Центробанк поддержал идею крупнейших банков запретить маркетплейсам прямые скидки и бонусные программы. Как это скажется на потребителях, объясняет директор института стратегического планирования, профессор УрГЭУ Максим Марамыгин.
- Максим Сергеевич, в чем суть инициативы и почему банки ее продвигают?
- Инициатива исходит от банковского сектора, который теряет доходы из-за развития платежных систем маркетплейсов. Поясню на примере.
Когда покупатель оплачивает товар картой в обычном магазине, банк-эквайер получает комиссию — в среднем 1,5–2,5 % от суммы. Например, при покупке кофе за 100 рублей банк получает от 1,5 до 2,5 рублей. Маркетплейсы же создают собственные банки и платежные системы. Это позволяет им минимизировать комиссии за переводы (операции внутри собственной системы дешевле), предлагать покупателям скидки за счет экономии на платежах.
Объем платежей через маркетплейсы растет стремительно. Если раньше основная доля транзакций проходила через крупные банки, то теперь значительная часть денег циркулирует внутри экосистем маркетплейсов, у которых есть свои карты. Для банков это потеря миллиардов рублей ежегодного дохода. Например, если маркетплейс обрабатывает платежи на десятки, сотни миллиардов рублей в год, экономия на комиссии в 2 % дает 2 млрд рублей. Эти деньги остаются в экосистеме площадки, а не уходят банкам.
- Предположим, инициативу примут. Как это почувствуют на себе те, кто регулярно покупает на маркетплейсах?
- Потребитель не уйдет с маркетплейсов. Даже если скидки уберут, люди продолжат пользоваться площадками. Покупательская привычка уже сформирована. Люди не перестанут заказывать носки или бытовую технику только потому, что скидка стала меньше.
Эффект окажется скорее психологическим, чем экономическим. Реакция покупателей будет проходить стадии отрицания (почему убрали мою скидку), депрессии, принятия и нормализации. Но эти волнения будут кратковременными.
Кроме того, банки пока просто подали жалобу, и не факт, что она будет удовлетворена.