Найти в Дзене
киНоНостальгия

Авторский подход, бульварный сюжет, секретный агент, девушка Бонда. "Тигр любит свежую плоть" (1964).

Шпионский триллер "Тигр любит свежую плоть" (Le Tigre aime la chair freiche/Code Name: Tiger, 1964) основательно подзабыт и по гамбургскому счету - вполне заслуженно. Хотя, на мой взгляд, "Тигр" все-таки заслуживает внимания - как минимум, в качестве любопытного артефакта. Забавным образом в "Тигре" сошлись два противоположных феномена кино 60-х - революционный и консервативный. Французская "новая волна" и американо-британская "бондиана", сенсационно стартовавшая "Доктором Ноу". Как такое возможно, спросите вы? Сейчас увидим. В конце 50-х группа молодых критиков и режиссеров объявила, что время "папиного кино" истекает. Долой буржуазные мелодрамы, детективы, триллеры, костюмные боевики! Прощайте, павильонные съемки и идеально-вылизанная "голливудская" картинка! Хватит условных, пыльных сюжетов! Камера должна выйти на улицу из павильона и глотнуть свежего воздуха. Да здравствуют спонтанность, подвижность, естественность, молодые лица! Движение получило название "новая волна" (Nouvelle

Шпионский триллер "Тигр любит свежую плоть" (Le Tigre aime la chair freiche/Code Name: Tiger, 1964) основательно подзабыт и по гамбургскому счету - вполне заслуженно. Хотя, на мой взгляд, "Тигр" все-таки заслуживает внимания - как минимум, в качестве любопытного артефакта. Забавным образом в "Тигре" сошлись два противоположных феномена кино 60-х - революционный и консервативный. Французская "новая волна" и американо-британская "бондиана", сенсационно стартовавшая "Доктором Ноу". Как такое возможно, спросите вы? Сейчас увидим.

В конце 50-х группа молодых критиков и режиссеров объявила, что время "папиного кино" истекает. Долой буржуазные мелодрамы, детективы, триллеры, костюмные боевики! Прощайте, павильонные съемки и идеально-вылизанная "голливудская" картинка! Хватит условных, пыльных сюжетов!

Камера должна выйти на улицу из павильона и глотнуть свежего воздуха. Да здравствуют спонтанность, подвижность, естественность, молодые лица! Движение получило название "новая волна" (Nouvelle Vague) и сыграло решающую роль в трансформации кино "золотого века" в тот кинематограф, который мы знаем сегодня. По аналогии, обновленное американское кино получило схожее название - "новый Голливуд" 70-х.

-3

В 1962-м начал триумфальное шествие по экранам мира агент 007. Пожалуй, за исключением исторических "колоссов" в духе "Десяти заповедей" и "Бен-Гура", франшиза о Джеймсе Бонде - самый явный антипод "новой волны". Подчеркнуто гламурный стиль, фантасмагорические сюжеты, не имеющие ничего общего с реальной жизнью персонажи, лунатические заговоры злодеев-мегаломаньяков, мода и китч как основополагающий принцип. Как водится, феноменальный успех 007 мгновенно породил мировую моду на гротескные шпионские триллеры. Так мы подбираемся к "Тигру"...

Одна из ярких фигур "новой волны" - начинающий режиссер Клод Шаброль, будущий классик французского кино. Его дебютный фильм "Красавчик Серж" (1958), один из ранних манифестов движения, пользовался большим успехом у критики и публики.. Окрыленный Шаброль поставил еще одну успешную ленту - "Кузены", а затем по самолюбию молодой знаменитости был нанесен чувствительный удар - его следующие работы потерпели фиаско.

-4

И тут вовремя подоспело неожиданное предложение - поставить шпионский триллер в духе бондианы. Бульварные приключения с очередным нелепым сюжетом, мачо-героем, прекрасной блондинкой - и режиссер-интеллектуал "новой волны"! Такое возможно? Да!

Шаброль проявил здоровый цинизм, ему надо было восстанавливать коммерческое реноме и доверие продюсеров, так почему бы не сыграть по их правилам? В конце концов, Хичкок, которого молодые бунтари боготворили и провозгласили подлинным автором-художником (auteur), всю жизнь снимал коммерческие триллеры. Кто сказал, что в трудную минуту нельзя закрыть глаза на принцип и попробовать себя в презираемом "папином кино"?

-5

Позднее в своих интервью Шаброль отзывался о "Тигре" с иронией. Он прекрасно понимал, что снимать предстоит, по его словам, "полную чушь", а раз поступился принципами, то давай "позориться по полной". Не надо пытаться искать компромисс, не надо деликатничать - взялся играть в эту игру, так иди до конца. Вместе с исполнителем главной роли Роже Аненом Шаброль написал сценарий, в котором не было ни намека на "новую волну", зато с лихвой хватало самых махровых клише шпионского боевика.

Разбирать сюжет "Тигра" не имеет смысла, достаточно нескольких строк. Турецкий посол должен подписать важное соглашение с французским правительством о покупке суперсовременных военных самолетов. На дипломата охотятся некие террористы с целью предотвратить подписание контракта. Попытки покушения следуют одна за другой.

Обеспечить безопасность турка поручено специальному агенту по прозвищу Тигр, бывшему спецназовцу, мастеру рукопашного боя и неотразимому мачо. Естественно, у него завязывается роман с дочерью посла, красавицей-блондинкой. А недремлющие террористы тем временем не оставляют коварных замыслов, так что Тигру предстоит хорошо поработать кулаками...

Шаброль и Анен даже не пытались скрыть влияние бондианы. Террористы, разумеется, выглядят настолько стильно и гротескно, что выдают злодейскую сущность одним своим обликом. Забавна пара братьев-киллеров, один из которых - карлик, и его доставляют на место покушения в задрапированной клетке с попугаем. Есть громила-блондин, беззастенчиво позаимствованный "из России с любовью". Ему предстоит крутой мордобой с Тигром - правда, не в купе поезда, а в старинном поместье (это же Франция!).

Наличествует даже свой Q - оживленный чудик, придумывающий всяческие крутые девайсы вроде пистолета, стреляющего в обратную строну, или трекера-маячка в каблуке туфли.

-9

А если этих ассоциаций покажется мало, то вот прямая и непосредственная перекличка с Бондом. Дочь турецкого посла играет Даниэла Бьянки - та самая, что всего за год до "Тигра" снималась во втором фильме бондианы "Из России с любовью" в роли Татьяны Романовой, "девушки Бонда-1963". Так что Тигр оперативно занял еще теплое место ветреного агента 007 в сердце красавицы. А та за год "выросла" с позиции скромной сотрудницы советского посольства в Турции до дочери влиятельного турецкого дипломата.

Как всегда, предупреждаю: высказываю исключительно собственное мнение. И вот что я вам скажу. Конечно, если относиться к "Тигру" серьезно, то нельзя не согласиться с Шабролем - чушь полная и беспросветная. И тем не менее я посмотрел фильм не без удовольствия.

Мне кажется, "виноват" в этом Клод Шаброль. Понимая, что снимает однозначно коммерческую продукцию, Шаброль, на мой взгляд, смотрел на нее трезвым взглядом и нашел правильный подход. С одной стороны, он не пытается ленту "облагородить", добавить респектабельности, изобразить неуместную претензию на серьезное кино. С другой, не третирует "Тигра", как откровенную халтуру с целью срубить легких денег, не превращает фильм в дешевый балаган, честно и добросовестно выполняет работу крепкого постановщика. .

Мне кажется, я уловил задумку Шаброля профессионально снять легкий, динамичный, стильный фильм, прекрасно осознающий, что никаких амбиций, кроме бездумного развлечения, у него нет. И в этом смысле "Тигру" удалось поддержать правильную интонацию - нет серьёзности и драмы, нет откровенной буффонады и фарса, есть легкая ирония и игра в стиль. Мне понравилась трактовка и режиссура Шаброля. Чувствуется, что он не халтурил и честно старался сделать то, что было в его силах, чтобы сделать пусть и безделушку, зато безделушку изящную и элегантную.

У "Тигра" очень недурное визуальное решение. Я - большой любитель качественного черно-белого кино, и "Тигр" меня порадовал хорошей операторской работой. Камера чувствует себя свободно, она не скована и почти все время в движении. Весь фильм снят либо на натуре, в аэропорту, на кладбище автомобилей, в гуще парижских улиц и оживленного траффика, либо в реальных интерьерах, от которых не попахивает павильонной бутафорией и нафталином.

-13

Вот кто, пожалуй, несколько разочаровал, так это исполнитель роли Тигра - Роже Анен. Как ни обидно, это тот случай, когда понимаешь, что такое так называемые star quality & screen presence, то есть звездное обаяние и эффект присутствия на экране. Не то чтобы Анен был совсем слаб, даже наоборот - в целом вполне адекватен. Но... увы, Анену не хватает или красоты и харизмы Делона, или артистичности и атлетизма Бельмондо, или мужской надежности крепыша Лино Вентуры. Анен вроде бы неплох, но на его месте можно представить практически любого более или менее симпатичного актера с хорошей физподготовкой для сцен драк и погонь.

-14

Кстати, несмотря на попытки сделать из Анена "главного героя" (leading man), он так и остался в тени более харизматичных и талантливых коллег и, только войдя в возраст, завоевал изрядную популярность благодаря ТВ, где он много лет снимался в известном сериале "Наварро" (1989-2007).

-15

Если вы только начинаете знакомство с французской криминальной киноклассикой, у вас есть обширный выбор куда более достойных фильмов и подлинных шедевров.

Зато если вы любите винтажное кино и такие его образцы, о которых мало говорят и пишут, всяческие "специалитеты" для любопытствующих киногурманов, то "Тигр любит свежую плоть", на мой вкус, представляется интересным образчиком жанра. Как по мне, так сегодня "Тигр" - может быть не самая "свежая плоть", но уж точно и не протухшая. Есть можно. По крайней мере, попробовать без последующего отравления.

-16

P.S.

"Тигр любит свежую плоть" оказался коммерчески успешным, и по горячим следам та же команда быстренько сварганила (pardon my French) продолжение - "Тигр душится динамитом" (1965). Продюсер расщедрился на цветную пленку, экспедицию на экзотические острова, пальбу и взрывы. Увы, это творение я могу рекомендовать только самым отчаянным и любопытным поклонникам Шаброля.

Если "Тигр любит свежую плоть" - легкий, стильный, ненавязчивый триллер, то "Динамит" - шумная, дурацкая и в целом беспомощная муть (pardon my French-2). Увы, повышенный бюджет не принес лучших плодов, и Шаброль полностью провалился с неуклюжей постановкой "голливудских" action-сцен. Стильный оригинал кажется элегантным парижанином на фоне продолжения, которое похоже на ярко, но адски безвкусно одетого туриста-курортника.