Для меня древние монастыри всегда интересны как свидетели и бережные хранители нашей истории. Я - не паломник, но в монастырях бываю часто. Иногда, чтобы просто отключиться от суеты и переосмыслить собственные проблемы, но в большинстве случаев, чтобы полюбоваться на уникальное православное искусство и архитектуру и узнать для себя что-то новое. Можно ли назвать это любопытством? Я бы сказала, что это скорее уважительная любознательность.
Сегодня я приглашаю вас в Муром, где на площадь Крестьянина смотрят сразу два монастыря - Благовещенский и Троицкий. Мы зайдём в оба, и начнём с первого. На Старом городище Мурома когда-то стояла скромная деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, по преданию построенная внуком Ярослава Мудрого благоверным князем Константином (Ярославом) Станиславовичем. В ней хранилась древняя византийская икона Богоматери, привезённая князем из Киева и позднее названная Муромской. Именно с князем Константином и его сыновьями Фёдором и Михаилом церковные легенды связывают крещение муромских язычников в водах озера Кстово.
В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI в.) говорится, что муромские язычники, не желая принимать христианства, убили его младшего сына Михаила, защищавшего княжеские палаты. Навстречу разъяренной толпе вышел Константин с иконой Богоматери в руках, а не с оружием. Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство и раскаялись в злодеянии.
В 1552 году Муром посетил царь Иван Васильевич Грозный во время похода на Казань. Тогда он дал обет в случае победы учредить здесь монашескую обитель. Сразу же после взятия Казани царь прислал в Муром артель московских мастеров-каменщиков для строительства Благовещенской церкви. При строительстве были найдены гробницы муромских князей, торжественно перенесённые в новый Благовещенский собор.
Я часто думаю о том, насколько сложная судьба у всех без исключения русских монастырей. Их богатства всегда привлекали жаждущих наживы захватчиков. Благовещенский монастырь в 1616 году подвергся разорению поляками. А в 1812 году во время нашествия Наполеона здесь наоборот нашли временный приют чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери, вывезенные из Москвы. В 1919 году обитель закрыли, но службы в соборе продолжались до 1940 года. А через два года церковь вновь открыли уже как приходской храм. До 1991 года это была единственная действующая церковь в Муроме. Пройдёмте же за каменную ограду, которой обнесли территорию в 1811-1812 годах, чтобы посмотреть, как живёт возобновлённая в 1991 году мужская обитель.
- Церковь Стефана Архидиакона
Первой с южной стороны монастырской ограды нас встречает надвратная церковь Стефана Архидиакона - первого христианского мученика, старшего из семи избранных апостолами диаконов. Этот каменный храм на месте деревянного возвели в 1716 году.
Впрочем, сегодня мы видим уже окончательный вариант здания церкви. Дело в том, что она сильно пострадала во время пожара 1805 года. Всего за три часа в Троицкую субботу в городе сгорело сто семьдесят четыре дома, одиннадцать кожевенных и три полотняных фабрики, в Троицком монастыре была уничтожена огнём деревянная ограда, выгорел Воскресенский переулок с домами священнослужителей... Стефаниевскую церковь восстановили только в 1839 году, заодно пристроив двухэтажные помещения под монастырскую библиотеку.
- Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Именно со строительства каменного Собора Благовещения Пресвятой Богородицы в 1553 году началось формирование облика всего монастыря. Остальные монастырские храмы: святого Иоанна Богослова, святого Григория Богослова и надвратная во имя архидиакона Стефана, - в то время строились деревянными. Однако, как именно выглядел в то время единственный каменный храм обители, точно не известно. В 1664 году, после сильных пожаров и разорения поляками, его практически полностью перестроили. Средства на его строительство выделил купец московской гостиной сотни Тарасий Борисович Цветнов. Известный русский и советский искусствовед И.Э. Грабарь писал, что "муромские храмы по характеру своей "узорочности" могут составить особую группу в истории русской архитектуры". Внешне из-за устроенных в два ряда окон создаётся впечатление что собор двухэтажный, но это не так. Шатровая колокольня была пристроена к основному зданию позже. Соответственно, тогда же, в конце XVII века, появилось и парадное крыльцо с тремя шатрами, связавшее колокольню с соборной папертью на подклете. Присмотритесь к кокошнику среднего окна, в нём помещен российский герб - двуглавый орел.
Конечно же мы вошли внутрь. Уже на закрытой паперти можно близко рассмотреть витражные окна с цветочными мотивами.
Западный вход в собор, выходящий на закрытую паперть с крыльцом, на мой взгляд, заслуживает особого внимания. Его белокаменный "перспективный" портал, словно уходящий вглубь здания, весь покрыт резьбой из цветов и бусин. Считается, что именно так выглядел парадный вход в храм изначально.
Сегодня мы можем увидеть результат колоссального труда по восстановлению собора. По всей его площади вместо старого напольного покрытия выложен паркетный пол. Стены алтаря заново расписаны владимирским иконописцем А.Г. Филипповым.
"Чувствуется, что этот храм не закрывался, что даже в трудные годы лихолетий наполнялся православными верующими, которые своими молитвами согревали и создавали намоленность этого храма... Он имеет особое значение, потому что здесь получали духовное подкрепление, поддержку люди православные в тяжкие годы испытаний и черпали для себя силы нести свой жизненный крест и совершать свой жизненный путь. Храни вас Господь и Пресвятая Богородица, в честь которой обитель эта воздвигнута." (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)
По традиции с древних времён в подклете храма находился некрополь. Одним из первых там был похоронен благоверный князь Михаил, а позже - князь Константин с княгиней Ириной и их сын Феодор. Там же хоронили первых муромских христиан. Позднее некрополь устроили у стен собора. Ещё 20 января 1989 года из запасников Муромского Историко-художественного музея в Благовещенский храм, в то время ещё единственный действующий храм города, были переданы мощи Муромских чудотворцев: благоверных князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора, князя Петра и княгини Февронии, праведной Иулиании Лазаревской. С 1991 года в Муроме началось возвращение храмов верующим. 19 сентября 1992 года по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия состоялся торжественное перенесение мощей благоверных князя Петра и княгини Февронии в Свято-Троицкий женский монастырь, возобновленный 15 мая 1991 года.
- Часовня Аполлония Муромского
Вплотную к стенам Благовещенского собора в 2007 году была возведена небольшая часовня, на мой взгляд, очень удачно вписавшаяся в общую архитектурную композицию. На этом месте в 1914 году был захоронен старец иеромонах Аполлоний Муровский, с 1902 года бывший духовником обители. Ещё при жизни он почитался праведником. По преданиям он мог исцелять от беснования с помощью шапочки с вшитыми в нее частицами святых мощей.
Внутри часовни у стены высится резной крест-голубец (голбец). Честно говоря, у меня подобные кресты больше ассоциируются со старообрядчеством. Но я не религиовед, а этот крест смотрится здесь очень уместно.
- Часовня Серафима Саровского
На этом месте, где в юго-восточной части территории монастырского некрополя в 2010 году установили кованую входную часовню покровителя Дивеевской обители Серафима Саровского, стоял деревянный крест-голубец. Дело в том, что именно в Муром переселились часть монахинь во главе с игуменьей Александрой после закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году. Они были прихожанками единственного с 1939 года действующего в городе Благовещенского собора. Храм стал словно символическим Дивеевским подворьем. Монахини пекли просфоры, убирались, пели на клиросе, продолжали писать иконы и шить облачения. Они привезли с собой вещи, принадлежащие преподобному Серафиму Саровскому, и чудотворную икону Божией Матери “Умиление”, перед которой он скончался. Уже после повторного обретения мощей преподобного Серафима в 1991 году, вещи Батюшки были возвращены в Дивеевскую обитель.
- Келейные корпуса
Кирпичный одноэтажный братский корпус был построен в 1828 году по проекту губернского архитектора Е.Я. Петрова. А двухэтажный каменный келейный корпус появился уже в 1900 году. Впрочем, в монастыре никогда не было много братии. В середине XVII века в обители проживало не больше двадцати пяти человек. В XVIII–XIX веках это число постоянно менялось, и незадолго до революции в монастыре было около пятнадцати человек. К 2017 году - около десяти насельников.
- Настоятельский корпус
В 1810 году в западной части монастырской территории был построен одноэтажный дом настоятеля. В советское время историческое здание было буквально изуродовано многочисленными пристройками. Сегодня мы можем увидеть результат археологической реставрации этого дома, которому возвратили первоначальный облик с восстановлением больших арочных окон, выходящих в монастырский сад, и возведением над парадным входом портика с колоннами в стиле классицизма.
- Монастырская трапезная
Представьте себе, что к моменту возвращения общине верующих 19 июня 1991 года Благовещенского собора, надвратной Стефаниевской церкви и части территории бывшего мужского монастыря в оставшихся монастырских зданиях проживали тридцать две семьи, многие из которых, к тому же, самостоятельно возвели рядом сараи и прочие хозяйственные постройки. Сегодня даже представить сложно, какого труда, и не только физического, стоило братии привести территорию обители в тот ухоженный вид, который сегодня радует наш взгляд. К слову, если вы хорошо относитесь к еде без изысков, то в монастырской трапезной можно взять простой, но очень даже вкусный комплексный обед. И открыта она ежедневно с 8.00 до 17.00.
- Мастерские
Кирпичная ограда с четырьмя наугольными двухэтажными башнями была возведена по периметру монастыря в 1802-1815 годах. Если вы интересуетесь резными и коваными авторскими изделиями, то пройдите через всю территорию к дальней башне. Там расположена мастерская, уютно пахнущая деревом и раскалённым железом. У меня, как у многих советских детей, был и есть выжигательный аппарат, и этот прекрасный запах для меня всегда будет ассоциироваться с творчеством. Сегодня в монастыре действуют столярная и ювелирная мастерские.
- Монастырские постройки
В целом, территория монастыря довольно небольшая, но очень уютная. Обойти её, любуясь восстановленными постройками и ухоженными деревьями и клумбами, можно довольно быстро. И во всём здесь чувствуются любовь и удивительное спокойствие.
А ещё в монастыре очень вкусная выпечка. Пирожки с яблоками напомнили мне о моей бабушке. Можно просто присесть с чашечкой кофе и пирожком, что в сегодняшнюю погоду очень даже приятно.
В 1945-1946 годах в Благовещенском храме служил будущий Патриарх Московский и всея Руси иеромонах Пимен. А за алтарём Благовещенского собора среди прочих есть захоронение настоятеля монастыря до 1894 года архимандрита Алексия (Полисадова) - прапрадеда поэта Андрея Вознесенского.
Муромский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь Муромской епархии Владимирской митрополии возобновлён в сентябре 1991 года. Большим подспорьем для его дальнейшего развития послужило празднование в 1997 году Девятисотлетия Крещения Мурома. Центром празднества стал Благовещенский монастырь, ведь считается, что именно из храма Благовещения Пресвятой Богородицы девятьсот лет назад "воссиял Свет Христов над языческой Муромской землёй".
Реставрируйте купол в историческом кобальте!
Реставрируйте яблоню придорожную в копоти.
Реставрируйте рыбу под мазутными плавнями.
Возвратите улыбку на губах, что заплакали.
Возродите в нас совесть и коня Апокалипсиса.
Реставрируйте новое, что живое пока еще!
Что казалось клиническим с точки зренья приказчика,
скоро станет классическим, как сегодня Пикассо.
Чистый вздох стеклодувши из глуши гусь-хрустальной
задержался в игрушке модернистки кустарной.
Чтобы лет через тыщу реставратор дотошный
понял вечную душу современной художницы. (А. Вознесенский)