Найти в Дзене

Механизм передачи жизненных сценариев из поколения в поколение

Передача психоэмоционального и поведенческого опыта от предков к потомкам. Ключевой аспект: процесс преимущественно бессознательный. Исследователи: Анн Анселин Шутценбергер — специалист в области семейной терапии и системной семейной психотерапии. Она исследует влияние семейных динамик и исторических травм на жизнь человека. Её подход основан на идее, что проблемы одного члена семьи могут быть связаны с проблемами других членов и даже предыдущих поколений. Берт Хеллингер — немецкий психотерапевт, основатель метода системной семейной расстановки. Этот метод предполагает работу с группами людей, где участники представляют различные семейные системы или роли. Хеллингер считает, что многие психологические проблемы связаны с нарушениями в семейных системах и отношениях. Иван Бузормени-Надь — венгерский психоаналитик, который внёс значительный вклад в развитие системной теории семейной терапии. Он разработал концепцию «семейного баланса», которая предполагает, что в семье существует система

Передача психоэмоционального и поведенческого опыта от предков к потомкам. Ключевой аспект: процесс преимущественно бессознательный.

Исследователи:

Анн Анселин Шутценбергер — специалист в области семейной терапии и системной семейной психотерапии. Она исследует влияние семейных динамик и исторических травм на жизнь человека. Её подход основан на идее, что проблемы одного члена семьи могут быть связаны с проблемами других членов и даже предыдущих поколений.

Берт Хеллингер — немецкий психотерапевт, основатель метода системной семейной расстановки. Этот метод предполагает работу с группами людей, где участники представляют различные семейные системы или роли. Хеллингер считает, что многие психологические проблемы связаны с нарушениями в семейных системах и отношениях.

Иван Бузормени-Надь — венгерский психоаналитик, который внёс значительный вклад в развитие системной теории семейной терапии. Он разработал концепцию «семейного баланса», которая предполагает, что в семье существует система взаимных обязательств и ожиданий, нарушение которых может привести к конфликтам и психологическим проблемам. Его подход фокусируется на понимании и восстановлении справедливости в семейных отношениях.

Анн Анселин‑Шутценбергер

Основные механизмы передачи

  1. Семейная история
    Совокупность знаний о предках: их судьбах, личностных особенностях, отношениях, традициях, ритуалах. Передаётся через рассказы, фотографии, семейные реликвии, повторяемые фразы и установки.
  2. Идентификация
    Неосознанное отождествление себя с конкретным предком. Человек создаёт внутренний образ родственника (по рассказам, фотографиям) и начинает воспроизводить его паттерны поведения, эмоциональные реакции, жизненные выборы.
  3. Интернализация
    Внутреннее усвоение внешних структур (родительских установок, семейных правил). Пример: женщина, становясь матерью, неосознанно воспроизводит модель поведения своей матери.
  4. Семейная проекция
    Родители неосознанно «переносят» на детей свои нерешённые конфликты и ожидания. Это влияет на выбор партнёра потомками и повторение семейных сценариев.
  5. Родовые сценарии
    Повторение типовых ситуаций (выбор профессии, модели отношений, возраста вступления в брак, способов разрешения конфликтов). Могут быть как позитивными, так и деструктивными.
  6. Семейная лояльность («долг лояльности»)
    Неосознанная обязанность следовать семейным нормам и традициям, даже если они ограничивают личное развитие. Нарушение «правил» может вызывать чувство вины или тревоги.
  7. Симбиоз поколений
    Глубокая эмоциональная связь, при которой границы между поколениями размыты. Личное бессознательное одного члена семьи переживается другим.
  8. Семейные тайны и мифы
    Скрываемая или искажённая информация о предках создаёт «пустоты», которые потомки бессознательно стремятся заполнить, повторяя не проговорённые сценарии.

Как это работает на практике

  • Ребёнок с раннего возраста «считывает» паттерны общения, эмоциональные реакции, способы решения проблем в семье.
  • Через сказки, пословицы, повторяемые фразы усваиваются установки («Мы всегда помогаем родственникам», «В нашей семье мужчины не показывают слабость»).
  • Неосознанно копируются стратегии выживания в кризисах, которые использовали предки (например, уход в работу при стрессе).
  • Повторяются ключевые события (возраст важных решений, типы конфликтов) — феномен, который Анн Анселин‑Шутценбергер назвала «синдромом годовщины».

Итог: трансгенерационные связи формируют «невидимую программу», влияющую на выборы человека, его отношения и судьбу. Осознание этих механизмов позволяет прервать деструктивные циклы и сохранить позитивные традиции.

Как прервать цикл

Для прерывания передачи важно:

  • Осознать семейные сценарии: проанализировать повторяющиеся паттерны в роду, используя, например, генограмму — схематическое изображение семейных отношений.
  • Проработать травмы: переработать травматичный опыт, не нести обиду в своем сердце всю жизнь, отпустить ее с пониманием.
  • Сформировать собственные границы и ценности: научиться отличать унаследованные паттерны от собственных желаний и потребностей.
  • Избегать проекции: Родителям важно не переносить свои обиды на детей, осознанно работая над изменением привычных моделей поведения. Проекция — приписывание другому того, что вытесняется человеком из его сознания: собственные запретные желания, чувства, установки и даже поведение — приписывается другому — является одним из самых распространённых способов избежать тревоги. Основной принцип гласит: «Это не я — это он!» Психика включается в режим самозащиты, стремясь сохранить статус‑кво в ситуациях, когда человек теряет контроль и поступает вопреки совести и морали, собственным внутренним установкам, нормам общества, семейным правилам, когда переступает запретную черту, заходит за пределы допустимого и не может принять это и как следствие обвиняет другого в своих же проблемах. Именно поэтому так сложно работать психологу в парах. Чувство проекции заставляет супругов играть в пинг-понг взаимных обвинений, а на деле — проекций. Механизм работает следующим образом: человек проецирует на окружающих собственные переживания, страхи и поступки. Например. Мужчина, который систематически изменяет супруге и скрывает это, начинает подозревать её в неверности; супруга, которой недостаточно внимания от супруга, думает, что она недостойна внимания вообще и т. п. Или человек, испытывающий негативное отношение к миру, убеждён, что мир настроен к нему враждебно, а не он враждебен и т. д. Так работают механизмы защит психики, формируя неадаптивное поведение, которое приводит в итоге к еще большей дезадаптации и часто является причиной ПРЛ (пограничного расстройства личности).

Наше внутреннее состояние, убеждения и переживания неизбежно находят отражение во внешнем мире — мы транслируем вовне то, что происходит у нас в голове.

Передача паттернов — это не просто результат действий одного человека, а системный процесс, укоренённый в истории семьи. Прервать его возможно через осознание, проработку травм и создание новых, здоровых привычек общения и ясного восприятия жизненных ситуаций. И что очень важно – самостоятельно в этом разобраться очень сложно, только уже пережив несколько циклов травмирующих повторений (наступая на одни и те же грабли) обычно приходит горькое осознание и желание с этим разобраться.

Берт Хеллингер, немецкий психотерапевт. Он сформулировал три основополагающих закона (или «порядки любви»), по которым, согласно его концепции, строятся здоровые и устойчивые человеческие связи в семейных и родовых системах. Эти законы действуют независимо от морали, культуры или времени — подобно законам физики.

1. Закон принадлежности

Суть: каждый член системы имеет безусловное право на принадлежность к ней. Никто не может быть исключён — ни по моральным, ни по поведенческим, ни по каким‑либо иным основаниям.

Ключевые положения:

  • В системе имеют право быть все: и «хорошие», и «плохие» (в том числе абортированные дети, отвергнутые родственники, люди с криминальным прошлым и т. п.).
  • Исключение кого‑либо из системы (физическое или психологическое) запускает механизм компенсации: последующие поколения бессознательно «восстанавливают баланс» — через повторение судьбы исключённого, появление симптомов или запутанной лояльности.
  • Восстановление порядка происходит через признание и включение: даже внутреннее принятие исключённого возвращает систему в равновесие.

Пример нарушения: если в семье «забывают» или осуждают предка, совершившего проступок, кто‑то из потомков может неосознанно повторить его судьбу или нести его эмоциональное бремя.

2. Закон иерархии

Суть: приоритет в системе определяется временем вхождения в неё: те, кто пришёл раньше, имеют более высокий ранг.

Ключевые положения:

  • Родители стоят выше детей; старшие братья и сёстры — выше младших (иерархия влияния).
  • Более ранние партнёры (например, бывшие супруги) имеют значение для порядка, даже если их роль уже не актуальна.
  • Новая система (например, молодая семья) для молодых людей, создающих свою семью, должна быть на первом месте, функционирует не в ущерб семье, не подчиняется родительской семье. Супруги решают совместно свои проблемы, а не через своих родителей, создают свою систему.
  • Дети не должны вставать на место родителей (эмоционально или функционально), а младшие не должны «учить» старших.

Пример нарушения: когда ребёнок берёт на себя роль «родителя» для своих родителей (например, эмоционально поддерживает их, решает их проблемы), это нарушает иерархию и ведёт к его травме. Чаще такие дети страдают от одиночества и не признанности, хотя всем помогают в итоге, но забыв о порядке, остаются просто чьим-то костылем в отношениях и только.

Восстановление порядка: вербализация правильных ролей («Ты — мой отец/мать, а я — твой ребёнок»; «Ты пришёл раньше, и я уважаю это», «Я, не ты, живу и поступаю так как хочу я»).

3. Закон баланса (обмена)

Суть: в отношениях должен соблюдаться баланс между «давать» и «брать».

Ключевые положения:

  • В партнёрских и дружеских отношениях важен обмен: дарами, заботой, вниманием. Если один только даёт, а другой только берёт, возникает напряжение и дистанция.
  • В отношениях родителей и детей действует иной принцип: родители дают, дети получают. Дети не должны «отдавать» родителям за дар жизни; их задача — передать полученное своим детям.
  • Нарушение баланса (например, когда ребёнок берёт на себя вину или судьбу родителя) приводит к проблемам во взаимоотношениях. «Сын за отца не отвечает».

Пример нарушения: ребёнок, чувствующий вину за страдания матери, пытается «исправить» её жизнь, жертвуя своими интересами.

Важные дополнения к системе Хеллингера

Хеллингер также выделял ряд динамик, влияющих на систему:

  • Связь с родом: мы бессознательно связаны с судьбами предков, особенно если их история не признана, скрыта или осуждаема обществом.
  • Перенос судьбы: ребёнок может «нести» чужую судьбу, если она была исключена или не прожита (частое явление).
  • Лояльность Любовь ребёнка к родителям безусловна — он может «забрать» их боль, даже разрушив свою жизнь, проживать чужую жизнь, потому что папа свою не так и не прожил в соответствии со своими желаниями, теперь папа пытается перепрожить свою жизнь через сына. Или мамы: «Хоть ты будешь счастлива», — говорят дочерям, и обычно несчастны обе! И, к сожалению, в таких отношениях находится большинство.

Когда «порядки любви» нарушены, человек может испытывать:

  • тревогу и депрессию без явной причины;
  • повторение чужих судеб;
  • разрушительные отношения;
  • хронические симптомы или жизненные тупики.

Восстановление порядков приносит:

  • чувство покоя и признания;
  • возвращение жизненной энергии;
  • возможность строить здоровые отношения.

Концепция Берта Хеллингера, несмотря на отсутствие научного подтверждения, довольно часто подтверждается нашими судьбами. Сам Хеллингер, будучи священником и психологом, на протяжении жизни наблюдал проявления этих законов и описал их в своих работах. Хотя метод Хеллингера популярен, к нему следует подходить осторожно и по моему мнению избегать использования людей как заместителей, так как это может привести к манипуляции и мистификации, а не к объективной оценке ситуации.

Метод Хеллингера опирается на несколько ключевых моментов работы бессознательного, даже при сильном желании разобраться самостоятельно требует взгляда со стороны, взгляда человека, который разбирается в динамиках. Так как сложные и скрытые процессы бессознательного действуют независимо от нашего желания и обычно не замечаются сознанием триггеры, приводящие к одному и тому же плачевному результата исправления судьбы самостоятельно. Для начала для понимания основных ключевых проблем важно проанализировать истории в своей семье, обратите внимание на совпадающие даты, повторяющиеся события, деструктивные привычки и найти закономерности, повторения и осознать их.

Иван Бузормени-Надь

Как работает «бухгалтерский гроссбух» лояльности (по Бузормени‑Надю)

Концепция «бухгалтерского гроссбуха» означает, что в семье ведётся неосознанный учёт «долгов» и «заслуг»: кто кому что «должен», кто «переплатил», кто «недодал». Это не денежный счёт, а эмоционально‑нравственный баланс:

  • забота ↔ благодарность;
  • жертва ↔ признание;
  • поддержка ↔ ответная забота;
  • обида ↔ возмещение.

Когда баланс нарушен?

Например, при разводе, дети чувствуют несправедливость. Особенно тяжело, если один из родителей ушел, не помогал, обижал, при этом демонстрирует безразличие к нуждам ребенка, превосходство или обвиняет в разводе всех, кроме себя, тем самым перенося свое чувство вины на другого. Самоутверждается, перетягивая ребенка на свою сторону, внушая ему, что сам родитель не виноват, а виноват кто-то другой.

Ребенок оказывается в ловушке: с одной стороны, он испытывает врожденную лояльность к обоим родителям («они мои папа/мама, я их люблю»), с другой — его чувства разрываются между двумя родителями, при взаимных обвинениях и перетягивании каната на свою сторону в попытках победить другого. Ребенок мечется, пытаясь удержать систему в балансе, при этом ему приходится страдать или обесценивать свои чувства. Родители, избавляясь от тревоги, активными действиями вражды и судебных тяжб, переносят эмоциональный груз на ребенка, тем самым ломая его психику и ощущение справедливости и доверия к миру.

Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда страдают дети, при написании заключений для суда при разводе родителей, проводя беседу с детьми и диагностику их эмоционального состояния. Поэтому, когда участвую в экспертизе и пишу заключение для суда о склонности ребенка к одному из родителей - всегда подчеркиваю заказчику, что моя задача — не встать на сторону одного из родителей, а защитить интересы ребенка. Это позволяет мне сохранить спокойствие и чистую совесть. Однако, как показывает практика, многие родители не хотят следовать моим рекомендациям и ищут другого эксперта – психолога.

По моему опыту, родители часто обращаются к психологу не для того, чтобы получить объективную оценку ситуации, а чтобы оправдать себя или обвинить супруга, хотят, чтобы психолог стал участником их конфликта, а не беспристрастным экспертом. Я отказываюсь играть на чьей-либо стороне, но, к сожалению, некоторые психологи соглашаются на это, что не соответствует профессиональной этике.

Эта тема для меня одна из самых сложных и значимых. Я стремлюсь придерживаться своих принципов, опираясь на знания о системной семейной передаче ошибок, разрушительных моделей поведения и несправедливости. Давайте, уважаемые психологи, будем на стороне детей, особенно когда речь идет о воспитании в высоко конфликтных семьях, важно, чтобы кто-то сохранял объективность и беспристрастность. Это необходимо для обеспечения ребенку надлежащего ухода, комфортных условий жизни и торжества справедливости.

#психология #семья #традиции