Найти в Дзене

Первый на макушке Земли: история похода ледокола «Арктика»

Представьте себе абсолютную, звенящую тишину. Белое безмолвие, где нет ничего, кроме льда и ветра. И вдруг эту вековую тишину разрывает чудовищный треск. Это ледокол «Арктика», ревя 75 тысячами «лошадей», буквально въезжает в историю. 17 августа 1977 года, ровно в 4 часа утра, случилось то, что скептики называли безумием, а фантасты — делом далёкого будущего. Впервые надводный корабль добрался до географического Северного полюса. Не пролетел над ним, не проплыл подо льдом, а проломил себе дорогу силой атома. Идея достичь полюса на корабле долгое время казалась чистой воды авантюрой. Однако ещё в начале XX века великие умы — адмирал Макаров и Дмитрий Менделеев — рисовали чертежи мощных ледорезов. Конечно, был легендарный «Ермак», позже подвиг совершил «Сибиряков», пройдя Севморпуть за одну навигацию в 30-х годах. Но это всё были сезонные победы и разовые битвы. Арктика не прощает слабости. Чтобы взять её за горло и держать круглый год, нужно было что-то принципиально иное. Не просто ко
Оглавление

Представьте себе абсолютную, звенящую тишину. Белое безмолвие, где нет ничего, кроме льда и ветра. И вдруг эту вековую тишину разрывает чудовищный треск. Это ледокол «Арктика», ревя 75 тысячами «лошадей», буквально въезжает в историю. 17 августа 1977 года, ровно в 4 часа утра, случилось то, что скептики называли безумием, а фантасты — делом далёкого будущего. Впервые надводный корабль добрался до географического Северного полюса. Не пролетел над ним, не проплыл подо льдом, а проломил себе дорогу силой атома.

Мечта, которая казалась самоубийством

Идея достичь полюса на корабле долгое время казалась чистой воды авантюрой. Однако ещё в начале XX века великие умы — адмирал Макаров и Дмитрий Менделеев — рисовали чертежи мощных ледорезов. Конечно, был легендарный «Ермак», позже подвиг совершил «Сибиряков», пройдя Севморпуть за одну навигацию в 30-х годах. Но это всё были сезонные победы и разовые битвы.

Арктика не прощает слабости. Чтобы взять её за горло и держать круглый год, нужно было что-то принципиально иное. Не просто корабль, а монстр с неограниченным запасом хода.

И этот монстр родился в Ленинграде. Балтийский завод, 1971 год. Именно здесь заложили атомный ледокол «Арктика». Цифры даже сегодня вызывают уважение, а тогда они просто сносили крышу:

Длина — почти полтора футбольных поля (148 метров).

Водоизмещение — 23 тысячи тонн.

Ледовый класс — способность крушить лёд толщиной в пять метров.

Пять метров, вдумайтесь! Это высота двухэтажного дома. И вот эта стальная махина в апреле 1975 года была готова бросить вызов природе.

Рейс в неизвестность: как это было

Когда 9 августа 1977 года «Арктика» выходила из Мурманска, это напоминало начало военной операции. На борту — целый город: 207 человек. Экипаж, учёные, журналисты. Запасов еды загрузили столько, что можно было дрейфовать автономно месяцев восемь.

Маршрут проложили дерзкий: через Новую Землю, порт Диксон — и резко на север, в те самые «белые пятна», где карты были скорее условностью.

Было ли страшно? Безусловно.
Лёгкой прогулки никто не обещал, и Арктика быстро показала зубы. Почти 1200 миль пришлось идти через тяжелейшие многолетние льды. Атомоходу приходилось работать в режиме тарана: разгон, удар, отход назад, снова разгон. Корпус стонал, вибрация была такой, что казалось, вылетят пломбы из зубов.

Иногда ледяные поля смыкались, зажимая судно в тиски. На то, чтобы вырваться из одной такой ловушки, уходило по четыре часа бешеной работы реакторов. Это был не круиз, это была драка. Драка техники против стихии.

Ходовая рубка ледокола
Ходовая рубка ледокола

Момент истины на 90-й широте

Но они дошли.
Утро 17 августа. Навигационные системы замирают на отметке 90°00′00″. Северный полюс. Точка, где сходятся все меридианы, и куда бы ты ни посмотрел — везде юг.

Эйфория была невероятная. Над ледоколом взвился красный флаг. Кто-то обнимался, кто-то кричал «Ура!», а радисты уже отстукивали в Москву победную депешу. В этот момент экипаж, наверное, чувствовал себя космонавтами, только не на орбите, а на макушке планеты.

В океан, на глубину более 4 километров, торжественно опустили памятную плиту с гербом СССР. Символический жест: «Мы здесь были, и мы вернемся». Вспомнили и Георгия Седова, который погиб, пытаясь дойти сюда пешком. Его мечта сбылась спустя десятилетия, пусть и под грохот атомных турбин.

Кстати, ученые, которые шли в этот рейс не ради славы, а ради науки, сделали ошеломляющее открытие. До этого считалось, что под панцирным льдом на полюсе жизни нет — стерильная пустыня.
Как бы не так!
Взяв пробы, биологи ахнули: в толще льда и воде кипела жизнь. Микроорганизмы, рачки, планктон. Оказалось, что «крыша мира» обитаема.

Подготовка торжественного митинга на полюсе
Подготовка торжественного митинга на полюсе

Возвращение и триумф

Обратно в Мурманск «Арктика» летела как на крыльях, выбрав кратчайший маршрут. Прибыли 22 августа. Весь мир (и особенно «западные партнеры») был в шоке. Советский Союз доказал не просто техническое превосходство. Был дан ответ на главный вопрос: возможна ли круглогодичная навигация в Арктике?
Ответ был однозначным: да, если у вас есть атомный флот.

Этот поход перевернул экономику. Северный морской путь перестал быть лотереей и стал рабочей трассой. Вслед за «Арктикой» со стапелей начали сходить ее «братья» — «Сибирь», «Россия», «Ямал». Советский атомфлот стал реальностью, с которой нельзя было не считаться.

«Арктика» во главе каравана
«Арктика» во главе каравана

Грустный финал легенды и новое начало

Увы, у кораблей, как и у людей, свой век. «Арктика» честно отпахала больше 30 лет. Она прошла миллион миль — это как пять раз сгонять до Луны. В 1983 году ледокол совершил еще один подвиг, буквально вытащив за шкирку из ледового плена караван из 56 судов, спасая сотни жизней.

В 2008 году сердце атомохода остановили. Начались долгие и мучительные споры: что делать с героем?
Утилизация стоила миллиарды. Превращение в музей — сотни миллионов. Капитан Григорий Улитин и тысячи энтузиастов умоляли сохранить судно. «Нельзя резать на иголки нашу память!» — говорили они. Собирали подписи, писали письма.

К сожалению, прагматизм победил романтику. Старую «Арктику» приговорили к утилизации. Горько? Безусловно. Уничтожение такого символа — это как снести памятник архитектуры ради парковки.

Но имя живо.
Традиции на флоте сильнее смерти металла. Эстафету перехватило новое поколение. В 2016 году на воду спустили новый атомный ледокол проекта 22220, и на его борту снова написано — «Арктика».

Этот новый гигант ещё мощнее, больше и автономнее. Он способен жить во льдах по семь лет без перезагрузки топлива. Это настоящий плавучий город будущего. История сделала виток, и «Арктика» снова ломает льды на вершине мира, доказывая, что нет ничего невозможного, если есть воля и технологии.

Так что, когда вы слышите о новых победах на Севморпути, знайте: всё началось тогда, тем туманным утром 1977 года.