Найти в Дзене
Культурная кругосветка

Как российские режиссёры превратили классику в театр, который шокирует мир?

Русская классика звучит в мире давно, но именно театр сделал её современной. И если сегодня иностранные критики пишут, что Чехов — это “современный драматург”, а Достоевский — “предтеча психологических триллеров”, то большая часть этой революции принадлежит российским режиссёрам. Тем, кто не боялся нарушить привычные правила, разрушить музейный стеклянный купол и вернуть классическим текстам человеческий пульс. Вот имена, которые слышат за рубежом и которые сформировали новый взгляд на русскую классику. Лев Додин — один из тех, кто создал международную репутацию современного русского театра. Его постановки «Бесы», «Братья и сёстры», «Жизнь и судьба», «Плаха» идут по всему миру годами, а рецензии европейских критиков всегда удивительно похожи: “в этом театре классика перестаёт быть прошлым”. Додин делает главное — он показывает Достоевского не как философский трактат, а как историю людей, которым страшно, больно, одиноко. В его спектаклях мысли становятся эмоциями, а монологи — человече
Оглавление

Русская классика звучит в мире давно, но именно театр сделал её современной. И если сегодня иностранные критики пишут, что Чехов — это “современный драматург”, а Достоевский — “предтеча психологических триллеров”, то большая часть этой революции принадлежит российским режиссёрам. Тем, кто не боялся нарушить привычные правила, разрушить музейный стеклянный купол и вернуть классическим текстам человеческий пульс.

Вот имена, которые слышат за рубежом и которые сформировали новый взгляд на русскую классику.

1. Лев Додин

Лев Додин — один из тех, кто создал международную репутацию современного русского театра. Его постановки «Бесы», «Братья и сёстры», «Жизнь и судьба», «Плаха» идут по всему миру годами, а рецензии европейских критиков всегда удивительно похожи: “в этом театре классика перестаёт быть прошлым”.

Додин делает главное — он показывает Достоевского не как философский трактат, а как историю людей, которым страшно, больно, одиноко. В его спектаклях мысли становятся эмоциями, а монологи — человеческим дыханием.

Его «Бесы» в Париже называли «спектаклем, который заставляет поверить, что классика — это разговор о настоящем».

Именно Додин вернул мировой публике понимание о том, что такое - настоящая русская литература.

2. Юрий Бутусов

Бутусова называют человеком, который “оживляет текст через хаос”. Его чеховские постановки, особенно «Чайка» и «Дядя Ваня» стали шоком для зарубежной публики.

Он разрушил привычную “бережную” манеру сценического Чехова и сделал его взрывоопасным. У него актёры кричат, плачут, рвут пространство, падают, танцуют, спорят с самим текстом и именно в этом зарубежные критики увидели настоящее прочтение классики.

В Германии его «Чайку» назвали «спектаклем, который сделал Чехова драматургом XXI века».
В Польше писали: “в его руках русская классика перестала бояться жизни”.

Бутусов умеет главное — показывать внутренний надлом персонажей не тихими паузами, а динамикой. И мир увидел в этом русскую душу не как музейную реликвию, а как живой процесс.

-2

3. Кирилл Серебренников

Серебренников — один из самых узнаваемых российских режиссёров за рубежом. Его работы «Мёртвые души», «Человек из Подольска», «Первые» и «Петровы в гриппе» заставили мировую публику иначе смотреть на российскую культуру.

Но особая линия — его трактовки русской классики. Он убирает “пыль” и показывает человека в ситуации XXI века, даже если текст XIX.

Французские критики писали: “Серебренников делает то, чего никто не решался — переносит классику в мир, где мы живём сейчас”.

Он работает с визуальным языком, ритмом, музыкой так, что даже знакомые сюжеты звучат неожиданно.

-3

4. Дмитрий Крымов

Крымова знают как режиссёра, который умеет работать с классикой так, будто это огромная художественная инсталляция.

Его спектакли воспринимают не умом, а глазом. Он создаёт визуальные миры, где Чехов и Достоевский становятся метафорами, а сцена — живой картиной. Крымов объяснил миру, что русская классика может быть не только психологической, но и художественной. Не только словесной, но и зрительной.

Иностранцы ценят в нём то, что он умеет делать классику универсальной, понятной без перевода. Его язык — это визуал и он работает в любой точке мира.

5. Анатолий Васильев

Васильев — один из величайших мастеров режиссёрской школы, которого высоко ценят во Франции и Италии. Его интерпретации Горького, Пушкина, Островского — это не просто спектакли, а философские опыты. Он показал Европе, что русская классика — это не бытовая драма, а духовная территория.

Его спектакли называют “медитативной работой со смыслом”, а его актёрский метод изучают как отдельную школу.

-4

Почему мировая публика увидела в русской классике современность?

Потому что эти режиссёры сделали главное — они перестали относиться к классике как к реликвии. Они относились к ней как к живому материалу. Именно благодаря им иностранцы перестали говорить “русская классика — тяжёлая”.

А вы какой спектакль считаете самым честным прочтением классики? И кто из режиссёров сделал для вас русскую литературу живой?

Культурная кругосветка | Дзен