В мире бизнеса, где конкуренция не знает границ, юридическая защита названия и логотипа становится не просто необходимостью, а важным моментом, на который нужно обратить внимание перед тем, как начинать вести бизнес. Без официального закрепления прав на товарный знак владельцы компаний рискуют потерять не только уникальность своего бренда, но и доверие клиентов, что может привести к значительным финансовым потерям.
Конкуренты нередко копируют удачное название, а мошенники портят репутацию, выдавая бренд под другим названием и доказать обратное бывает нелегко. Чтобы избежать подобных инцидентов, советуем прочитать нашу статью о том, как зарегистрировать товарный знак в Российской Федерации и защитить репутацию своего бренда.
Содержание
- Что такое товарный знак
- Что нужно для регистрации товарного знака
- Оформление и подача бумаг
- Экспертиза заявки
- Финальный этап
- Заключение
Что такое товарный знак
Товарным знаком называют уникальное обозначение, помогающее выделиться на рынке среди остальных. Как правило, им может быть название, слоган, логотип и прочие элементы личного бренда. Когда права официально зарегистрированы, предприниматели получают юридическую гарантию того, что их интеллектуальная собственность защищена от несанкционированного использования, которая позволяет требовать возмещения ущерба через суд в случае его использования со стороны злоумышленников.
Что нужно для регистрации товарного знака
Для начала нужно определиться с форматом того, что нужно именно зарегистрировать. Как мы упомянули выше им может быть название, логотип, текст или все вместе. Большинство выбирает именно текстовый вариант, хотя визуальная символика тоже важна, поскольку покупатель привык не только читать, но и взаимодействовать с внешним оформлением.
Полезный совет: если вы планируете завести сайт для своего проекта, то перед финальным решением проверьте свободен ли подходящий домен в интернете. Гораздо удобнее, когда адрес в сети совпадает с названием проекта.
Далее следует выбор категорию деятельности. При подаче документов важно правильно указать область, в которой вы планируете работать. Поэтому сначала четко сформулируйте, чем занимаетесь или чем хотите заниматься. Затем найдите соответствующие разделы в международном классификаторе товаров и услуг. Можно сразу охватить несколько направлений, если подумываете о расширении бизнеса в будущем. Одинаковые названия могут сосуществовать в разных сферах, например, производитель техники и продуктовый бренд могут называться одинаково.
Обязательно проверьте, свободно ли выбранное вами обозначение, используя специальную форму поиска Роспатента, которая помогает выявить совпадения в различных категориях.
Оформление и подача бумаг
Хотя процесс сбора документов может показаться простым, он требует внимательного подхода и знания всех тонкостей подачи и оформления.
Чтобы подать документ на регистрацию товарного знака понадобится заполненный бланк заявления, изображение или текст того, что регистрируется, список выбранных категорий и подробное описание регистрируемого обозначения, а также квитанция об уплате госпошлины.
По статистике только 5% заявок проходят сразу без замечаний, поэтому к заполнению нужно отнестись максимально серьезно, соблюдая все формальности и требования государственного органа.
Экспертиза заявки
После отправки документов вашей заявке будет присвоен номер для отслеживания статуса. Весь процесс занимает примерно полтора года и проходит в два этапа – сначала проверяют правильность оформления документов и факт оплаты пошлины. Это формальная стадия.
Затем эксперты приступают к содержательной экспертизе или экспертизе по существу, где смотрят не нарушает ли ваше обозначение действующее законодательство и нет ли прямых совпадений с уже зарегистрированными брендами, логотипами и товарными знаками.
Формальная экспертиза означает базовую проверку правильного заполнения и оформления документов, а также оплату пошлины, а экспертиза по существу подразумевает проверку соблюдения положений статьи 1483 Гражданского Кодекса РФ по части нарушения ее пунктов. После этого вы получите уведомление об успешной регистрации или мотивационном отказе.
В случае отказа можно обжаловать решение, предоставив доводы и доказательства, но перед этим убедитесь, что все документы составлены верно без нарушений и ваш товарный знак чист от плагиата или сведений, ведущих в заблуждение.
Финальный этап
После завершения всех процедур остается получить выданное Роспатентом свидетельство о регистрации, за которое нужно заплатить государственную пошлину. Ее сумма зависит от количества заявленных классов. После этого Роспатент в течение месяца после оплаты внесет ваш товарный знак в государственный реестр.
Заключение
Регистрация товарного знака – процедура нужная и своевременная, поскольку компания получает в первую очередь гарантию безопасности своего бизнеса и денег. Можно годами работать под одним брендом, честно зарабатывать доверие и репутацию, и лишиться всего в один момент из-за отсутствия регистрации. Чтобы этого не произошло настоятельно советуем не откладывать эту идею и выполнить все необходимые процедуры как можно скорее.
Более подробно об условиях и этапах подачи документов и регистрации товарного знака вы можете узнать из соответствующей статьи из блога компании GREEN-API.
GREEN-API: зеленый свет вашим идеям!