Найти в Дзене
Под капотом

Сможет ли Toyota победить AMG? Разработка двигателя на 600 сил объемом 2 литра

Загнать шестьсот лошадиных сил в двухлитровый четырёхцилиндровый мотор — звучит как техническая утопия или розыгрыш инженеров 1 апреля. Но в кулуарах Toyota последние годы именно об этом и говорят. Только шепотом, без громких анонсов. Они не разрабатывают двигатель. Они строят дорогу к нему. Кирпичик за кирпичиком. Всё началось не с чертежей супермотора, а с маленького, злого трёхцилиндрового «котелка» для хетчбэка GR Yaris. Помните, как все удивились? Полтора литра, да 300 сил? Инженеры тогда хитро улыбались: это не просто мотор, это технологический демонстратор. Всё, что пригодится для будущих безумств, обкатали здесь: форсунки, выдерживающие чудовищное давление в 500 бар, чтобы топливо превращалось в туман; поршни с хитрыми каналами, по которым масло буквально омывает их изнутри, спасая от плавления; и турбина на шарикоподшипниках, которая реагирует на газ почти мгновенно. Это была не теория. Это уже ездило по дорогам. Этот манифест быстро превратился в серийную практику. Следующей

Загнать шестьсот лошадиных сил в двухлитровый четырёхцилиндровый мотор — звучит как техническая утопия или розыгрыш инженеров 1 апреля. Но в кулуарах Toyota последние годы именно об этом и говорят. Только шепотом, без громких анонсов. Они не разрабатывают двигатель. Они строят дорогу к нему. Кирпичик за кирпичиком.

Всё началось не с чертежей супермотора, а с маленького, злого трёхцилиндрового «котелка» для хетчбэка GR Yaris. Помните, как все удивились? Полтора литра, да 300 сил? Инженеры тогда хитро улыбались: это не просто мотор, это технологический демонстратор. Всё, что пригодится для будущих безумств, обкатали здесь: форсунки, выдерживающие чудовищное давление в 500 бар, чтобы топливо превращалось в туман; поршни с хитрыми каналами, по которым масло буквально омывает их изнутри, спасая от плавления; и турбина на шарикоподшипниках, которая реагирует на газ почти мгновенно.

Это была не теория. Это уже ездило по дорогам.

Этот манифест быстро превратился в серийную практику. Следующей ступенькой стал 2.4-литровый турбомотор T24A-FTS для кроссоверов вроде Lexus TX. Взяли проверенную архитектуру, усилили блок, улучшили охлаждение, применили лазерное напыление на стенки цилиндров. Результат — 278 «спокойных» сил в серийной версии и бесценный опыт. Это была важная проверка: инженеры убедились, что гоночная «начинка» обладает запасом прочности для размеренной гражданской службы, не растеряв своего потенциала.

А что на фронте сегодня?

Пока Toyota оттачивает свои решения, титул абсолютного короля серийных «двухлитровок» прочно удерживает Mercedes-AMG. Их двигатель M139 — это своеобразный Эверест, покорённый немецкими инженерами. В версии для моделей A 45 S и CLA 45 S этот 2.0-литровый четырёхцилиндровый мотор выдаёт феноменальные 421 лошадиную силу. Цифра, от которой ещё недавно у любого механика округлились бы глаза — такие показатели были уделом специально подготовленных гоночных двигателей, а не серийных машин. Это 210.5 л.с. с литра — золотой стандарт, планка, которую теперь нужно брать. И они задают ту самую высокую планку, через которую Toyota хочет перепрыгнуть, заглянув в область 300 сил с литра.

-4

А чуть позже, появился и первый прямой намёк. В начале 2024-го мир увидел гоночный концепт GR Corolla. Под его капотом — знакомая «трёшка» 1.6, но в состоянии крайней степени готовности. Официальные цифры — 408 сил. И тут главная фраза, брошенная как бы между прочим: «Потенциал архитектуры позволяет выжать до 600 л.с.». Не «мы сделаем», а «позволяет». Это как сказать, что ваш серийный автомобиль теоретически может ехать 300 км/ч, просто спидометр закрашен. И теперь эта цель — 600 сил — выглядит уже не как полёт фантазии, а как прямой вызов нынешнему рекордсмену.

-5

Так где же сейчас, в 2025 году, находится этот мифический двигатель?

Его как отдельного изделия в сейфах Toyota не существует. Зато идёт жёсткая работа над тремя «узкими местами», которые стоят между мечтой и серией:

  1. Жара. Чтобы переплюнуть даже AMG, нужно справиться с теплом, которое будет плющить металл. 600 сил с такого объёма — это адская печь под капотом. Как отвести это тепло? Как не дать алюминиевой головке блока превратиться в кашу? Решения обкатывают на гоночных трассах Японии в сериях типа Super Taikyu, где машины должны выдерживать многочасовые гонки.
  2. Детонация. Когда в цилиндрах такое бешеное давление, топливо взрывается само, а не горит. Это убивает мотор за секунды. Значит, нужны ещё более умные системы впрыска, возможно, два комплекта форсунок, и хитрейшее управление температурой каждого цилиндра. Без этого ни о каком ресурсе речи быть не может.
  3. Железо. Какие сплавы выдержат нагрузки, которые будут на 40% выше, чем у нынешнего рекордсмена? Какой коленвал не согнётся, а шатуны не разлетятся на части? Это вопросы к металлургам, и ответы на них ищутся в реальном времени.

Вывод прост: Toyota не гонится за громким рекордом ради заголовков. Их путь — это медленное, методичное восхождение на Эверест, на вершине которого уже стоит флаг Mercedes-AMG. Сначала показали, что могут 300 сил с 1.6 литра. Потом — что эти технологии надёжны в большом серийном моторе. Затем намекнули на потолок возможностей.

Когда все пазлы — материалы, электроника, системы охлаждения — сойдутся воедино, мы увидим результат. Возможно, в составе гибридной установки нового суперкара, где электромотор поможет снять пиковую нагрузку с ДВС. Тойота не создаёт двигатель на 600 сил. Она создаёт для него фундамент. И в 2025 году они как раз заливают этот фундамент самым высокотехнологичным бетоном. Тихо, без лишнего шума, но очень уверенно. Битва за два литра только начинается.