Найти в Дзене
ПРОСВЕТ ПРЕСС

Тяжелая техника в тяжелые времена: почему отечественный рынок дорожных машин переживает глубокий спад

Рынок дорожно-строительной техники (ДСТ), являясь барометром строительной и инфраструктурной активности, в России демонстрирует тревожную тенденцию. По итогам  2025 года поставки российской техники на внутренний рынок рухнули на 41% в стоимостном выражении, составив всего 32,4 млрд рублей. Этот обвал — не случайный эпизод, а следствие системных проблем, охвативших отрасль: от дорогих денег до тотальной конкуренции с импортом. Ситуация ставит под вопрос не только будущее отечественных машиностроительных заводов, но и темпы реализации масштабных инфраструктурных проектов в стране. Фото: Freepic Статистика спада: цифры неумолимы Данные ассоциации «Росспецмаш», объединяющей производителей 80% российской ДСТ, рисуют картину масштабного кризиса. Падение является продолжением негативной динамики 2024 года, когда выпуск снизился на 15%. Особенно сильно пострадали ключевые сегменты: за девять месяцев 2025 года отгрузки телескопических погрузчиков обвалились на 86%, кранов-трубоукладчиков — на 7
Оглавление

Рынок дорожно-строительной техники (ДСТ), являясь барометром строительной и инфраструктурной активности, в России демонстрирует тревожную тенденцию. По итогам  2025 года поставки российской техники на внутренний рынок рухнули на 41% в стоимостном выражении, составив всего 32,4 млрд рублей. Этот обвал — не случайный эпизод, а следствие системных проблем, охвативших отрасль: от дорогих денег до тотальной конкуренции с импортом. Ситуация ставит под вопрос не только будущее отечественных машиностроительных заводов, но и темпы реализации масштабных инфраструктурных проектов в стране.

Фото: Freepic
Фото: Freepic

Статистика спада: цифры неумолимы

Данные ассоциации «Росспецмаш», объединяющей производителей 80% российской ДСТ, рисуют картину масштабного кризиса. Падение является продолжением негативной динамики 2024 года, когда выпуск снизился на 15%. Особенно сильно пострадали ключевые сегменты: за девять месяцев 2025 года отгрузки телескопических погрузчиков обвалились на 86%, кранов-трубоукладчиков — на 71%, дорожных катков — на 68%, а гусеничных бульдозеров — на 57%. Лишь единичные категории, такие как краны-манипуляторы и экскаваторы-погрузчики, показали рост, но они не в силах компенсировать общий спад.

Триггеры кризиса: ставка, строительство и Китай

Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что коллапс спроса вызван комплексом взаимосвязанных причин.

1. «Запредельная» стоимость денег. Главным тормозом инвестиций называет «Росспецмаш» высокую ключевую ставку Банка России. Несмотря на некоторое смягчение, ставка остается на уровне, который, по словам представителей отрасли, «ставит крест на инвестиционных программах» как производителей, так и их клиентов-подрядчиков. Коммерческие ставки по лизингу с учетом всех комиссий, по оценкам, приближаются к 50% годовых, делая обновление парка практически невозможным для многих компаний.

2. Сокращение строительного фронта. Спрос на технику напрямую зависит от объема работ. Гендиректор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) Мария Ярмальчук указывает на снижение объемов дорожного строительства и сложное финансовое положение подрядчиков. Падает и жилищное строительство, что также уменьшает потребность в технике.

3. Доминирование китайского импорта. Рынок наводнен более доступной иностранной, в основном китайской, техникой. Доля импортных машин в некоторых сегментах, например, экскаваторов и фронтальных погрузчиков, превышает 90% . По словам гендиректора ассоциации «Спецавтопром» Дениса Кудрявцева, китайская техника продается со складов по ценам до 40% ниже российских аналогов, создавая неравные условия конкуренции. Это результат как демпинга, так и государственной поддержки экспорта со стороны КНР.

Фото: Freepic
Фото: Freepic

Последствия и поиск выхода

Производители оказались в крайне сложном положении. Многие предприятия, по данным «Росспецмаша», отказались от долгосрочных инвестиций и сосредоточены лишь на выживании, пытаясь сохранить квалифицированные кадры. Отрасль апеллирует к государству, предлагая меры защиты: от тарифного регулирования импорта до прямых льготных кредитов производителям и заказчикам техники под 0–1% годовых.

Есть и осторожные позитивные сигналы. С сентября 2025 года темпы падения отгрузок несколько замедлились . С 1 июля 2025 года должен вступить в силу запрет на закупку иностранной техники для компаний с госучастием, что может поддержать отечественный спрос . Минпромторг также анонсирует подготовку программы льготного лизинга для госзакупок.

Глубокий спад на рынке отечественной дорожно-строительной техники — это симптом более широких экономических трудностей: дорогих кредитов, сокращения инвестиций в инфраструктуру и потери конкурентоспособности. Бездействие грозит банкротствами предприятий и дальнейшей деградацией отрасли. Краткосрочные защитные меры, такие как ограничения на госзакупки импорта, могут дать временную передышку. Однако для устойчивого восстановления необходимы системные изменения: дальнейшее и значимое снижение стоимости кредита для оживления инвестиционного спроса и последовательная, умная промышленная политика, направленная не на изоляцию, а на реальное повышение технологического уровня и эффективности российского машиностроения. Оздоровление рынка ДСТ, по прогнозам аналитиков, в лучшем случае стоит ожидать не раньше 2027–2028 годов.