Вариант 1
Кажется, ответ на этот вопрос лежит на поверхности: конечно, нужно. Но в реальной жизни мы часто проходим мимо. У нас свои заботы, плюс мы не знаем, как помочь, опасаемся быть обманутыми или просто не хотим «влезать». Однако я глубоко убеждён, что помогать необходимо, и дело даже не в морали из учебника, а в простой человеческой арифметике: каждый наш даже маленький поступок может стать для кого-то спасательным кругом. Без этого мы рискуем превратиться в равнодушную толпу, где каждый сам за себя.
Классический пример этой мысли — судьба главного героя рассказа А.П. Чехова «Крыжовник». Николай Иванович Чимша-Гималайский всю жизнь мечтал о собственной усадьбе с кустами крыжовника. Он шёл к этой цели с фанатичным упорством, экономя на всём и фактически заморив голодом свою жену. Когда он наконец достиг своей мечты, он стал по-настоящему счастливым человеком. Но его брат, от чьего лица ведётся рассказ, увидел в этом ужас. Счастье Николая Ивановича оказалось эгоистичным, построенным на чужом несчастье. Чехов устами своего героя говорит: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные». Помогать нужно, чтобы не потерять человеческий облик, чтобы не замкнуться в своём «крыжовнике», став глухим к чужим бедам.
Но помощь — это не обязательно деньги или глобальные поступки. Иногда это просто способность разделить чужое одиночество. Вспомним Соню Мармеладову из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Когда Раскольников, замученный своим преступлением, приходит к ней, она не читает ему нравоучений и не гонит прочь. Она просто садится рядом и говорит: «Что вы, что вы это над собой сделали!» А потом предлагает ему разделить его крест, пойти вместе на каторгу. Её помощь — это со-страдание в буквальном смысле: совместное страдание, готовность быть рядом в самый тёмный час. Она спасает его не деньгами, а тем, что возвращает ему чувство связи с людьми, от которого он отрёкся.
Таким образом, помогать нужно не только потому, что это правильно, но и потому, что это единственный способ остаться человеком. Как показывает Чехов, без этого мы рискуем погрязнуть в мелком, личном счастье, отгородившись от мира стеной равнодушия. А как учит Достоевский, настоящая помощь — это часто просто присутствие, готовность услышать и не оттолкнуть. Это то, что делает нас не просто биологическими особями, а обществом, где мы в ответе друг за друга. Даже если наш «молоточек» стучит совсем тихо.
Вариант 2
В соцсетях мы часто видим призывы помочь, ставим лайки и репостим, чувствуя причастность. Но настоящая помощь требует большего — времени, сил, душевных затрат. Так стоит ли оно того? Я считаю, что стоит, и главная причина — помощь другим на самом деле помогает нам самим. Она вырывает нас из тюрьмы собственных проблем, даёт чувство осмысленности и наполняет жизнь тем, что нельзя купить, — благодарностью и внутренним миром.
Яркая иллюстрация этого — образ княжны Марьи Болконской из «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Вся её жизнь проходит в тягостной опеке деспотичного отца и в заботах о «божьих людях» — странниках и юродивых, которым она тайком помогает. В светском понимании её жизнь несчастна и сера. Но Толстой показывает, что именно в этом служении Марья находит свою силу и внутреннюю свободу. Её помощь — не жест, а суть её натуры. И когда приходят настоящие испытания — смерть отца, оккупация имения, — она не ломается, потому что её душа закалена в постоянной, будничной заботе о других. Помогая, она обретает стойкость и душевную красоту, которую в итоге оценит и полюбит такой человек, как Николай Ростов.
Совсем другую грань помощи показывает нам Максим Максимыч из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Этот старый служака с наивным, добрым сердцем искренне привязывается к Печорину, заботится о нём в крепости как о сыне. Узнав о возможной встрече, он, забыв о делах и возрасте, дни напролёт дежурит у ворот, чтобы снова увидеть «друга». Но Печорин, холодный и разочарованный эгоист, отделывается сухим рукопожатием. Максим Максимыч ранен и обижен до слёз. Этот пример болезненно честен: помогая, мы не всегда получаем благодарность. Иногда наши лучшие порывы наталкиваются на чёрствость. Но значит ли это, что помогать не нужно? Нет. Искренность Максима Максимыча, его способность к преданности делает его несравненно более живым и человечным, чем расчётливый Печорин, даже несмотря на его слезы обиды.
Подводя итог, я вижу, что помощь — это не сделка по принципу «ты — мне, я — тебе». Как княжна Марья, мы помогаем, потому что иначе не можем, и это становится источником нашей внутренней силы. А как Максим Максимыч, мы можем столкнуться с неблагодарностью, но сам факт того, что мы способны на такое чувство, уже возвышает нас. Помогая, мы в первую очередь утверждаем в мире ту модель человеческих отношений, в которой хотим жить сами: модель взаимности, внимания и тепла.
Вариант 3
Сегодня мир такой сложный, что иногда кажется: моя маленькая помощь ничего не изменит в глобальных проблемах — нищете, болезнях, войнах. Зачем тогда что-то делать? Я думаю, что эта логика порочна. Помощь нужна не потому, что она решит всё, а потому, что она меняет конкретную жизнь здесь и сейчас. И, что важнее, она противостоит главному злу — равнодушию, которое разъедает общество изнутри, делая нас соучастниками несправедливости просто молчаливым согласием.
Этот конфликт между действенным состраданием и холодным безразличием гениально показал М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Прокуратор Понтий Пилат, умный и властный, внутренне убеждён в невиновности бродячего философа Иешуа. Он даже пытается его спасти, намекая на необходимость солгать. Но в решающий момент его охватывает «страх». Страх перед карьерным риском, перед императором, перед беспорядком. И он выбирает трусливое равнодушие, санкционируя казнь. Его муки совести потом будут длиться вечность. Булгаков показывает: не помочь, когда можешь и должен, из-за страха или расчёта — это тяжкий грех, который казнит тебя самого. Иногда отказ от помощи — это активное действие, приносящее страдания.
Но есть в литературе и примеры того, как простая человеческая помощь становится лучом света в абсолютной тьме. В рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» главная героиня, бедная и больная колхозница, живёт по принципу «не стоит село без праведника». Она бесплатно помогает соседям, копает огороды, нянчит чужих детей, отдаёт свою горницу приёмной дочери. Её помощь — неосознанная, инстинктивная, как дыхание. В мире, полном жадности и расчёта (как её родственники, буквально разбирающие её избу после смерти), её поступки кажутся бессмысленными. Но именно они наполняют её тяжелейшую жизнь подлинным смыслом и достоинством. Она гибнет, помогая перетащить через рельсы свои же брёвна, но её свет продолжает гореть для тех, кто её знал.
Таким образом, помогать людям нужно прежде всего потому, что это акт сопротивления. Сопротивления внутренней трусости, как у Пилата, которая потом съедает тебя заживо. И сопротивления внешнему хаосу и жестокости мира, как у Матрёны. Да, один человек не изменит всю систему. Но он может изменить судьбу другого человека, а главное — сохранить в себе человеческое начало. Помощь — это наш личный выбор в пользу добра, даже если оно не всегда побеждает. Без этого выбора мир станет намного холоднее, а наша собственная жизнь — беднее и бесполезнее.