Найти в Дзене
CatScience

Как стать юристом, не привлекая внимания санитаров

Удивительно, но для того, чтобы стать юристом, недостаточно мониторить тг-каналы, название которых содержит слова «ЧП», «расследование», «банкротство» и т.п. Работодатель требует диплом, и получить его можно где угодно, но законный способ есть только один – пройти соответствующий учебный курс в аккредитованном учебном заведении и государственную итоговую аттестацию.
Получилось? Мои соболезнования. Теперь, собственно, только все и начнется. Первое, о чем сообщают неофиту при трудоустройстве в любую юридическую организацию – забудь все, чему тебя учили. Возможно, то же самое может услышать молодой слесарь-сантехник при выпуске из ПТУ, но в серьезной науке такого бардака же быть не может? А если это действительно так, то является ли юриспруденция наукой, или это такой же обман, как и все остальное, чего обычно ожидаешь от юриста? Так вот, второе по значимости сообщение, которое молодой юрист услышит от работодателя – &$!#%, дебил, ты забыл, чему тебя учили? Воспитанный коллега первые два

Удивительно, но для того, чтобы стать юристом, недостаточно мониторить тг-каналы, название которых содержит слова «ЧП», «расследование», «банкротство» и т.п. Работодатель требует диплом, и получить его можно где угодно, но законный способ есть только один – пройти соответствующий учебный курс в аккредитованном учебном заведении и государственную итоговую аттестацию.
Получилось? Мои соболезнования. Теперь, собственно, только все и начнется.

Первое, о чем сообщают неофиту при трудоустройстве в любую юридическую организацию – забудь все, чему тебя учили. Возможно, то же самое может услышать молодой слесарь-сантехник при выпуске из ПТУ, но в серьезной науке такого бардака же быть не может? А если это действительно так, то является ли юриспруденция наукой, или это такой же обман, как и все остальное, чего обычно ожидаешь от юриста?

Так вот, второе по значимости сообщение, которое молодой юрист услышит от работодателя – &$!#%, дебил, ты забыл, чему тебя учили? Воспитанный коллега первые два слова подумает, но не произнесет, а начальник следственного отдела именно так и скажет. Но не стоит торопиться с выводами о бессмысленности юриспруденции. К ним нужно приходить долго, впитывая в себя все эти нескончаемые хитросплетения норм и их толкований, видя смысл в том, что кажется нелепым, и ставя под сомнение очевидное.

Как-то раз в одном из уютных чатиков Котосообщества был выдвинут замшелый тезис о том, что юриспруденция наукой не является, поскольку представляет собою обычное ремесло – набор инструментов для выбранной специальности, при помощи которых ремесленник (следователь, адвокат, юрисконсульт, нотариус, судья и т.д.) производит определенный продукт под конкретные задачи. Никакой тебе игры интеллекта, витания в облаках, и постановки гипотез для вдумчивого многолетнего обсасывания.

Разумеется, этот тезис – херня, а автор его заблуждается, и вот почему. Чем занимаются студенты, курсанты или слушатели юридических факультетов? Они изучают науку юриспруденцию. Её базой является теория права и государства, постигнув которую, можно пинать какашки и курить бамбук до самого момента вручения диплома. Потому что ничего нового о праве вам больше не расскажут. Проблема заключается в способности усвоить весь этот пласт знаний – откуда право взялось, зачем, кому выгодно, как работает, почему не работает, на кого работает, чем обеспечено, как его толковать, какая взаимосвязь с государством, и кто за все это ответит.

Собственно, для облегчения усвоения материала и получения ответов на перечисленные вопросы, и не только перечисленные, в праве существуют отрасли. Отрасль права – это система знаний о способах регулирования тех или иных отношений в обществе. Практическим выражением таких знаний являются нормы права – правила, соблюдение которых в идеале призвано обеспечить гармоничное развитие общественных отношений. Совокупность норм, регулирующих отношения, называют материальным правом, а те, которые определяют порядок применения материального права – процессуальным правом.

К примеру, всеми любимое уголовное право – это вовсе не статья 132 Уголовного кодекса с ее интригующими иными насильственными действиями сексуального характера. Это обстоятельное учение, содержащее понятия о преступлении и наказании, их отличии от сходных явлений, и т.д. Ну, а в качестве инструмента – регулятора отношений, складывающихся в связи с общественно-опасным поведением – выступает как раз Уголовный кодекс. Процедура выявления и расследования преступлений, назначения и исполнения наказаний содержится в Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах.

Теперь, собственно, о том, в чем же заключается проблема отцов и детей (зачеркнуто) обучения праву и правоприменительной практики. Мы будем брать идеальную ситуацию – выпускник юрфака, окончивший альма-матер с красным дипломом, и обычный райотдел, где встречаются наши юные любители уголовной романтики: отличник-выпускник Василий и его давний знакомец – школьный хулиган Иннокентий. Оба попали в райотдел, но есть нюанс.

Задача, на первый взгляд, проста: в дежурной части райотдела, в камере, томится Иннокентий. На столе дежурного валяется дамская сумочка, а ее хозяйка неистовствует в коридоре за пуленепробиваемым (на всякий случай) стеклом. Василий держит речь в стиле Постановлений Конституционного суда:

- в той мере, какая необходима для определения имевшего место деликта как общественно-опасного деяния, действия его совершившего требуют оценки как в части субъективной стороны рассматриваемого посягательства, так и его объекта…

Василий прекрасен, Цицерон и Кони обнимаются в сторонке и рыдают, преподаватели юрфака передают друг другу пятюню – выучили и воспитали настоящего юриста. Грёзы Василия прерываются бесцеремонным:

- Вася! Клоун &$!#%&. Мы грабежом возбуждаемся или разбоем? Или я нагоняю этого &$!#%&$!, и списываю материал участковым? Он у меня пять часов уже сидит, а дамочка – десять. Что мне в город передавать? – дежурный Георгий заканчивал филфак, и ему насрать на словесные выверты – он их ненавидит еще со второго курса.

Примерно на этом месте и появляется ответственный от руководства, задающий Василию тот самый второй вопрос: чем ты, приятель, занимался пять лет на своем юрфаке, если не в состоянии вырулить простую ситуацию в установленные процессуальные сроки?

Как соединить науку и ремесло, получив на выходе адекватного специалиста? Звучит, как тема для диссертации, но кому она интересна. Преподаватель в ВУЗе – это кабинетный ученый. Из года в год, десятилетиями, он повторяет зазубренные мантры о признаках преступления, целях наказания, действии закона во времени и пространстве. Это – база, ее нельзя не знать.
Однако, то, что годится для ответа на учебную задачу – дать квалификацию описанной в вакууме ситуации – оказывается бесполезным в практической ситуации. Когда несчастный Василий погружается в разнообразие показаний обкуренного задержанного, пьяной потерпевшей, и свидетеля с деменцией. Когда он не состоянии установить место преступления, организовать нормальную работу следственно-оперативной группы, вызвать собаку с кинологом.

Есть ли основания для возбуждения уголовного дела? Ну, наверное. Вот потерпевшая, вон жулик, у него пэпсы забрали сумочку потерпевшей. Но как-то неправильно забрали. Будет ли их рапорт о произведенных действиях надлежащим доказательством? А если не будет, то чем доказывать вину Иннокентия, если дамочка его лица в момент нападения не видела, но запомнила только куртку с вышитым на спине Визерионом? А щас Иннокентий в одних трусах, потому что забрали его прямо с хаты той чувихи, которой он сумку притащил? А это точно сумка дамочки, а не чувихи, ведь дамочка не может перечислить и описать предметы, которые у нее там находились? Па-ма-ги-ти!!!

Если возбуждать, то по какой статье? Был ли нож, как утверждает пьяная дамочка? Если был, то похоже на квалифицированный разбой. Но нож нигде не обнаружен, а полубессознательная мимо проходившая бабуля утверждает, что какой-то парень выхватил у какой-то женщины что-то и побежал. Тогда это неквалифицированный грабеж? А кого она видела и где? А если Иннокентий, как он уверяет, утащил сумочку, пока дамочка спала на скамеечке? Тогда это кража. Но стоит ли это барахло более двух с половиной тысяч рублей? Ведь если нет, то это мелкое хищение, и преступлением не является. Задержать чела за разбой, чтоб потом отпустить за отсутствием состава – да лучше сразу самому сесть.

Василий в состоянии квалифицировать любое действие, о котором ему напишут в практикуме по уголовному праву. Он может на пяти листах накатать протокол осмотра места уличного грабежа, зафиксировав, как его учили на криминалистике, малейшие особенности архитектурного облика окружающих бараков. И допросить потерпевшую, прознав о ее похождениях со вчерашнего вечера до связей с запрещенными в РФ организациями. Ведь именно так рекомендуют вести допрос на занятиях по уголовному процессу. Но как соединить это все вместе, и нужно ли вообще этим заниматься – его не научили. Он крупный специалист в каждом отдельно взятом праве, но понятия не имеет, как эти знания применить на практике.

Именно поэтому бедолаге предстоит забыть ту схему знаний, которую в него вложили в ВУЗе. И освоить практическую схему, став ремесленником. А потом вложить в нее всю полученную на учебе теорию – став специалистом. И все ради того, чтобы услышать третье, самое главное правило – это &$!#% какая-то, нормально переделай. Справился? Поздравляю. Ты стал юристом.

Автор: Павел Реутских