Найти в Дзене

Как можно помочь человеку, которого обманули мошенники

У большинства людей в нашем окружении есть знакомые или члены семьи, которые столкнулись с действиями мошенников или сами стали их жертвой. У меня есть знакомые, которые потеряли чувствительные суммы денег и предоставили злоумышленникам полный набор своих персональных данных, включая паспортные и место жительства. Орлов Дмитрий - руководитель отдела анализа защищенности Simplity. Несмотря на широкую огласку темы мошенничества в информационном поле, люди продолжают попадаться на уловки. Осведомленность играет важную роль, но мошенники знают психологию людей, действуют по хорошо рассчитанным сценариям и все равно могут попасть в точку. Ниже приведен порядок действий, которые помогут оказать поддержу и, главное, защитить дорогого вам человека. Спокойно выслушайте, не перебивая и не оценивая. Избегайте осуждения и фраз вроде «сам виноват», «надо было думать» - в такой ситуации человек и сам себя винит, не добавляйте масла в огонь. Подчеркните, что такое может случиться с любым человеком, и
Оглавление

У большинства людей в нашем окружении есть знакомые или члены семьи, которые столкнулись с действиями мошенников или сами стали их жертвой. У меня есть знакомые, которые потеряли чувствительные суммы денег и предоставили злоумышленникам полный набор своих персональных данных, включая паспортные и место жительства.

Орлов Дмитрий - руководитель отдела анализа защищенности Simplity.

Несмотря на широкую огласку темы мошенничества в информационном поле, люди продолжают попадаться на уловки. Осведомленность играет важную роль, но мошенники знают психологию людей, действуют по хорошо рассчитанным сценариям и все равно могут попасть в точку.

Ниже приведен порядок действий, которые помогут оказать поддержу и, главное, защитить дорогого вам человека.

Дайте эмоциональную поддержку

Спокойно выслушайте, не перебивая и не оценивая. Избегайте осуждения и фраз вроде «сам виноват», «надо было думать» - в такой ситуации человек и сам себя винит, не добавляйте масла в огонь. Подчеркните, что такое может случиться с любым человеком, и что он не один.

Укрепляйте мысль: виноват мошенник, мошенник - это преступник без совести и жалости, хорошо подкованный психологически. Он знает, болевые точки и триггеры людей. Подчеркните, что на уловки мошенников попадаются тысячи людей, потому что работают профессионалы преступного мира.

Нормализуйте эмоции и берегите самооценку

Обман - это удар. Для человека самым трудным в ситуации моет быть вовсе не потеря суммы денег или данных, а ощущение обманутости. Человек сомневается в собственной адекватности - ведь если разбирать ситуацию, то подозрительны моментов было достаточно, чтобы заподозрить мошенника.

Человек может испытывать стыд, злость, страх, вину. Скажите, что это нормально и что он имеет право на эти чувства. Важно дать понять: «Ты не один, мы разберёмся вместе».

Помогите вернуть чувство контроля

Когда человека обманывают, он чувствует беспомощность и растерянность.

Предложите вместе сделать конкретные шаги:

1. Собрать информацию: что именно произошло, какие суммы и куда были отправлены, какие данные попали к мошенникам.

2. Восстановите хронологию событий.

3. Определите варианты развития событий и обратите внимание на самые опасные из них.

Записать всё по пунктам – полезно, т.к. это помогает снизить тревогу.

Даже после перечисленных действий бывает так, что человек до конца отказывается верить в произошедшее – наступает стадия «торга» или «гнева». Это нормально. Подберите вместе доказательства, почему человек попал в схему. Вы можете:

  • найти статьи о похожих сценариях мошенничества
  • показать публикации банков и полиции
  • объяснить, как именно используется такая схема

Также рекомендуем убедить близкого не писать обманщикам жесткие сообщения или угрожать полицией: как правило, злоумышленники не скупятся на грубые выражения и угрозы, что может усугубить психологическое состояние жертвы.

Поддержите близкого в практических действиях

В зависимости от ситуации можно:

  • Позвонить в банк, заблокировать карту или перевод
  • Подать заявление в полицию – можно вместе заполнить форму, помочь сформулировать обстоятельства
  • Связаться с поддержкой сервиса, через который произошёл обман
  • Сменить все пароли, включить двухфакторную аутентификацию
  • Если переданы паспортные данные и/или данные о месте проживания, работы самой жертвы, а также родственников или друзей – сообщить им о ситуации и попросить быть осторожнее

Предложите помощь в предотвращении повторений

Здорово, если вы немного разбираетесь в личной информационной безопасности. Когда человек немного успокоится:

  • Помогите настроить защиту аккаунтов – подключите двухфакторную аутентификацию в ключевых сервисах, например, на Госуслугах, Мессенджерах, в почте и банковских приложениях
  • Разберитесь вместе с правилами безопасности, например, заведите отдельную почту для интернет-заказов и регистраций, договоритесь никогда не передавать коды, не переходить в сторонние чаты, не устанавливать ПО по просьбе неизвестных
  • Проверьте устройства на вирусы и обновите ПО

В сложный момент рядом важнее всего быть поддержкой — спокойной, надёжной и неосуждающей. Мошенничество — это всегда вмешательство извне, и пройти через него легче, когда человек чувствует плечо рядом. Помогая близкому восстановиться и укрепить безопасность, вы возвращаете ему ощущение контроля и уверенности.