Найти в Дзене
Логопед Анна Полякова

Какие у меня есть образовательные маршруты для особых детей, и как я их создавала.

Здравствуйте, дорогие подписчики. Хочу внести небольшую ясность по поводу системы соей работы. Обмолвилась в комментариях, что у меня есть программа 12+ и вот уже неделю мне потоком пишут родители деток данной группы, и встают и в без того огромную очередь на приём, которая я даже не знаю когда в принципе начнёт двигаться. Поэтому хочу дать общие пояснения о системе моей работы, как вообще она выглядит и на что направлена. Источник freepik.com, фото из открытых источников. Четвёртый года я занимаюсь логопедией для сложных детей с поражением головного мозга, либо нарушениями в его работе. Сейчас я уже имею и высшее логопедическое образование (ГУП) по направлению: комплексный подход к обучению детей с речевыми нарушениями. -По сути, это моё профильное направление и именно в нем я и работаю. А так же диплом логопеда - афазиолога- нейропсихолога в области речи, специалиста по работе с пациентами имеющими поражение разных участков головного мозга. Именно в разрезе диплома афазиолога я могу

Здравствуйте, дорогие подписчики. Хочу внести небольшую ясность по поводу системы соей работы. Обмолвилась в комментариях, что у меня есть программа 12+ и вот уже неделю мне потоком пишут родители деток данной группы, и встают и в без того огромную очередь на приём, которая я даже не знаю когда в принципе начнёт двигаться. Поэтому хочу дать общие пояснения о системе моей работы, как вообще она выглядит и на что направлена.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Четвёртый года я занимаюсь логопедией для сложных детей с поражением головного мозга, либо нарушениями в его работе. Сейчас я уже имею и высшее логопедическое образование (ГУП) по направлению: комплексный подход к обучению детей с речевыми нарушениями. -По сути, это моё профильное направление и именно в нем я и работаю. А так же диплом логопеда - афазиолога- нейропсихолога в области речи, специалиста по работе с пациентами имеющими поражение разных участков головного мозга. Именно в разрезе диплома афазиолога я могу работать с детьми -подростками и взрослыми пациентами. Для детей я получила диплом детского дефектолога и стала вот таким комплексным специалистом не только со знаниями детского онтогенеза, но и системы работы с нарушениями возникшими на базе поражений, которые требуют индивидуального подхода, и не могут быть поставлены в системе поступательного детского развития.

Как это выглядит на практике? Как-то раз один из родителей, прошедших у меня диагностику сказал мне, что она у меня слишком сложная. И не стоит требовать у его ребёнка 8 лет понимания разницы в предложениях: Зима пришла пришла, потому что река замёрзла или река замёрзла, потому что пришла зима. Потому что детский дефектолог в принципе с его ребёнка подобных материалов не требует, а ограничивается простыми вопросами о цветах, формах, группировках и временах года. А то, что замудрила я- это мои личные излишние замашки... Пока оставлю данный выпад без комментариев и приведу пример отзыва другого пациента.

Дочке данной мамы было 9 лет, она училась в третьем классе. ПМПК назначила данной девочке логопеда и дефектолога, у обоих специалистов претензий к ребёнку не было. Девочка прекрасно произносила все звуки и отлично брала все задания детского дефектолога, при этом проблем с обучением у неё было более чем предостаточно. Учителя норовили отправить на второй год, а репетиторы отказывались её брать отправляя к профильным специалистам. "И что же мне делать"? - Спрашивала мама.- "Если ребёнок коррекционный, а классические детские дефектологи проблемы не видят? Как помочь моему ребёнку"?... Я на своей "сложной" диагностике выявила множество проблем и мама наконец получила коррекционный маршрут.

Добавлю важную ремарку, ребёнок из первой группы хоть и имел возраст 8 лет, но был дошкольником и только в этом году планировал пойти в школу. Девочка из второго примера училась в обычном классе, по обычной программе и дополнительно получила статус ОВЗ, для получения помощи профильных специалистов и уменьшения претензий учителей.

Так как помимо всех перечисленных образований я имею ещё и диплом кризисного психолога я могу объяснить эмоции родителя первого ребенка. Ребенок объективно не тянет, но мама еще не готова принять, что она все-таки мама особого ребенка. Первая реакция на стресс - отрицание, вторая реакция - гнев. Потом будет ещё торг и депрессии и вот только потом данная мама сможет в принципе подумать, что наверное всё-таки раз её ребёнок учится с таким большим трудом и не может сдать нормально экзамены, я много лет назад в своей "сложной" диагностике в чем-то и где-то была права.

А диагностика - то на самом деле совсем не сложная. Здоровый ребёнок 5 лет прекрасно берет данные вопросы через потому что. Я Вам больше скажу, ко мне иной раз приводят детей с нарушениями психо -эмоционального интеллекта и они в своём скромном возрасте полностью проходят все мои "сложные" задания и ни где не испытывают больших проблем. Это не говорит о том, что они полностью здоровы, а скорее просто указывает, что на уровне простого суждения и умозаключения проблемы у них нет.

Почему в в принципе возникают вот эти вопросы. К сожалению, детских дефектологов готовят для работы с дошкольниками. И даже те специалисты, что принимают в школе, по сути должны вывести ребёнка с задержкой на дошкольный уровень знаний. Все что выше этого уровня им не преподаётся. Часто детский дефектолог выучив с ребёнком характеристики предметов и группировки в принципе не знает куда ему двигаться и как дальше строить маршрут коррекции куда идти и на что выходить, ему проще сказать сложному ребёнку, что претензий в рамках своей работы у него к нему нет.

А теперь вернёмся к моей работе. Опять же к моему большому сожалению придя в сферу я поняла, что чёткого отлаженного маршрута коррекции от простого к сложному, или учебника по которому я могла бы работать с детьми просто нет. Есть учебники по клинической логопедии для взрослых, но детям их сходу не дать. Не возьмут они материалы оттуда, особенно сложные, тяжёлые дети с грубыми нарушениями. Так я начала создавать свои коррекционные программы.

Раньше подобные эксперименты и разработки можно было проводить только в НИИ, где имелся большой поток пациентов, готовых участвовать в эксперименте, на которых можно было все это создать и отточить. К счастью, в наше время работать в НИИ не обязательно. Возможности блогеров действительно открывают огромные перспективы. Блог привёл ко мне мне моих первых учеников, для которых я индивидуально подбирала и разрабатывала коррекционный маршрут. Да, добавлю, что я сообщала родителям, что их дети будут первыми. Например сейчас у меня есть семья с ребёнком с шизофренией. Я так же сообщила им, что пока у меня нет маршрута психологической коррекции для таких детей, но как только я получу профильное образование медицинского психолога, я попробую взяться за данный маршрут. Пока вот эта методика у меня только в проекте, но семья со мной, и периодически держит в курсе процесса развития болезни. А вот диагностику для подобных расстройств я уже написала и отточила её на данном пациенте, смогла выявить расхождения на охвате крупных ситуативных вариациях. Вот эту шизофреническую разорванность, чему я уже очень рада.

Но вернемся к сути, что же это за программы. Писались они по аналогии с работами А.Р. Лурии. Он выделят 3 степени нарушений в процессе мышления.

1 -грубая степень, ребенок не имеет возможности связанно говорить и выражать свои мысли, с признаками разорванности простого суждения, эхолалией и логореей.

2 степень менее грубая, но все равно весьма существенная, это степень неудержания логики суждения. Вот эти вопросы через потому что как раз относятся к ней. А ещё сюда можно отнести вопрос из предыдущей статьи. Приведу новый пример чтобы было интереснее : Дети опоздали в школу хотя (не выучили уроки, встали поздно, бежали в неё со всех ног). Недопонимания семантического значения приставок и предлогов (выучил, заучил, недоучил, переучил- слово одно, а семантический смысл разный).

3 форма нарушений -самая лёгкая выражается в нюансах. Такие дети со стороны кажутся вполне себе обычными, но на деле всё-таки ещё имеют не грубые отклонения в процессе чтения и понимания прочитанного. Обычно тут как раз идёт недопонимание значения сложных семантических конструкций ехали на встречу - значит проедут мимо, ветер дул в лицо, значит спереди и продуть спину никак не могло и т.д. Та же дети данной группы пропой имеют проблемы с комбинаторикой речи. То есть они читают неправильно коверкая окончания и додумывая слова и поэтому недопонимают прочитанное, хотя в свободной речи у них таких проблем нет.

Вот именно базируясь на данных критериях и возникли три этих программы. Многие родители недопонимают их смысл. Если программа звучит от возраста 4.5 лет, это совсем не значит, что она для малышей. Главный критерий характеристики предлог ОТ. Мы всё-таки должны учитывать, что работаем с детьми, а значит мы должны понимать принципы онтогенеза. Мы не будем учить читать младенца до года - это не реальный для него уровень, поэтому мы должны ориентироваться на возможности принять данную информацию. Вот в 4.5 года ребёнок может усвоить материал из данной работы. Но основа в системе коррекции не возраст а само нарушение на которое направлена данная работа. В частности здесь идёт коррекция грубых форм патологий. Сейчас данная программа одна из самых популярных по ней прекрасно идут ученики начальной школы, дошкольники без больших проблем с интеллектом, и дети с умственной отсталостью в плоть до 18 лет. Да, как ни странно самым маленьким пациентом, что пошёл по ней был ребёнок 4. 5 лет - вышел из эхолалии за 3 месяца, а самым взрослым мальчику 17, 5 лет с УО средней степени выраженности и ему данная программа помогла разговориться, растормозить речь, сейчас мы потихонечку работаем над выходом из эха и движемся по ней дальше. По данной программе шли дети с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП, просто малыши 4-5 лет с ЗПР, дети с семантической алалией разных возрастов, дети с дисфазией.

Средняя программа для кого она создана. Здесь дети менее грубые. Основная проблема данных деток логическая бессвязность. По данной программе я пускала детей от 6 лет и старше. Дошкольников без проявления эхолалии. Так у меня в работе была девочка 6 лет, что заговорила в пять и на момент нашей встречи мела множество проблем с недопониманием нюансов в части приставок, окончаний, понимания предлогов в абстрактных жизненных событиях например у таких деток часто лодка плывёт НА мосту, и нужно дать им понимание того, что мост сверху, а лодка снизу. Девочку мы выправили, пошла она в обычную школу без статуса ОВЗ и сейчас с программой справляется. Так же сейчас по данной программе прошёл уже достаточный объем детей чтобы сделать выводы о её эффективности. Однако есть загвоздка, данная программа хорошо подходит детям с задержкой речи без грубых агнозий в комплексе патологии. Дети с грубыми формами, например с аутизмом или лёгким УО, могут работать по ней, хорошо отвечают на вопросы и имеют динамику, но все равно им стоит пройтись по программе первого курса, чтобы научиться строить простое логическое суждение. Хотя программу первого курса они проходят быстро. Но эта программа даёт им фору в работе со сложным материалом. Я таким детям давала оба курса вместе. Лёгкий для тренировки и исправления огрех грубого навыка, а средний как основной. И вот так дело шло хорошо. Научившись строить простые логические суждения на лёгком курсе они переносили это на более сложный материал среднего курса. Возможно когда я буду выкладывать материалы, я модернизирую данные уроки и объединю задания из 2х курсов, чтобы доработать данный нюанс.

Ну и третий блок 12+ -это дети, что имеют серьёзные образовательные проблемы. Добавлю и уточню главное слово СЕРЬЁЗНЫЕ ! Это не те дети, что перебиваются с 3ки на 4 ку, а родителям хотелось бы видеть 5. Мне всегда важно выбрать из потока именно своих пациентов и не отбирать хлеб у учителей предметников. Да, добавлю, что я исправляю именно патологию, а не натаскиваю ребёнка на сдачу экзаменов. То есть если ребёнок не понимает задачу потому что не удерживает слышимый поток, недопонимает в ней отдельные шаблоны слов типа вместе, или это или то, что-то часть чего-то, сначала один объектов что-то сделал, а потом второй - вот это всё моя работа. Обычно у детей данной группы нет больших проблем с устным сетом и решением уравнений, скорее есть проблемы с порядком действий в уравнении. Так же данная проблема учитывает деток с комбинаторикой, что неправильно дочитывают окончания или додумывают слова и именно поэтому выдают непонимание речи. Опять же коррекция подобных нарушений не идёт быстро. Да, мне удавалось добиться первой динамики в понимании у таких детей после 3х месяцев работы от 2х раз в неделю, но часто мы начинаем тренировать понимание с решения задач уровня начальной школы и постепенно выходим на задачи на скорость сближение, нахождения массы, объёмов, геометрические задачи. То есть процесс не быстрый, и приходится навёрстывать очень много упущенного. Совсем не факт, что данный ребёнок успеет все нагнать к ОГЭ и сдать его хорошо. Я исправляю общую патологию, которая привела к нарушению усвоения материала, но даже исправив её нужно ещё нагнать сам упущенный материал и тут будет нужен учитель предметник, что будет готовить такого ребёнка к экзаменам. Моим детям такие учителя часто отказывают и вообще не берут их в работу. Скорее я бы сказала, что мы должны работать в связке. Хотя на практике моей деятельности в области математики с детьми работала только я одна и это позволяло чётко дать оценку самому эксперименту по эффективности метода. Не от того, что я была против учителя идущего в ногу с программой в помощь, просто на данном уровне, когда я бралась за таких детей учителя предметники в принципе уже умыли руки. По логике работы я должна исправить патологию и передать ребёнка математику на наполнение, но все это утыкается в объем времени, которого у данного ребёнка нет. Именно поэтому я бы советовала всем родителям, что видят или подозревают какие-то проблемы у своих деток начать работать с лёгкой программы в раннем возрасте, где можно ещё профилактировать ту же семантическую дислексию или дискалькулию, и не доводить вот до такого сложного состояния.

А теперь основная мысль как устроены уроки, ведь патологий мышления много. На самом деле данные уроки чётко направлены на несколько форм нарушений.

1 курс - грубые формы - это нарушения в работе зрительного анализатора, нарушения в работе слышимого анализатора, сенсорно- слуховые и оптико-пространственные нарушения понимания увиденного, а так же динамическая форма понимания движения событий и их последовательности. Формирование критики к увиденному и услышанному. Введения понятия числа и счета, профилактика семантической дисграфии и дискалькулии. Важный момент я не учу детей считать пальцем, я стараюсь вывести математические способности на внутреннюю абстрактную речь, счёт в уме.

2 курс -Можно назвать его блоком связки - сцепки, шлифовки. Здесь мы выстраиваем логику узких суждений и умозаключений, учим ребёнка этими суждениями оперировать. Использовать и понимать сложные предлоги в речи без зрительно - образной поддержки. Решать простые задачи на уровне начальной школы.

3 курс. Здесь мы скорее дорабатываем огрехи и пытаемся заткнуть дыры недопонимания. Грубой формы патологии тут нет, нет бессвязности, но есть остатки нарушений, что мешают детям жить. Лично моё мнение лучше не запускать и не доводить вот до этого состояния и пройти диагностику раньше. Но увы, всегда есть мамы их первых абзацев статьи, что считают необязательным выход и ориентацию на уровень мышления здорового ребёнка, и пытаются впихнуть своих сложных детей в критерии детского дефектолога работающего в школе по дошкольной программе.

Теперь главный вопрос, когда и где все это можно будет взять? 3 года я занималась разработкой и отработкой данных программ. Программы были написаны в форме уроков для онлайн ведения. То есть я вела их самостоятельно. Сейчас мне нужно преобразовать их в курс, который будет понятен родителям. То есть нужно описать работу с заданиями. Потому что если для меня материал - это сама задача, на ней я сама задам нужные вопросы. То для родителя все эти вопросы должны быть указаны ниже и перечислены. Вот именно этим я сейчас и начала плотно заниматься. Описанием уроков для их самостоятельного использования семьёй.

Это не быстро, так как уроков много. Основной 1 курс -более 100 уроков. Он постепенно выходит во 2 рой курс там около 40 уроков, и в 3 тьем курсе сейчас 34 урока.

Первые 11 уроков, первого курса я планирую описать и выложить к новому году или сразу за ним. Сейчас я разрабатываю сайт, где будет бесплатная диагностика для всех уровней сложности. То есть для детей до 18 лет, и пройдя её Вы поймёте нужна ли я Вам вообще, или Вам в принципе может помочь простой учитель предметник.

Я понимаю, что ждать тяжело, и никто не хочет терять время, но мне тоже не хочется давать сырой и не описанный материал. К сожалению, научная работа всегда длительна, вот сейчас по сути я на стадии, когда процесс исследования и разработки уже позади и можно приступить к описанию и публикации результатов. Скорее всего в связи с огромным спросом я буду поочерёдно публиковать курсы из 3х программ. Выложила первые 10 уроков в каждой, пошла на следующие 10 уроков по порядку, так время ожидания будет сокращаться.

Ну и выражаю большую благодарность всем детям и родителям, что работали по данным программам, отрабатывали и дополняли их, позволили создать данные образовательные маршруты.

Я в социальных сетях.

ВК https://vk.com/logoped_anna_polyakova?from=groups

Телеграмм https://t.me/logoped_anna_polyakova

МАКС https://max.ru/logoped_anna_polyakova

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки буду Вам очень признательна.