Найти в Дзене

"Отстающему" ученику нужны не правила и зубрёжка!

Часто на наши занятия приводят школьников (12-13 лет), которые фактически не умеют писать и читать. То, что они делают, не является письмом и чтением: они не считывают смысл текста и не понимают того, что только что списали. Письмо и чтение связано с мышлением и пониманием. Если этого нет, тогда это просто срисовывание букв («письмо») и бессмысленное воспроизведение звуков («чтение»). Нужна ли им грамматика, поможет ли репетитор и школьная программа, если любой текст для этих школьников – китайская грамота? Неуспевающему подростку необходима абилитация письма. Это значит, что слабого ученика нужно обучать альтернативными путями, раз привычные пути у него блокированы. Так что наша главная задача – не «дать знания», а включить мышление, запустить процесс, который поможет приобрести и развить не сформированные как надо функции чтения и письма. Поэтому мы ориентируемся не на грамматику, которую ученик так и не усвоил за 6-8 лет учебы в школе, а на развитие тех новых навыков, которых у него

Часто на наши занятия приводят школьников (12-13 лет), которые фактически не умеют писать и читать. То, что они делают, не является письмом и чтением: они не считывают смысл текста и не понимают того, что только что списали. Письмо и чтение связано с мышлением и пониманием. Если этого нет, тогда это просто срисовывание букв («письмо») и бессмысленное воспроизведение звуков («чтение»).

Нужна ли им грамматика, поможет ли репетитор и школьная программа, если любой текст для этих школьников – китайская грамота?

Неуспевающему подростку необходима абилитация письма. Это значит, что слабого ученика нужно обучать альтернативными путями, раз привычные пути у него блокированы.

Так что наша главная задача – не «дать знания», а включить мышление, запустить процесс, который поможет приобрести и развить не сформированные как надо функции чтения и письма. Поэтому мы ориентируемся не на грамматику, которую ученик так и не усвоил за 6-8 лет учебы в школе, а на развитие тех новых навыков, которых у него до того не было. Это, во-первых, внимание при письме. Мы его включаем с первого дня обучения – слухоречевое, зрительное и рукодвигательное. Во-вторых, запускаем понимание сути слова и смысла фразы через ряд точных формул и проверок, отсылающих к этимологии. Мы учим писать быстро, опережая сомнения, применив алгоритм, а не «размышляя» в момент письма. Наконец мы обучаем выражать мысли развернутыми фразами, строя их, как конструктор, мобильными базовыми оборотами.

Да, это не похоже на школьное обучение и не имеет ничего общего с занятиями у репетиторов. Мы отдаём себе отчет, что у нас другие задачи, чем дать пресловутый «багаж знаний». Мы говорим ученику, что его задача не знать, а уметь. И мы знаем, что его грамотность станет приемлемой достаточно быстро, если ориентироваться не на знание грамматики, а на абилитацию письма. То есть на запуск и развитие именно тех навыков, которых у него раньше не было: внимание, грамматическое мышление, понимание. Они помогают не только при письме, но и пробуждают интерес к познанию, к изучению и других школьных наук.

Наталья Романова, автор книг "Идеальная грамотность" и "Пиши без правил"
Наталья Романова, автор книг "Идеальная грамотность" и "Пиши без правил"

Ближайшие курсы в СПб пройдут 6-25 декабря. Запись по тел. +7-911-924-48-52 (WhatsApp, Telegram)

Ближайшие курсы в Москве пройдут 20 февраля – 1 марта 2026 г. Запись по тел. +7-903-190-05-65 (WhatsApp, Telegram)

-2