Сегодня, 1 декабря, известный, проверенный временем российский рок-музыкант Гарик Сукачёв, отмечает день рождения. Шестьдесят шестой. Намедни он дал большой концерт в Петербурге – на «СКА-Арене». Аншлага не было, но партер и площадка перед сценой были забиты до отказа.
Гарик всё ещё бодр. Честно отработал – за два с лишним часа исполнил 22 композиции. С возрастом Сукачёв всё более лиричен и философичен. Хотя сам концерт был далеко не камерным. На заднике сцены песни сопровождал видеоряд, частью созданный нейросетью, на самой сцене – детский хор, скрипачи, виолончелистки, бэк-вокалистки и, конечно же, те музыканты, без которых рок-концерт невозможен. Под конец Гарик исполнил старые хиты, под которые раньше публика лихо отплясывала: все те композиции, где перемешаны балканщина, цыганщина и русская городская песня. Но зал вёл себя не слишком энергично. Всё же на концерте собрались в основном пожилые люди – те, чья молодость пришлась на конец 80-х – начало 90-х. То есть – мои ровесники, для кого Гарик (Игорь Иванович) – безусловная звезда.
Давным-давно, в марте 1999 года, я взял у Сукачёва интервью. Видимо, наш разговор понравился рокеру, иначе бы он не разместил его текст на своём сайте. Но сайта этого больше нет. И мне пришлось по новой отцифровать то старое интервью, где беседует 32-летний Дмитрий Жвания с 39-летним Гариком Сукачёвым. Отвечу заранее по поводу того, почему в тексте всё время упоминается «Питер», а не «Петербург» – примета времени и требование редакции.
Дмитрий Жвания, 1 декабря 2025 года
Чем только этот «московский озорной гуляка» не занимается. Даёт рок-концерты, снимает клипы и фильмы, ставит спектакли во МХАТе, пишет стихи и детские сказки, а также время от времени бродит по московским бульварам в нетрезвом виде.
В ноябре 1998 года «легенда русского рока» выступил в Лондоне в концертном золе «Астория» с программой «Канарейки. 9-й калибр и тромбон». А 31 марта даст концерт в питерском ДК имени Ленсовета. В преддверии этого волнующего события корреспондент «Комсомольской правды» взял у Гарика интервью.
— «Бригада С» была «Оркестром пролетарского джаза». Чем пролетарский джаз отличается от буржуазного?
— Это словосочетание придумал Леонид Осипович Утесов. Я его просто повторил. Оркестр пролетарского джаза совершенно бредовое словосочетание. Такое же идиотское, как «маленькая бейба». Но оно замечательно совпадало с настроениями того времени. Нас долго называли фашистами, наймитами международного капитала, идеологической диверсией. Запрещали наши концерты. Запрещали наше название.
— В недавнем интервью Константин Кинчев на вопрос «Когда последний раз напились?» ответил: «В компании Глеба Самойлова из «Агаты Кристи», а потом, уже под утро, к нам присоединился Гарик Сукачев, который был в ещё более «напитом» состоянии. Выпивали, «естественно, водочку». Как часто вы гуляете пьяным по ночной Москве?
— Гораздо реже, чем раньше. Это самые чарующие моменты моей жизни — ночные прогулки в нетрезвом виде по московским бульварам. Питерцам не понять этого кайфа. Вы не врубаетесь в наши телеги; мы не въезжаем в ваши. Ибо жизнь в Питере и Москве до того разная! Чтобы понимать московские приметы, надо жить в Москве. В наш город либо влюбляются, либо вскоре сбегают из него. Москва, она очень уютная. И кроме того, Москва очень любит гостей. Помню, как в самые страшные годы питерские музыканты врывались в наш город шумной ватагой. «Рубили» концерты и уезжали домой гордые и неприступные. Все мы жили в предвкушении революции. Ждали, когда же приедет броневик.
— Разве Москва – не «большая деревня»?
— Ни фига подобного! Москва — маленький город. И очень тихий. Так говорят все, кто в Москве живёт. Даже её центр, в районе Пушкинской, остаётся трёх-четырёхэтажным. Нынешняя Москва ничем не отличается от Москвы не только Владимира Высоцкого, но и Фёдора Шаляпина. Вы бы знали, насколько чудесны прогулки по Москве весной и осенью! Весной — зелено; осенью — жёлто-красно.
— Как чувствуете себя в Питере?
— Неуютно. Ибо в Питере мало бульварчиков и лавочек. Шутка! Абсолютно нормально. Моя мама родом из Псковской области. В детстве я ездил в её деревню. В Питере останавливался. Один из маминых братьев, дядя Боря, был директором завода «Красный треугольник». Он жил на Васильевском острове, на 11-й линии, рядом с тем домом, где брали Леньку Пантелеева. Дядя Боря показывал мне окно на втором этаже, из которого выпрыгивал Ленька. Я знаю кое-какие тайные места Питера. Но ваш город не совпадает с моим мироощущением. Для меня это — просто голимый Достоевский. В этом городе хорошо влюбляться или умирать.
— Говорят, Москва стала очень буржуазной…
— Не берусь судить. Если выйдем на ваш Невский, увидим магазины «Ливайс» или «Хьюго Босс», хорошие рестораны и другие общеевропейские приметы. Всё это замечательно и симпатично, ночью очень-очень красиво. А какой-нибудь одинокий и задумчивый человек из далекой глубинки увидит в этой иллюминации буржуазность или что-то в этом роде. Я же считаю, что это прекрасно, когда кругом чисто и красиво. Хочешь — заходи в магазины; не хочешь — пройди мимо туристом.
— А девушки где красивее: в Питере или Москве?
— В России. В России!
— В связи с вашими ночными гуляниями случаются семейные разборки?
— Никогда. Мои путешествия автономны в пространстве. Дома к ним привыкли.
— В последнее время вы все чаще выступаете в стиле «русский шансон». В связи с чем?
— Словосочетание «русский шансон» придумали люди, которые сочиняют блатняк. Раньше было идиотское словосочетание «зонг-опера». «Зонг» по-немецки песня. А теперь – «русский шансон» (говорит прононсом – Д.Ж.). Я очень не люблю всё, связанное с одесскими ресторанами. Все эти «Ах! Зачем родила ты, мама, прокурора!». То, что я делаю в акустике, нельзя поставить в один ряд с «русским шансоном». А вообще, я дожил до того возраста, когда могу позволить себе играть то, что хочу.
— Вы снялись в клипе Аллы Пугачёвой на песню «Мало-помалу». Как вы попали в сонм мужчин, на которых пало милостливое пугачёвское внимание?
—Хм. Не знаю, что и ответить. Лихо вы завернули! Ха-ха! Что касается Аллы Борисовны, я её глубоко уважаю и горячо люблю. Достойный человек и отличная баба, всего добилась сама. И никому говна в жизни не сделала. Она пригласила меня сняться в своём клипе. Я с радостью согласился. И мы симпатично провели этот день в ГУМе.
— Что происходит с вашей публикой?
— Она становится старше, и основе своей – это люди от 35 до 45 и выше. Молодёжи на наши концерты приходит меньше, чем прежде. Правда, состав публики зависит от того, что мы играем. Если «электричество» – молодежи больше. Раньше партия была умом, честью и совестью народа. Теперь рок-н-ролл объединяет все поколения. Вот скоро «Кисс» приедет. На их концерт заявятся старые пердуны со своими внуками и внучками. Внуки и внучки раскрасятся. Пердуны тоже (смеется – Д.Ж.). Существуют, конечно, группы, которые играют только для подростков. Вон на «Мумий Тролль» ходят девочки по 12 лет. После концерта их папы встречают. Всё так трогательно. Как с катка.
— И что скажете о «Мумий Тролле»?
— Я был на концерте «Мумии Тролля» в Горбушке (ДК имени Горбунова в Москве — Д.Ж.). Ужасный концерт! Просто ужасный! То, что делает «Мумий Тролль», никак не связано с рок-н-роллом. Невнятное и неинтересное явление. Музыка абсолютно неэнергичная, бесполая. Эдакий унисекс. Смахивает на «Дюран-дюран». Женская группа! «Кричали женщины ура и в воздух лифчики бросали». Нет хорошей рок-н-ролльной истерии. «Истерии» в переносном смысле. Цой пел более чем сдержанно. Но всё равно мураши ползли будьте-здрасте. «Мумий Тролль» – отвратительные музыканты. Я бы не только не стал с ними играть, я бы просто не обратил на них внимания. Этот паренёк… как его… Лагутенко одновременно похож на Джимми Моррисона и Буратино. Гибрид. Клёво! Почему нет?! Я ничего не имею против «Мумия». Подсмотрим, что будет с «Мумий Троллем» года через три. В России существует масса молодых групп, которые играют наглухо. Рубят так, что мама не горюй. Те же ваши питерские «Кирпичи», «Тараканы!». И, конечно, «Сплин». Эти группы представляют сегодняшний рок-н-ролл. А все эти «Мумий Тролли», «Маши и Медведи»…
— Вы не любите «Мумий Тролль», как и все старые рок-и-ролльщики,,.
— Я не состою в тайном обществе олдовых («олдовый» на сленге «старый» – Д.Ж.) рок-н-ролльщиков, которые со злобными лицами сидят и думают, что им делать с рок-н-роллом, а потом бескомпромиссно играют на гитарах. Никакой я не рок-н-роллщик!
— Вы исполняли песню «Эксгибиционист». Считаете, что эксгибиционизм – актуальная тема?
— Песню «Эксгибиционист» я написал во время уральских гастролей. Было это то ли в 1990-м, то ли 1991-м. Мы отыграли отличный концерт. Я пришёл в очень игривое настроение. Перед сном сел в своём номере и накрапал «Эксгибициониста». Зачем я это сделал – понятия не имею. Эта песенка никак не связана с проблемами нынешней, прошлой или будущей жизни. Если бы я захотел какие-то общественные и медицинские проблемы отразить, я бы написал статью или очерк в журнал «Здоровье» (смеется – Д.Ж.).
— Вы снимаете фильмы, ставите спектакли, пишите книги, выступаете с концертами. Не слишком ли вы востребованы?
— Я занимаюсь тем, чем хочу заниматься. Чего мне это стоит? Этот вопрос оставим за скобками. Любой талант должен иметь когти.
Беседовал Дмитрий ЖВАНИЯ.
Газета «Комсомольская Правда в Петербурге»
26 марта 1999 г.