Победа Зохрана Мамдани на выборах мэра Нью-Йорка, это очень интересный прецедент, наглядно иллюстрирующий современное американское политическое поле. Дело в том, что еще как минимум, с прошлого года, в США началось новое разделение по политическим взглядам – на этот раз не на красных и синих (условных «консерваторов» и «либералов») – а на синих и зеленых. Синие – это традиционные, «системные» либералы яркий пример – Джо Байден или Камала Харрис. На глазах у этой публики появились такие важные элементы современного прогрессивизма как гипотеза глобального потепления, Критическая Расовая Теория, гипотеза системного расизма, идея коренных народов, концепция ЛГБТ с его местоимениями и прочим – собственно, именно синие все это и придумали. Это ведь возрастные люди, которые были в политике уже во времена вьетнамской войны. Синие активно используют типично прогрессивистскую тему «протеста как образа жизни», но сами они скорее бюрократы, нежели революционеры. Так например, тот же энвайронментализм для них – скорее способ намайнить бабла на углеродных кредитах, да попилить бюджеты, выделенные на «зеленый переход».
В противоположность им зеленые – это радикальные Демократы: настолько радикальные, что их либералами собственно, уже не назовешь, это форменные социалисты, чего зеленые особо и не скрывают. В отличие от синих старцев, это публика молодая, на вышеперечисленных элементах современной прогрессивистской идеологии выросшая и относящаяся к оным, со всем рвением юных прозелитов. Например, энвайронментализм для них – это священное учение Гайи и «зеленый переход» они будут проводить со всем рвением молодых коммунистов, внедряющих коллективизацию. И полных крах энергетики и экономики, для них будет таким же незначительным фактором, каким был для советских коммунистов тот факт, что Россия до революции кормившая своим хлебом весь мир, стала закупать хлеб сама, в том числе и в капиталистических США. В отличие от синих, зеленые как раз революционеры, для них протест это действительно образ жизни, а не удобная политическая риторика. Типичные представители зеленых Демократов – Александра Окасио Кортес и тот же Зохран Мамдани.
Очень характерной лакмусовой бумажкой, иллюстрирующей раскол Америки на синих и зеленых, стала реакция на новую итерацию израильско-палестинского конфликта. Синие, как традиционные политики, традиционно поддержали Израиль. А вот зеленые, не постеснялись поддержать Палестину: и не удивительно – борьба с исламофобией для них это не политический популизм, а реальная ценность. Более того, многие из зеленых Демократов сами являются исламистами и мигрантами из исламских стран. Нельзя не признать, что антиизраильская позиция политических зеленых стала причиной серьезного политического конфликта – в особенности потому, что теперь линия раскола проходит уже не между консерваторами и либералами, а между либералами старой и новой генераций.
Немаловажным является и собственно, отношение к самой Америке. Синие все же декларируют себя как американцев, утверждая что их миссия – трансформировать США в более прогрессивное государство. Зеленые откровенно не скрывают своего пренебрежения, если вообще не ненависти к Америке, относясь к ней как коммунисты к дореволюционной России. Это уже откровенно патриоты некоего глобального государства будущего, которое еще только предстоит построить – давняя мечта прогрессивизма.
Выборы мэра Нью-Йорка в этом ноябре, стали очень характерной иллюстрацией политического поля США. В них приняли участие представитель синей стороны – Эндрю Куомо, классический традиционный Демократ. Представитель зеленой стороны – Зохран Мамдани, образец новой молодой поросли Демократов. И конечно, представитель красной стороны – Кертис Слива, младо-Республиканец и трампист. Классических Республиканцев на этих выборах не было: оно и понятно – данная публика полностью себя изжила, недаром в США в 2020-ом был популярен лозунг: «Мы не Республиканцы, мы трамписты!».
Самое главное, чего многие недопонимают, это то что победа Трампа на президентских выборах прошлого года, дала очень мощный буст зеленым Демократам. Ибо как правильно подметили многие аналитики, Демпартия не в последнюю очередь продула президентские выборы в 2024-ом, потому что ей оказалось нечего предложить американцам. Демократы ныне сплошь представляют собой кунсткамеру унылости, с такими экземплярами как Байден, Камала Харрис, Гэвин Ньюсом. Вот только сдулась на самом деле, только синяя часть Демпартии. А вот зеленая Демпартия, идет в гору и тотальный слив Демократов старой формации, как раз открывает дорогу молодым радикальным политикам, вроде того же Мамдани.
Особенно тут интересно то, что победа Мамдани – не единственный подобный прецедент. Совсем недавно, на выборах мэра Сиэттла, победила Кэти Уилсон – 42-летняя зеленая Демократка, которой оппонировал синий Демократ Брюс Харрелл. Интересно, что сначала Харрелл опережал Уилсон, однако буквально в последний день пришла пачка бюллетеней от голосования по почте, которые были за Уилсон. Такая политтехнология уже применялась в 2020 году, для того чтобы прокатить на перевыборах президента Дональда Трампа, однако сейчас ее начали применять уже для ликвидации Демократов старой формации.
Что хочу сказать на последок. Повторюсь, что подобные события были запущены не в последнюю очередь, победой Дональда Трампа в прошлом году. Ибо поскольку Демпартия оказалась полностью несостоятельной в 2020-х, то как любая система, она эволюционирует, чтобы оказаться конкурентоспособной. И это очень тревожная тенденция: на президентских выборах 2028 года, MAGA-Республиканскому преемнику Трампа, очень может быть что придется иметь дело не очередным унылым Демократическим номенклатурным партбоссом, типа Харрис или Байдена, а с харизматичной, дерзкой молодой восходящей звездой Демпартии, наподобие Мамдани.