Найти в Дзене
Мифоистория Сибири

Легенды о сибирских великанах

Изображение пойманного великана из книги В. Г. Богораза «Чукчи» (Ленинград, 1934) На востоке Якутии, в районе Верхоянских гор, ещё лет пятьдесят назад можно было услышать рассказы очевидцев о встрече с великанами чучунаа (чучуна) ростом «на три головы выше» якутов. Приходили эти человекоподобные существа в оленьих шкурах, натянутых на голое тело, со стороны Чукотки. На одном из старых чукотских рисунков запечатлён гулливеровский сюжет: малорослые северяне связали уснувшего гиганта: руки, ноги, голова его обвязаны крепкими верёвками, концы которых, вероятно, закручены вокруг колышков, вбитых в землю. Чукотское изображение гиперболизировано – великан раза в четыре больше любого из охотников. Те, кто встречал чучунаа, говорят о росте в два – два с половиной метра. Журнал «Вокруг света» в июньском номере за 1975 год приводит рассказ жительницы посёлка Хайысардах Верхоянского района Елены Афанасьевны Гороховой: «Вскоре после революции, году в двадцать первом, мы косили сено в долине речки

Изображение пойманного великана из книги В. Г. Богораза «Чукчи» (Ленинград, 1934)

На востоке Якутии, в районе Верхоянских гор, ещё лет пятьдесят назад можно было услышать рассказы очевидцев о встрече с великанами чучунаа (чучуна) ростом «на три головы выше» якутов. Приходили эти человекоподобные существа в оленьих шкурах, натянутых на голое тело, со стороны Чукотки. На одном из старых чукотских рисунков запечатлён гулливеровский сюжет: малорослые северяне связали уснувшего гиганта: руки, ноги, голова его обвязаны крепкими верёвками, концы которых, вероятно, закручены вокруг колышков, вбитых в землю.

Чукотское изображение гиперболизировано – великан раза в четыре больше любого из охотников. Те, кто встречал чучунаа, говорят о росте в два – два с половиной метра.

Журнал «Вокруг света» в июньском номере за 1975 год приводит рассказ жительницы посёлка Хайысардах Верхоянского района Елены Афанасьевны Гороховой: «Вскоре после революции, году в двадцать первом, мы косили сено в долине речки Ниэм (приток Яны). Где-то в середине дня я варила обед на поляне недалеко от речки. Мужчины в это время косили сено, и я оставалась одна. Вдруг метрах в сорока я услышала треск в кустах, и на поляну вышел необычный человек огромного роста, на три головы выше наших мужчин. У него были длинные растрепанные черные волосы. На теле и ногах плотно сидела оленья шкура. Лицо было очень темное. Я не разобрала, какое оно у него. Он сильно сутулился, руки были очень длинные, до колен, и тоже мохнатые, в шерсти. Человек быстро пересек поляну, даже не посмотрев в мою сторону, наверное, не видел меня. Я испугалась, потому что не знала, кто это. Вечером, когда все собрались, мне сказали, что это был чучунаа».

Подобных рассказов в Верхоянском районе записаны десятки. Наиболее часто великаны встречались в конце XIX – начале ХХ века, ещё один пик пришёлся на послевоенные сороковые, после чего сведения о гигантах практически исчезли.

«Всякие предания и рассказы о чучунаа я слышал с детства. В те годы говорили, что его встречали пастухи-оленеводы на Верхоянском хребте и на нижней Лене. Очень много об этом слышал в сороковом и сорок шестом годах, когда работал в Ленской историко-археологической экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР. Тогда записал рассказ Винокурова Ивана, председателя Арыкского поссовета Булунского района, эвенка по национальности. Его отец еще в царское время в устье реки Оленек по возвращении с охоты в сумерках встретился с чучунаа – человеком-гигантом, одетым в оленью шкуру. Чучунаа громко свистнул, отец выстрелил, и тот упал лицом вниз. Когда отец раздел его, тело чучунаа оказалось густо-волосатым… Голова у чучунаа – продолговатая. Нижняя челюсть выдается вперед».
(Из воспоминаний научного сотрудника НИИ языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР Барашкова И. И., 1908 года рождения).

В советское время чучунаа некоторое время считали одним из северных народов. Газета «Автономная Якутия» 26 апреля 1929 писала:

«Еще при царизме в Верхоянском, Колымском и Якутском округах было слышно, что на далеком севере находится никому не ведомый народ – чучуна. Никто этим слухам, упорно циркулирующим до сих пор, значения не придавал и не придает. Многие говорят, что рассказы о чучуна – просто выдумки. С этим нельзя согласиться… Верхоянцы знают, что чучуна – не фантазия. Есть и очевидцы.
Чучуна часто появлялись до революции. Излюбленное их место – Бутантайский наслег Верхоянского улуса (в сторону Жигаыска), где их видели ежегодно и даже убивали (по многим сообщениям). Появлялись по 2-3 человека рано весной и уходили, неизвестно куда (говорят, к чукчам), поздно осенью.
Чучуна высокого роста, крепкого сложения, одет в звериные шкуры, имеет очень длинные волосы, развевающиеся при беге, вооружен луком со стрелами, сторонится местных жителей, иногда забирается в погреба за съедобным, бегает очень быстро (быстрее лошади). Отмечен один случай, когда чучуна ночью в виде забавы бросал в юрту небольшими камнями.
За чучуна при царизме и во время военного коммунизма пробовали «охотиться». 2–3 чучуна в разное время удалось убить из бердан. Трупы закопаны, и «охотники» упорно скрывают это, боясь преследования за убийство. В 1926 и 1927 гг. в Бутантайском наслеге было 2 чучуна (по одному в год)».

И далее:

«В 1927 г. чукотский делегат, прибывший на съезд туземных народностей, сообщил, что, чукчи осведомлены о чучуна. Не подлежит сомнению, что все сообщения о чучуна – не выдумка… Что мудреного, если кто-нибудь обнаружил неведомый нам народ – чучуна? Якутская экспедиция Академии наук, располагающая средствами, обязана до мельчайших деталей проверить существование чучуна».
(Цит. по кн. И. С. Гурвича «Таинственный чучуна»)
-2

П. Л. Драверт (1879-1945) – геолог и этнограф, профессор, поэт и писатель

Через несколько лет омский профессор Пётр Людовикович Драверт (1879-1945) опубликовал в журнале «Будущая Сибирь» (1933, №6) статью «Дикие люди мюлены и чучуна», в которой поддержал мнение о великанах как о реальном народе. Драверт пользовался материалами, собранными его другом якутом Дмитрием Иннокентьевичем Тимофеевым. Вот один из описанных в этой статье случаев:

«Чучуной тунгусы северных округов называют обитателей северных хребтов – диких людей, тоже живущих в пещерах. Одежда из звериной шкуры, вооружение – лук и стрелы, на поясе – висячий нож и огниво. Нож железный, очень плохой. Массивный. Угоняет у тунгусов оленей, целые табуны. Тоже имеет привычку стрелять без перерыва. Чучуна первый стреляет и скоро кончает стрелы; а тунгус, в это время стоявший где-нибудь за деревом или лежавший за бугорком, стреляет в обезоруженного чучуну.
Существует следующее предание у тунгусов Усть-Яны: однажды чучуна сломал амбар, где хранился запас пищи, и украл все. Как раз в ту ночь пал снег; утром тунгусы собрали охотников и пошли по следам чучуна. Скоро пришли к одной пещере на горе и увидали, что вор сидит в пещере и ест украденную пищу. Чучуна оказался безоружным и не мог сопротивляться, только упал, будто прося пощады, что-то говорил нечленораздельно, похоже на мычание животных, и показывал зубы. Тунгусы, недолго думая, закололи его копьем».

Помимо еды великаны похищали женщин и детей. Детёныши самого чучунаа – черноволосые и тёмные лицом – совершали набеги на человеческие деревни за добычей. После Великой Отечественной войны сообщения о встречах с ними постепенно сошли на нет. В изданной в 1975 году книге «Таинственный чучуна» И. С. Гурвич считал, что не было ни великанов, ни снежных людей, ни реликтовых гоминидов, а чучунаа – это пришельцы с восточного побережья Чукотки, отверженные в своих племенах, и эскимосы с тихоокеанских островов, потерпевшие крушение и заблудившиеся на материке. Версия ничуть не более правдоподобная, чем предыдущие.

#великаны #легендыовеликанах #легенды #мифы #сибирскиелегенды #сибирь

Читайте также на моем канале о проекте пылевого пояса над Сибирью: https://dzen.ru/a/aSvBOa0nJQ65imTB