Найти в Дзене

От кульминации до состояния: два пути музыкальной формы (Продолжение)

Как я уже писала ранее, форма - это средство, а не цель (если, конечно, вы не поставили себе задачей всей жизни написать симфонию или концерт). Но чтобы средство работало на тебя, нужно понимать, что оно вообще может делать. Ведь не будем же мы вилкой пытаться сверлить стену, например, хотя можно попробовать. В современном мире широко потребляемой музыки можно сказать, что отсутствуют крупные формы, так те же симфонии. Всё, что мы слушаем, мы называем коротким словом "трек". И несмотря на то, что время ускорилось на мой взгляд основной задачей, что для нас, что для композиторов прошлых лет является примерно одно и то же - удержать внимание слушателя. Вопрос только в пропорции этого внимания и его качестве. Благодаря ускорению и укорачиванию всех музыкальных процессов, большинство треков можно рассматривать как песенную или двух/трех-частную форму, но несмотря на это внутри можно выделить внутри этого две идейные категории, которые и ведут нас к пониманию "работы формы на нас". И это -

Как я уже писала ранее, форма - это средство, а не цель (если, конечно, вы не поставили себе задачей всей жизни написать симфонию или концерт). Но чтобы средство работало на тебя, нужно понимать, что оно вообще может делать. Ведь не будем же мы вилкой пытаться сверлить стену, например, хотя можно попробовать.

В современном мире широко потребляемой музыки можно сказать, что отсутствуют крупные формы, так те же симфонии. Всё, что мы слушаем, мы называем коротким словом "трек". И несмотря на то, что время ускорилось на мой взгляд основной задачей, что для нас, что для композиторов прошлых лет является примерно одно и то же - удержать внимание слушателя. Вопрос только в пропорции этого внимания и его качестве.

Благодаря ускорению и укорачиванию всех музыкальных процессов, большинство треков можно рассматривать как песенную или двух/трех-частную форму, но несмотря на это внутри можно выделить внутри этого две идейные категории, которые и ведут нас к пониманию "работы формы на нас". И это --барабанная дробь-- - наличие или отсутствие --тсссссссс-- кульминации! Парапарапам-бум!

Я бы сказала, что это треки, которые к ней либо стремятся, либо не видят в этом своей задачи. Я назову их "направленные" и "треки-состояния". В зависимости от того, есть ли у вас задача создать кульминацию, будет крайне зависеть ваша форма. Вопрос теперь такой: зачем вам нужна кульминация?

Направленные композиции, будучи различными по своей внутренне структуре (о чем мы поговорим позже), все следуют нам известному аспекту восприятия, как и мы следуем закону жизни, просто живя ее. Мы рождаемся, развиваемся каждый по-своему, живем лучшие и ярчайшие моменты каждый в свое время, а потом угасаем. И это невозможно отменить. Так и музыка как произведение человеческого ума, как быстрая жизнь звука идет по тому же пути: начало, развитие событий, кульминация, конец. Это естественно и органично, это всем если и не понятно, то точно подсознательно ощущаемо.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша композиция была доступна большинству, а, возможно, и любима и восхваляема большинством, то вам точно нужна кульминация. И ее наличие и качество будет обуславливать все, что происходит в вашем треке.

Треки-состояния - противоположность направленным. Их идея в корне иная. Если в направленных композициях время течет вперед, неумолимо приближаясь к концу, то здесь оно может вовсе остановиться. Это как бы фотография какого-то момента жизни, на которую можно смотреть очень долго, если не бесконечно, вспоминая обстоятельства, детали и эмоции. А можно просто смотреть и не думать.

В треках-состояниях, хоть они могут быть и довольно длинными, все равно запечатлен какой-то небольшой фрагмент проживания автора. И по сравнению с целой "жизнью" направленных композиций состояние это может не совпасть с состоянием слушателя. Жизнь, пусть и большая, но алгоритм ее в целом понятен, а вот каждое конкретное состояние - это очень личное дело. Я к тому, что в таких треках вероятность не попасть в слушателя гораздо выше. И чем ярче будет это состояние показано, тем выше вероятность не попасть.

В случае же с желанием посидеть на двух стульях и изобразить состояние, но со стремлением получить массового слушателя, мы и имеем кучу безликой музыкальной массы, которая в целом может быть описана как "никакая". Это, разумеется, не обязательный исход, но вероятность есть. Настоящее состояние требует не изображения, а погружения, что доступно далеко не всем, как авторам, так и слушателям.

Ну что, как вам мой философский ликбез о первопричинах формообразования в музыке?) А у меня еще в рукаве дальнейшая классификация, да еще и с примерами! Так что, как вы помните, самые терпеливые и лайкожмакающие получат продолжение в следующей серии!😘

✦ ✦ ✦

#аранжировка #форма #композиция #музыкальноемышление #продюсерство #музыкальнаяформа #кульминация #музыкасостояния #музыкальныйанализ #современнаямузыка #саунддизайн #музыкальнаяфилософия