Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Почему Пётр I ввёл в России устаревший юлианский календарь, хотя существовал уже григорианский?

Есть мнение, что введение Петром I в 1700 году в России Юлианского летосчисления, вместо прежней «Константинопольской эры» от сотворения мира, – это не просто так (был ведь уже и новый григорианский календарь), а может послужить базой для далеко идущих и очень нетривиальных выводов. С выводами можно ознакомиться на скринах. Если есть интерес читать явный бред. Тем не менее, остаётся вопрос, «почему»? Действительно же, в момент, когда Россия приняла Юлианский календарь, множество стран перешли с него на новый Григорианский… Поверхностно ответ достаточно прост. Пётр просто ввёл тот календарь, которым пользовались в посещённых им во времена Великого Посольства странах… Но там-то почему так упорно с реформами тормозили? Григорианский календарь появился ещё в 1582 году. Разгадка здесь тесно связана с другим аспектом истории, – наплывом служилых немцев (и шотландцев) в Российскую Империю. ...Известно, – должно быть известно, как минимум, – что переход на Григорианский календарь был свя

Есть мнение, что введение Петром I в 1700 году в России Юлианского летосчисления, вместо прежней «Константинопольской эры» от сотворения мира, – это не просто так (был ведь уже и новый григорианский календарь), а может послужить базой для далеко идущих и очень нетривиальных выводов. С выводами можно ознакомиться на скринах. Если есть интерес читать явный бред.

Тем не менее, остаётся вопрос, «почему»? Действительно же, в момент, когда Россия приняла Юлианский календарь, множество стран перешли с него на новый Григорианский… Поверхностно ответ достаточно прост. Пётр просто ввёл тот календарь, которым пользовались в посещённых им во времена Великого Посольства странах… Но там-то почему так упорно с реформами тормозили? Григорианский календарь появился ещё в 1582 году. Разгадка здесь тесно связана с другим аспектом истории, – наплывом служилых немцев (и шотландцев) в Российскую Империю.

...Известно, – должно быть известно, как минимум, – что переход на Григорианский календарь был связан с неточностью Юлианского, дававшего ошибку на день за 130 лет. Таким образом, уже в средние века замечено было, что по астрономическим признаком дата празднования Пасхи «сползла» на 10 суток. И это было… важно. Ибо пропуск религиозного праздника или поста, равно как и не своевременное проведение мероприятий, считались тяжким грехом. Так что, с одной стороны выходило, что приводить летосчисление к подлинной длительности года надо, – иное означает упорствование во грехе. С другой же стороны, в таком случае, выходило, что грешили все предыдущие поколения, – включая Пап, мучеников веры и святых.

Проблема усугублялась неочевидностью связи религиозных догм и астрономических явлений. Почему дату Пасхи нужно отсчитывать по звёздам, а не по календарю? Какой подход будет правильным?

...И вот, как раз, на случай пресечения подобного рода беспредметных дискуссий в Европе держали Римских Пап, авторитет которых в католичестве постулировался специальным догматом о непогрешимости. В 1582 году Григорий XIII непогрешимо высказался за приведение календарного года к астрономическому, оптом (этот мог!) отпустив грехи, тем кто отмечал праздники и постился не вовремя в прошлом.

Вот только введён Григорианский календарь был уже в эпоху Реформации и религиозных войн в Европе. Протестантские страны авторитет Папы не признавали, – да и вообще люто ненавидели и стремились (физически) уничтожить Рим. В них реформа не проводилась ни в XVI, ни, больше частью, в XVII веках… И тут нужно отметить важный аспект. Протестанты вообще не любили реформ, считая себя религиозными фундаменталистами – ортодоксами.

И ещё на Западе «ортодоксами» называют православных. Православная же церковь, как известно, пользуется Юлианским календарём до сих пор.

...Накал ненависти между католиками и протестантами стал спадать в конце XVII столетия, но в XVIII религиозная рознь в Европе всё ещё была сильна. При этом, если отношения православных с католиками были плохими всегда (можно вспомнить поляков), то протестанты считали ортодоксов-православных собратьями по вере, – пасторы у них только почему-то небритые, но жениться-то могут... Соответственно, немцы (но только северные – протестанты) без вопросов крестились в православие, получая русское дворянство. Для католиков это было неприемлемо.

-7

Принятие именно Юлианского календаря может быть случайностью, но, скорее, являлось частью внешней политики Петра, ориентировавшегося на более экономически развитые протестантские страны, стремившегося именно с ними устанавливать дружественные отношения. И именно там вербовать нужные России квалифицированные кадры… В самом начале XVIII веке выбор в пользу «протестантского» календаря мог давать некоторый бонус в этой области. Незначительный, конечно, – не так уж календарь был для протестантов важен, если в течение столетия они сами на Григорианский перешли. Тем не менее...

Тем не менее, особые отношения между православными и протестантами, – причём, отношения взаимные, – ощущались ещё и в XIX столетии. В описаниях событий Наполеоновских войн современниками можно отметить симпатии русских к пруссакам, и антипатию к австрийцам, – которые также вели себя недружественно не только по отношению к северным немцам-протестантам, но до кучи и к русским.

-8

...Такие отношения между конфессиями могут показаться странными, ибо в догматике протестантизма и православия мало общего. Даже не просто «мало», а меньше общего, нежели между православием и католичеством… Но это только если в вопросы веры вникать. А кто и когда в них вникал? Главным предметом веры типичного протестанта в XVIII столетии было, что Римский Папа это сам Адский Сатана, и что все его приспешники must die. В тонкостях доктрины он не разбирался. Какие «тонкости», если в религиозной войне погибла треть населения Германии?.. Выжившие две трети помнили об этом очень долго.

Убедившись, что православный придерживается о Папе сходного мнения, протестант естественно видел в нем собрата.