(Демьян Бедный)
И языческого тоже. Потому что Дед Мороз - персонаж сказочный.
Историю о том, что он - языческое божество, причем злое, намеренно распространяли аккурат сразу после революции, в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Поскольку молодое Советское государство со всей страстью боролось с церковью, суевериями и прочими мракобесиями имперской России. Даже легенду выдумали, мол, Дед Мороз - это "дух елки", ему славяне приносили жертвы и развешивали их на ветках (традицию наряжать елку тоже хотели искоренить). Так, с легкой руки ревностных идеологов Страны Советов, Дед Мороз благополучно был признан "продуктом антинародной деятельности капиталистов".
Репрессировали и Новый год - праздник, который ввел Петр I в 1699 году (или правило праздновать новолетие / аккурат после путешествия по немецким, английским и голландским землям).
Дело в том, что православный праздник наступления нового года в богослужебном церковном календаре раньше отмечали 1 сентября, а батюшка Петр приказал делать это 1 января, да еще и украшать дома еловыми ветками. И то было именно правило, поскольку после смерти императора сие нововведение в миру благополучно забыли (только возле питейных заведений по-прежнему устанавливали елки и украшали их, ибо кабачки работали по гос.лицензии на водку и закон бдили).
Только с середины XIX века вновь стали ставить елку и украшать ее. Но не долго - в 1920-ы-1930-е молодое советское государство, как уже говорилось выше, Новый год с Дедом Морозом успешно репрессировали. Правда ненадолго. Ибо к власти пришел товарищ Сталин. А вместе с ним фабрики, колхозы, ГУЛАГ и Дед Мороз.
Почему? Потому что Иосиф Виссарионович прекрасно понимал, что для любого общества необходимы коллективные ритуалы - объединения ради, дабы все почувствовали себя единым советским народом. Поэтому придумали новый вид общественных забав - Новогодние елки. Первая прошла в 1937 году (та самая, когда и Дед Мороз со Снегурочкой вдруг срослись кровными узами, хотя родственниками никогда не были).
Более того, Дед Мороз приходил не только к детям, но, например, в лагеря. Зрителями там были и заключенные, и лагерное начальство, костюмы шили те, "без права переписки", Дедами Морозами и Снегурочками были они же.
К слову, интересный момент. В имперской России Новый год праздновали без "живого" Деда Мороза. Нарядная игрушка была, сказки были, но самого седовласого старика с мешком подарков не было. Когда в 1930-ые Сталин решил ввести новый ритуал, то случился презабавный случай. В 1936 году на одной из пробных новогодних елок в детском саду к ребятишкам пришел Дед Мороз. Но они его не признали, увидев в нем деда Ваню из соседнего колхоза. Потому что только в сказках про седовласого старика читали, да на картинах/игрушках видели. Как полноценный персонаж праздничного веселья Дед Мороз знаком им не был. Поэтому в 1936 году он подарки детям не дарил, а делегировал это более привычным глазу Петрушке, зайчику и т.д. Даже Баба Яга подарки дарила. Поняли тогда советские идеологи, что надо что-то менять и ввели в сценарий праздника юную барышню - Снегурочку - помощницу Деда Мороза. Ну и породнили их для благонадежности.
То есть, как пара Дед Мороз и Снегурочка появились только в 1937 году на первой советской елке, ибо новогодний ритуал вещь весьма интерактивная и предполагает постоянное общение с детьми - старику нужен был посредник. Им стала Снегурочка - девочка школьного возраста.
А поскольку советская культура того времени пропагандировала десексуализацию образов, тем более обращенных к детям (кукла должна выглядеть как ребенок, а не как буржуазная барышня), Снегурочку обозвали внучкой Деда Мороза (юная дочь у старика - по странной пьесе Островского 1873 года - вызвала бы вопросы, поскольку то вещь не благонадежная, даже еретическая).
Вообще об этом персонаже - девочке из снега - вспомнил Александр Афанасьев в 1860-х годах в своем знаменитом труде "Поэтические воззрения славян на природу". Мыслил он глобально - хотел восстановить древнюю мифологию славянского люда.
Нашел народное сказание о бездетной паре, которая смастерила из снега девочку, ну и опубликовал. По мысли автора, т.е Афанасьева, то был сказ "о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега". Но это не совсем правда, ибо никакого культа облачных духов у славян никогда не было (Е.Е. Левкиевская "Мифы русского народа").
Так вот, бездетная пара, смастерившая из снега себе "искусственную" дочку, назвала ее Снегуркой, но трагическая история снежной девочки, которая очень хотела быть как люди (весной она пошла прыгать через костер с подружками и растаяла) сильно тронула современников. И барышню стали называть более ласково - Снегурочкой.
К слову об Островском и его странной пьесе. Он, конечно, хорошо знал народный текст Афанасьева - на его основе и выдал свою сказку. Там все очень смутно. Седой старик Мороз и юная барышня Весна зачали, господипрости, снежную девочку Снегурочку, чем бога Ярило сильно разгневали, ибо то было нарушение всех мыслимых и не мыслимых законов природы.
"Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом...
...Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка -
Снегурочка"
(А. Н. Островский "Снегурочка")
Ярило ее и не пощадил.
Следом Римский-Корсаков сделал из этого странного сюжета известную оперу, после чего Снегурочка стала частью рождественской литературы и украшением елки. Но по сути она так и осталась той самой "искусственной" девочкой без родителей, которую перед Рождеством дети находят в сугробе, зовут в дом и пытаются безуспешно обогреть.
Кстати, именно благодаря Афанасьеву (и Одоевскому, но о нем позже) русский люд узнал и про Деда Мороза. Да, у нас весьма юный старик, ему еще и 200 лет нет.
Дело было так. В 1856 году Афанасьев опубликовал первое собрание русских народных сказок. Рукопись эта создавалась прелюбопытнейшем образом: любитель славянских древностей собирал и записывал со слов крестьян, ямщиков, бродячих торговцев и всех, кому не лень было лясы точить славянский фольклор, а потом это "собрание сочинений" издал отдельной книгой. Аки братья Гримм свои немецкие сказки.
Именно в этом сборнике и появляется Дед Мороз. Вернее, один из его прообразов: народное сказание о Морозко - зимнем духе, который сурово испытывает трех девушек, трудолюбивую и ее сводных ленивых сестер, встретившимся с ним в морозном обледеневшем лесу.
Пятнадцатью годами ранее, в 1841 году, нечто подобное описал Владимир Одоевский в сказке для детей "Мороз Иванович", который явно народный текст знал, но немного его романтизировал - убрал жестокость и усилил воспитательный нарратив (ну и у него всего две барышни фигурируют - красавица и ленивица). Да и обозвал Одоевский седовласого дедушку более благородно и благозвучно (и миролюбивее, ибо то была все-таки сказка). У писателя вышел этакий Мороз-воевда (но не некрасовский, не былинный, а ажурный, пушкинский что ли) - хозяин зимнего леса и волшебник с царством ледяных алмазов, жемчуга и серебра.
Синопсис сказок такой:
Версия 1️⃣ народная, афанасьевская: злая скверная старуха-мачеха отправляет свою приемную добрую дочь-рукодельницу в зимний студеный лес, чтобы избавиться от нее (т.е погубить). Так девушка попадает к Морозко. Сам Морозко прыгает с елки на елку, стужу на мир наводит (он все-таки дух зимы). Встречая юную барышню он сурово испытывает ее холодом и болью (помните: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная"?). В итоге старик сжалился над доброй девушкой, потому что ласкова она была с ним, отогрел ее одеялами, окутал в шубу и одарил богатым приданым (предел мечтаний в любой тогдашней крестьянской семье, ибо теперь барышня может удачно выйти замуж). К несчастью старухи падчерица возвращается домой живая и невредимая. Разгневанная мачеха следом отправляет в зимний лес двух родных своих дочек - злых и хамоватых. Погубил их Морозко - нашла их старуха мертвыми под рогожей.
Версия 2️⃣ сказочная, по Одоевскому: тут будет все куда миролюбивее - добрая, работящая девушка случайно роняет ведро в колодец. Ведро - вещь в крестьянской семье нужное, полезное, поэтому юную барышню отправляют за ним, аккурат в колодец, который, конечно, не абы какой, а портал в мир Мороза Ивановича. Старик Одоевского жил там, на дне колодца, в ледяном доме. Сам он весь покрыт инеем и, конечно, с большим волшебным посохом. Попадает к нему в палаты морозные добрая рукодельница, там и начинаются ее испытания: взбить перину, убрать дом, еду приготовить - задачки несложные, но для любой барышни в хозяйстве нужные, даже обязательные. А наша героиня девушка трудолюбивая, хозяйственная, за что и получает свой приз от Мороза Ивановича - "брильянтик - косыночку закалывать". Вернулась девушка домой и с ведерком, и с приданым богатым. Ленивица, ясное дело, тоже брильянтик захотела, но увы и ах, достались ей лишь сосульки да замерзшая ртуть.
Была еще поэма "Мороз Красный Нос" Николая Некрасова. Написал он ее 1863 году с оглядкой на "Морозко" Афанасьева. Крестьянка Дарья терят мужа и чтобы спасти своих детей отправляется в стужу в зимний лес за дровами. Там встречает она Мороза, который как и афанасьевский Морозко скачек с ветки на ветку. Там испытывает он ее холодом и болью. Там она и погибает.
То, дело ясно, ведь прообразом народного Морозко (и косвенно некрасовского Мороза) был Морок - славянский бог лжи и обмана, повелитель лютого холода. Имен у этого древнеславянского божества, покровителя бурь и непогоды в плаще из ветра, ронявшем хлопья снега, множество: и Карачун, и Трескун, и Студенец, и Позвид. А еще Зимник - беловолосый старик с железной булавой в руках. Где пройдет - стужу за собой оставит. Да и свита у него что надо - птицы-вьюжницы, медведи-шатуны, волки-метели, да души замерзших до смерти.
Но вот какое дело. Этот суровый бородатый растрепанный старик, превращающий людей в ледяное изваяние, детям подарки не дарил. Наоборот, во время Святок (а у славян были именно Святки, а не Новый год) Морока кликали во весь голос (или угощение ему оставляли), ибо чем больше снега, тем лучше урожай - простая аграрная истина. Но на глаза ему лучше не попадаться, т.к то верная погибель.
Более того, славянское божество было именно духом Зимы. Поэтому Морозко аки соловей прыгает с ветки на ветку, потрескивает там, похрустывает здесь - все до чего он дотронется в лед на веки вечные превращается (а Дед Мороз - хозяин зимнего леса, царь снега, который приносит людям радость - "брильянтик - косыночку закалывать").
Добрый сказочный Мороз Иванович Одоевского и суровый народный Морозко Афанасьева, а за ним и Мороз-воевода Некрасова из литературы XIX века постепенно слились в образ привычного нам Деда Мороза. И вытащить из него мороковские маркеры было просто элементарно. Как и засунуть их обратно, дабы благонадежно и убедительно репрессировать старика.
Увы и ах, но Дед Мороз - это не Морок, Зимник или как его не назови. Дед Мороз - персонаж сказочный и культа его никогда не было (нет же культа Бабы Яги, хотя в ее образе тоже ряд народных поверий аккумулирован).
***К слову, изначально Дед Мороз ходил в белой шубе - он Царь Зимы как-никак (на рубеже XIX-XX веков изображался либо как боярин - в шубе, либо как крестьянин - в простом тулупе). Красная шуба у Деда Мороза появилась где-то в период Второй Мирой Войны - за что спасибо его кузену Санте (и нет, красный наряд Санта Клауса никак не связан с "кока-колой").
До Нового Года остался 31 день.