООН.
- Марк, мы взрослые люди, практически, ровесники. Неужели ты считаешь, что с высоты своего опыта мне хочется просто так сотрясать здесь воздух? Я ОТВЕЧАЮ ЗА СВОИ СЛОВА, наш самолет и мой экипаж. Еще раз подчеркиваю общую позицию моей команды - трупам деньги не нужны, понимаешь? Нджамена может нас не выпустить обратно после третьего визита…
Объяснение заинтересованных сторон состоялось. ООНовец понял, что здесь ловить больше нечего.
- Хорошо. Я подготовлю подробный документ-асесмент действий экипажа Ил76 в городе Дуала и городе Нджамена. Не уверен, что он понравится вашему руководству в Киншасе, а тем более, в Нью-Йорке.
- Ваше право, - безразлично ответил Алекс. – С удовольствием ознакомлюсь с умозаключениями «эксперта» от авиации.
Марк уловил язвительные нотки в голосе капитана и, не прощаясь, раздраженно закрыл за собой дверь в номер.
В ресторане, за неспешным завтраком, командир пересказал своим людям последние новости. Часть информации относительно утреннего визита Джонса, ребятам была известна. Решение возвращаться в Киншасу принято и одобрено всеми единогласно. Риск – дело благородное, вот только где границы возможного выживания или самоуничтожения, которые постоянно отчерчиваются в контексте данного феномена?
- Капитан, может быть, прежде чем убыть в Конго, изложим письменно свою позицию относительно отказа третий раз лететь в Нджамену? - осторожно предложил штурман.
- Зачем? – флегматично возразил Алекс. – У нас есть для «бумажной работы» специально обученный человек – наш сайт-менеджер . Вернемся в Киншасу, расскажем ему все детали камерунско-нджаменской «эпопеи», выскажем пожелания относительно вопросов безопасности в ходе полетов в зону боевых действий. Пусть он бодается потом с ООНовскими клерками. Ему за это деньги платят.
Никто не возражал. Пилотам хватает нелегкой работы в небе и своих обязанностей по ведению летно-технической документации. Все «разборки» бюрократического характера они с радостью готовы поручить третьему, заинтересованному лицу. Наверное, так и должно быть на практике.
Глава 24. Снова на базе миссии ООН в Киншасе
Активная фаза нашего повествования о недавних приключениях русских пилотов в Африке, практически, завершилась. Пока экипаж перегонял машину из Камеруна обратно в Конго, на базу временной дислокации МОНУК, у большинства ребят успело сложиться личное мнение о событиях нескольких напряженных дней в начале февраля 2008 года, когда пришлось прогуляться по лезвию ножа. Конечно, пилоты и техники еще раз, в концентрированном виде высказали свои пожелания командиру о тех аспектах безопасности, к которым можно и нужно готовиться заранее.
- Хм, а ведь моя первая командировка в Африку вполне могла оказаться последней, - подумал Алекс, как только самолет взял курс на «родную» Киншасу. – Хотя, шашкой я, кажется, не махал, решения принимал оперативно, взвешенно, пусть иногда, рискуя от недостатка информации».
Наш герой занимался примитивным самоанализом, но причин стыдиться своих поступков у него не находилось. Тем более, результаты полетов на Нджамену говорили сами за себя. Две с лишним сотни ООНовцев, по-хорошему, должны были б регулярно молиться по утрам за здоровье русского экипажа, вытянувшего их из чадского дерьма.
Многое из того, что вы, уважаемый читатель, прочли выше в данной повести, капитан в подробностях рассказал автору после нашей с ним встречи на вилле в Киншасе. Из самых лучших побуждений, желая поделиться опытом проведения внезапной эвакуации персонала из «горячей точки», излагая наши взгляды на вопросы обеспечения безопасности самолета, экипажа, пассажиров в экстремальной ситуации, мы составили подробный рапорт для вышестоящего начальства в миротворческой миссии ООН в Уганде и Конго.
Если тезисно пересказать все просьбы и пожелания, то на будущее, для успешного выполнения аналогичных полетов, нами предлагалось:
- выделять взвод охраны из личного состава миротворцев- военнослужащих миссии ООН для выполнения ими соответствующих функций в точке эвакуации;
- предоставлять медперсонал, реанимационное оборудование для оказания помощи пострадавшим на борту самолета;
- выделять небольшой запас питьевой воды, пищи, медикаментов для эвакуируемых лиц;
- разработать и внедрить систему оперативного оповещения экипажей, которые могут быть задействованы в операции;
- учитывать квалификацию командира воздушного судна, наличие у него опыта полетов в зоне боевых действий и соответствующих навыков пилотирования.
Предлагалось еще несколько мер организационно-практического характера, но пусть будет достаточно лишь тех, что изложены выше.
В принципе, ничего особенного. Все предложения без особого труда могут быть рассмотрены, обсуждены и в той или иной мере реализованы на практике. Было бы взаимное понимание и желание работать.
Каково же было наше удивление, когда патлатый югослав в высоком штабе летной службы МОНУК, вместо конструктивного разбора полетов и внесенных предложений, начал с пристрастием допытываться у капитана о причинах отмены третьего полета борта на Нджамену.
Глава 25. Патлатый Томас и бездушная машина ООНовской бюрократии.
Заместитель шефа Летной службы ООН в Конго и Уганде по вопросам планирования и безопасности полетов, сын одной из республик бывшей Югославии, всегда доставляет мне «удовольствие» демонстрацией высокомерного поведения в наших служебных беседах. Я приветствую его по-сербски, насколько мне хватает небольших знаний данного языка.
Высокий, худощавый, с густой шевелюрой, до самых плеч, черных с проседью волос (как он ее отмывает каждый день от киншасской пыли, грязи и пота?), Томас стремится произвести на окружающих и посетителей своего офиса впечатление «матерого миротворца», отслужившего по различным миссиям ООН лет семь. Может быть, чуть больше, не уточнял.
Заходя в его закуток штабного кабинета, всегда вижу макушку, уткнувшуюся в монитор (занят очень начальник, да-с). Дай бог, минут через пять «большой босс» повернется к тебе, и наконец, поздоровается. В дискуссии парень обязательно стремится принять доминантную позу. Нет, по образцу амеров он не закидывает плебейски ноги на край стола. Его сдержанности хватает только для того, что бы правую ступню положить на левое колено, ребристой подошвой к собеседнику, а потом, покачиваясь на кресле, начинать «важные» профессиональные монологи.
Полностью проявляя темперамент жителя горной местности, Томас не может удержаться в рамках стандартного приличия деловой беседы. Перепрыгивая с одного вопроса на другой, он берет в руки служебные документы, потом брезгливо бросает их на стол, переходя к дешевым угрозам, повышает голос.
- Маркус, если твоя компания не способна работать в интересах МОНУК без претензий и просьб, изложенных в твоем рапорте, то мы всегда сможем найти на ваше место десяток других контрактников, кто будет гораздо скромнее – сговорчивее в своих желаниях, - напористо вещает «большой начальник».
Боже, какая «железная» логика? Сколько раз встречаемся в этом кабинете, столько раз ты мне угрожаешь одним и тем же. Пора сменить пластинку, пока совсем не заело. Интересно, кто вообще, кроме славян, канадцев и юаровцев готов работать по ООНовским клоакам в Африке?
Вслух же произношу более очевидную мысль:
- Томас, а может, лучше нам совместно подумать, как в перспективе, обеспечить безопасность экипажа, самолета и пассажиров в ходе подобных эвакуаций? Ведь служба в Африке продолжается, и нет никаких гарантий, что полеты в ЧАД или другую «горячую точку» не повторятся? Какие моменты в наших предложениях чересчур сложны, затратны, невыполнимы, а?
Югослав смотрит на меня непонимающе. Как это я, простой сайт-менеджер могу уверенно возражать ему, а не «прикидываюсь ветошью» в начальственном кабинете, тихо соглашаясь с позицией «целого» заместителя начальника Летной службы всей миротворческой миссии?
- Сэр, вы получите от нас письменный ответ на все ваши вопросы, - верещит Томас. – Но учтите, нам не нужны люди и компании, не способные достойно выполнять поставленные задачи в полевых условиях…
ООНовская система, как самая мощная бюрократическая машина во всем мире, не любит напрягаться и всегда идет по пути наименьшего сопротивления. Зачем выполнять свои элементарные обязательства, суетиться, коль имеется достаточно негров (русских, украинцев, поляков, азиатов и т.д.) которые, по ее разумению, должны «рыть носом» землю, проявляя небывалое служебное рвение за те деньги, что платит сегодня прототип «мирового правительства»?
А тот риск, который сопутствует работе пилотов в непростых африканских условиях, всего лишь неизбежные «издержки производства». Закроем на них глаза. Ведь гораздо проще оклеить стены кабинетов «наглядной агитацией» с фотографиями, сделанными на местах катастроф самолетов и вертолетов, начертав рядом (не понятно для кого и зачем) сакраментальное:
«На первом месте безопасность полетов, на втором опять безопасность и на третьем тоже она, родимая».
Неделю спустя Томас, глубокомысленно поводив жалом по углам своего офиса, вдоволь потоптав клавиатуру, и с благословения вышестоящего начальника присылает нам бумагу, где вежливо, в лучших традициях матерого бюрократа посылает всех «умных» просителей подальше, предлагая забыть нам о «ненужных» инициативах.
То есть, авиация, работающая в африканском небе, живет сама по себе, а большие начальники от Летной службы МОНУК в свою очередь озабочены лишь своими местечковыми проблемами. Знакомая до боли картинка, не правда ли?
Вот так «решаются» повседневные рабочие вопросы в рамках господства «страны ООНии» на той или иной территории планеты. Я не даю им оценку на уровне «плохо-хорошо». Всего лишь иллюстрирую конкретными примерами деятельность простого сайт-менеджера в далекой «Конголезии», который отстаивает интересы своего экипажа. Зачем пробивать головой стенку, если многие вещи постоянно надо воспринимать с юмором и долей здорового пофигизма?
Может быть, удача снова не изменит нашим пилотам в подобных полетах на грани фола. Да храни их Бог!
Окончание. Эра миротворчества
Так банально, но в духе традиций страны «ООНии» завершились приключения российского экипажа Ил-76 на африканских просторах, имевших место в новейшей истории, в 1-ой декаде марта 2008 года. Нам всем знаком старый, как мир, сюжет: когда большие и маленькие начальники, надувают щеки и утрамбовывают задницами свои любимые служебные кресла, всегда находятся простые работяги (неба, океана, сохи и т.д. по списку), кто пытается честно тянуть свою повседневную лямку.
Надеюсь, в той повести, что вам довелось прочесть, никто не усмотрел никаких признаков героизма и самопожертвования. Автор ни в коем случае не ставил перед собой задачи обратить внимание читателя на подобные аспекты работы наших земляков в Африке.
Но все прекрасно понимают, что черный континент не любит слабых, дилетантов, выскочек, приехавших из далеких «цивилизованных миров», чтобы нести аборигенам якобы «разумное, доброе, вечное, демократичное».
Тем не менее, наши пилоты из стран постсоветского пространства, в первую очередь России, Белоруссии, Украины, Казахстана сегодня прочно «прописались» на африканских просторах. Никто из них не работает за какую-либо мифическую «миротворческую идею». Все приезжают зарабатывать деньги для дома и семьи, а потому, волей или неволей вынуждены доказывать повседневным трудом только одну мысль – «мы лучшие, мы профессионалы». Пусть невостребованные, пока, в полной мере в своей стране, где путинское правительство тупо разрушает гражданскую авиацию на радость иноземным конкурентам. Кто не согласен, пусть подскажет, где же новые модификации Илов с пермскими моторами или новые АНы? Одно старье летает в небе России. И падает регулярно.
Несомненно, полеты на грани фола во враждебную Нджамену позволяют поставить твердый «зачет» нашим землякам, подтверждая очевидный факт: историю миротворческих операций ООН нельзя сегодня представить без участия российских авиаторов, пилотов Ил-76 и экипажей вертолетов Ми-8.
Следуя традициям жанра, мы, конечно же, кратко обозначим здесь дальнейшую судьбу тех героев, с кем вам довелось встретиться в ходе повествования:
Сотрудники Летной службы ООН в Конго, украинец Александр и россиянин Михаил продолжают свою службу «во имя мира» на черном континенте. Благодаря этим офицерам мы обязательно получим новые сюжеты для наших приключенческих историй.
Алекс, капитан Ил-76, полковник запаса Вооруженных Сил Белоруссии благополучно завершил свою первую командировку в Африку и улетел отдыхать в родной Витебск. Конечно же, он заслужил небольшую передышку для осмысления пройденного участка пути. Рано или поздно каждый из нас отвечает на сакраментальный вопрос: «А надо ли мне ЭТО?» В данном случае, затягивающая, как болото, работа на страну «ООНию». Сашка выберет правильный ответ и продолжит полеты на африканских просторах.
Француженка Николь, вспоминая романтически-сексуальный порыв своего седого кавалера, твердо решила, что в далеком Париже, среди многочисленных педиков-придурков и прочих секс-меньшинств ей ловить нечего. Если род мужской в Европе вымирает, так может быть, в Африке осталось немного альфа-самцов, способных доказать свою принадлежность к сильной половине человечества?
- Маркус, ты знаешь, что наша компания выиграла тендер на поставку еще одного Ил-76 в ЧАД? – проинформировал меня хороший знакомый из далекой «московии». – Учи французский, мон ами, и не забывай матчасть.
Подобная новость для нашей истории может означать только одно: Алекс и Николь обязательно встретятся где-нибудь на задворках африканского континента. А мы станем свидетелями их бурного романа и нежной любви.
Марк, сотрудник ООН в Камеруне, получил долгожданное повышение по службе. Оставив опостылевшую Африку, дедка продолжил работу на «благо мира» в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Заслужил, конечно, старик.
Его коллега Джонс оказался менее удачлив. После скоропостижной кончины своей единственной «надежды и опоры», престарелого отца, бывшего конгрессмена от республиканской партии США, американец оказался никому не нужен, даже в условиях черного континента. С ним просто не стали продлевать очередной контракт. Как говорится, каждому свое в нашем бренном мире.
Русский экипаж Ил-76 продолжает работу в Африке, привычно наматывая десятки тысяч километров над жарким континентом. Черная цивилизация еще пребывает в летаргическом сне, а когда пробуждается, то щедро рассыпает нам новый материал для интересных сюжетов. Надо лишь немного подождать.
КОНЕЦ
Предыдущая часть: