Найти в Дзене
Граница и Ценность

«Кто может спасти нас от социальных сетей? На данный момент, пожалуй, только мы сами»

Мы одни из тех людей, у которых постоянно открыто множество вкладок в браузере с различными статьями, книгами, роликами. Часть из них прочитывается, просматривается и успешно закрывается, а некоторые продолжают висеть месяцами, потому что до них никак не дойдут руки или они показались нам настолько интересными и важными, что ими хочется делиться с другими людьми, включив данные из этих статей в собственные работы. И так действительно происходит с частью материалов, однако некоторые статьи настолько выбиваются из того, о чём мы обычно пишем, что они так и остаются «в резерве». И на днях нам пришла в голову идея опубликовать подобные «висяки», предваряя их собственными размышлениями. Первый материал, которым нам хочется поделиться, является фрагмент книги американского писателя и журналиста Николаса Карра «Кто может спасти нас от социальных сетей? На данный момент, пожалуй, только мы сами», опубликованный в The Harvard Gazette 29 января 2025 года (да, она висела открытой в браузере на

Мы одни из тех людей, у которых постоянно открыто множество вкладок в браузере с различными статьями, книгами, роликами. Часть из них прочитывается, просматривается и успешно закрывается, а некоторые продолжают висеть месяцами, потому что до них никак не дойдут руки или они показались нам настолько интересными и важными, что ими хочется делиться с другими людьми, включив данные из этих статей в собственные работы. И так действительно происходит с частью материалов, однако некоторые статьи настолько выбиваются из того, о чём мы обычно пишем, что они так и остаются «в резерве». И на днях нам пришла в голову идея опубликовать подобные «висяки», предваряя их собственными размышлениями.

Первый материал, которым нам хочется поделиться, является фрагмент книги американского писателя и журналиста Николаса Карра «Кто может спасти нас от социальных сетей? На данный момент, пожалуй, только мы сами», опубликованный в The Harvard Gazette 29 января 2025 года (да, она висела открытой в браузере на протяжении 10 месяцев)

Нас она зацепила тем, что подняла очень важный вопрос способа нашего взаимодействия с социальными сетями, к которым недавно добавились ещё и маркетплейсы. Карр напоминает нам, что в эпоху, когда множество профессионалов изобретают всё новые и новые способы удерживать нас «подключенными» к интернету, только возврат собственной субъектности и агентности может удержать нас от того, чтобы не утонуть во всемирной паутине.

Далее приведены выдержки из статьи, ссылка на полный оригинальный вариант будет приведена в конце.

"Это было в воскресенье вечером, 19 октября 1952 года, Фрэнк Уолш, электрик из Лонг-Айленда, подрабатывавший охранником, был измотан. Он поднялся наверх, чтобы лечь спать, а его жена, теща и пятеро детей остались в гостиной смотреть телевизор. Они были поглощены просмотром последней серии новой популярной комедии «Шоу Эббота и Костелло». Уолш ворочался и не мог заснуть. Телевизор был слишком громким, смех раздражал. Его раздражение нарастало, а затем перешло в ярость. Он встал и схватил пистолет .38 Special, который использовал в работе охранником. Спускаясь вниз по лестнице, примерно не полпути он увидел ненавистный телевизор. Он остановился, прицелился и выстрелил в экран.

Жена Уолша, в ярости, позвонила в полицию. Прибывшие полицейские конфисковали револьвер, но никого не арестовали. Они объяснили, что нет закона, запрещающего стрелять в собственный телевизор. Два дня спустя The New York Times опубликовала краткую ироничную заметку об этом инциденте под заголовком «Очевидно, самооборона». На следующий день обозреватель Times Джек Гулд похвалил «общественно значимый поступок» Уолша. Он призвал власти вернуть мужчине его оружие. «Его работа едва началась». Освещение этого события в газете сделало Уолша знаменитостью. Через неделю он появился в качестве участника в популярной игровой телепередаче «Strike It Rich», выходящей в прайм-тайм. Он выиграл телевизор.

Фрэнк Уолш обнаружил, что стрелять в телевизор — это не удар по СМИ и их господству. Это слияние с телевизионным миром. Это значит действовать так, как действовал бы кто-то на телевидении. Как сразу поняли продюсеры «Strike It Rich», не говоря уже о редакторах The New York Times, выстрел Уолша в телевизор был событием, созданным для СМИ — возмутительным, забавным, жестоким, понятным. Превратившись в объект развлечения и попав в поток СМИ, Уолш лишь успел превратить себя в контент. Однако его поступок жил дальше. Стрельба из пистолета по телевизору стала культурным клише, бесконечно повторяемым в книгах, фильмах, песнях, мультфильмах и, конечно же, телевизионных шоу. Элвис Пресли взял за привычку стрелять в свои телевизоры и закапывать их останки на «телевизионном кладбище» за Грейслендом. Затем он выходил и покупал новые телевизоры. Он держал более дюжины телевизоров в разных местах своего особняка, подключенных к розеткам и транслирующих программы. Окружив себя экранами, Король стал пионером. Сейчас мы все живем в Грейсленде.

***

… Европейцы могут отказаться от участия в системах сбора данных, программах таргетированной рекламы и даже, с лета 2023 года, от персонализированных новостных лент. Но эти меры контроля, какими бы полезными они ни были, на самом деле не изменили принципы работы социальных сетей. Причина проста: они не изменили поведение большинства пользователей. Как показывают опросы, потребители привыкли обменивать личную информацию на индивидуализированные продукты и услуги. На данный момент лишь немногие из них откажутся от получения контента, ориентированного на их желания. Персонализация стала центральным элементом опыта людей в СМИ и удовольствия, которое они извлекают из него. Для заядлых пользователей TikTok удаление раздела «Для тебя» со страницы «Для тебя» было бы равносильно отключению центра удовольствия в мозгу. Активное взаимодействие выгодно не только платформам, но и пользователям.

… пока мы не вспомним, что именно мечты технологов привели нас к нынешней ситуации. Следующая волна инноваций — более крупные языковые модели, более убедительные чат-боты, более эффективные системы генерации контента и цензуры, более точные устройства отслеживания движения глаз и датчики тела, более иммерсивные виртуальные миры, более быстрое всё — только ещё больше погрузит нас в пустоту гиперреальности.

Выдающийся историк технологии Томас Хьюз, посвятивший десятилетия изучению электроэнергетики, производственных предприятий, транспортных и коммуникационных сетей, утверждал, что сложные технологические системы трудно, если не невозможно, изменить после того, как они устоялись. На ранних этапах становления системы общественность имеет возможность влиять на её проектирование, функционирование и регулирование. Но по мере того, как она становится неотъемлемой частью жизни общества и людей — по выражению Хьюза, по мере того, как технология набирает «импульс», — она сопротивляется изменениям. Любые далеко идущие изменения в системе вызывают слишком много сбоев для слишком большого числа людей. Общество подстраивается под систему, а не наоборот.

В 1990-е годы, когда Интернет только начинал свой переход от академической к коммерческой сети, мы могли бы принять законы и ввести правила, которые определили бы курс его развития и, спустя годы, повлияли бы на то, как работают социальные сети.

… Наша вера в преимущества все более эффективной коммуникации перевесила любые опасения по поводу рисков или непреднамеренных последствий. Теперь переосмыслить систему уже слишком поздно. Она слишком глубоко проникла в общество и общественное сознание.

Но, возможно, еще не поздно изменить самих себя."

Ссылка на оригинал статьи: https://news.harvard.edu/gazette/story/2025/01/book-excerpt-from-superbloom-by-nicholas-carr/?utm_source=SilverpopMailing&utm_medium=email&utm_campaign=Daily%20Gazette%2020250130%20(1)&spMailingID=35812429&spUserID=MjQ2NDU4ODg1NjYxS0&spJobID=2824195967&spReportId=MjgyNDE5NTk2NwS2

С уважением к вашей профессии и ценности, Ваши проводники в мир психологии, магистры психологии, когнитивно-поведенческие терапевты Василий Алейников и Елена Горбатова - профессионалы, которые знают, как выстраивать реальное и виртуальное общение