Тень. СССР, 1971. Режиссер Надежда Кошеверова. Сценаристы Юлий Дунский, Валерий Фрид (по одноименной пьесе Евгения Шварца). Актеры: Олег Даль, Анастасия Вертинская, Марина Неёлова, Людмила Гурченко, Владимир Этуш, Андрей Миронов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Сергей Филиппов и др. 6,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Надежда Кошеверова (1902–1990) поставила 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Аринка», «Весна в Москве», «Золушка», «Каин XVIII», «Медовый месяц», «Осторожно, бабушка!», «Сегодня – новый аттракцион», «Укротительница тигров», «Шофёр поневоле») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Экранизация сказки «Тень» Е. Шварца советская кинопресса встретила настороженно.
К примеру, литературный и кинокритик Станислав Рассадин (1935–2012) посчитал, что «в фильме Кошеверовой очень ощутимы потери. Главные из них – потеря веселья, стремительности, легкости, без чего немыслима сказка, и потеря философской многомерности, без чего немыслима сказка Шварца. … длинные монологи, не берегущие дорогого экранного времени, неудачно соседствуют с приемами театра теней, со староватыми трюками, с печенками в духе ревю, а действие, провисающее под тяжестью обыденного бытовизма, идет – вернее, тащится – на фоне условных, полуигрушечных декораций. Вопреки законам естества шварцевский сплав серьезности и игры вдруг распался на составные части. И хуже того: игра стала вялой, а серьезность – плоской. … Почти все актеры делают в этом фильме в точности то самое, что делали прежде, к чему мы привыкли, и кажется, что им самим скучновато повторяться. … Фильм «Тень» движется по привычной колее, но у нее нет собственной скорости» (Рассадин, 1972: 4–5).
Актриса Людмила Гурченко вспоминал о съемках фильма «Тень» так: «Далю был 31 год. Внешне не изменился совершенно. Ровность в поведении та же, что и в 23 года... он приходил на съемку и, отснявшись, быстро исчезал. Близких друзей рядом не видела. Из картины в картину его приглашала сниматься, восхищалась им и любила его режиссер Надежда Кошеверова. Она прощала ему многое. И тут он иногда срывал съемки. Его глаза часто подолгу останавливались на каком–то предмете. И непонятно было, слышал ли он, что ему говорила режиссер. Но мизансцену исполнял исправно. Текст никогда не путал. А внутри шла совершенно другая, особенная жизнь. … Он сказал, что хочет снять фильм. Как интересно он говорил о своих сюжетах! Совершенно неординарные мысли зрелого и грустного человека. Наверное, режиссура была его тайной последней надеждой. Значит, надежда была. Ведь режиссура — это хоть и неполная, но все–таки СВОБОДА?» (Гурченко, 1989).
Зрители XXI века оценивают сказочную притчу «Тень», как правило, очень высоко:
«Мудрый и глубокий фильм. Тактичная киноинтерпретация пьесы Е. Шварца. Замечательный актерский состав. О. Даль убедителен в своей "двойной" роли. А кроме того, здесь мне очень нравится Доктор в исполнении Г. Вицина. Сколько печальной иронии в его игре!» (Тея).
«Очень глубокий, очень сильный и при этом очень красивый фильм. Вроде бы помнишь его почти наизусть, а каждый раз смотришь и находишь в нём что–то новое. … Какие блистательные дуэты отрицательных героев – Этуша и Миронова, Филиппова и Гердта! Тут что ни фраза, что ни мизансцена – всё прямо в цель! А какой интересный, противоречивый образ у Вицина – добрый и сомневающийся в целесообразности своей доброты, участливый и малодушничающий! … Молодая Вертинская – обворожительная красавица с ликом "Мадонны рафаэлевой"! Молодая Неёлова – само очарование юности и первой девичьей восторженной влюблённости. И, конечно, главная удача фильма – выбор на главную роль О. Даля. Снова двойная роль, как в "Старой, старой сказке", но совершенно другая, две грани одной и той же личности, светлая и тёмная. Как Тень, Даль даже поинтереснее будет – сколько отрицательной энергетики, сколько непреклонности в достижении своих чёрных целей! Такого Даля я нигде и никогда не видел. И какой мощный посыл(!): какая же тёмная тень может быть у столь милого доброго существа, и сколько же чёрных дел способна она натворить, если дать ей разгуляться вволю! Воистину, Тень, знай своё место!» (Е. Гейндрих).
«А фильм–то гениальный... Таких – единицы. Уж и знаешь его почти наизусть, а при пересмотре всегда открываешь для себя что то новое. Что ни фраза – бездонная глубина и смысл. Текст и диалоги – заслушаешься... Шварц есть Шварц, ни прибавить, ни убавить. Каждое слово на своём месте. И как ещё на цитаты не разобрали – удивляюсь. "Обыкновенному чуду" в этом смысле повезло больше. Кладезь ума, остроумия и глубокой жизненной правды. А то, что снимали не на пленэре, а в павильоне, даже добавляет ему очарования. Пусть выглядит он чуть театрально, достоинств его это не умаляет. Про актёрский блистательный талантливейший состав я не говорю» (Игорь).
Киновед Александр Федоров
Чрезвычайный комиссар. СССР, 1970. Режиссер Али Хамраев. Сценаристы Одельша Агишев, Али Хамраев. Актеры: Суйменкул Чокморов, Армен Джигарханян, Сергей Яковлев и др. 15,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Али Хамраевпоставил 20 полнометражных фильмов, из которых только два («Чрезвычайный комиссар» и «Седьмая пуля») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Действие этого остросюжетного фильма «Чрезвычайный комиссар» происходит в Ташкенте 1920–х, где вспыхнуло восстание против красных…
В год выхода «Чрезвычайного комиссара» журнал «Искусство кино» опубликовал обстоятельную, «идеологически выдержанную» положительную рецензию, в которой утверждалось, что этот «Фильм вовлекает нас в накаленную обстановку бескомпромиссных идейных споров, захватывающих зрителя не только страстностью, драматизмом, но прежде всего и более всего прямотой и глубиной политических суждений. … [Авторы] вспоминают Низаметдина Ходжаева, одного из первых узбекских большевиков. Чрезвычайного комиссара. Интернационалиста–ленинца. Больше, чем вспоминают, — помнят. «Чрезвычайный комиссар» — фильм–памятник им, первым. Ибо это исторический фильм. Но сегодня в нашем неспокойном мире он звучит еще и остросовременно. Восточная мудрость гласит: если хочешь найти самый короткий путь в завтрашний день, обернись, путник, в день вчерашний» (Ишимов, 1970: 29, 32).
Сегодня фильм «Чрезвычайный комиссар» практически забыт массовой аудиторией, как мало кто помнит и исторических персонажей в нем отображенных…
Киновед Александр Федоров
Капитан «Пилигрима». СССР, 1986. Режиссер Андрей Праченко. Сценарист Александр Гусельников (по мотивам романа Жюля Верна "Пятнадцатилетний капитан"). Актеры: Вячеслав Ходченко, Нодар Мгалоблишвили, Альберт Филозов, Татьяна Паркина, Лев Дуров, Леонид Ярмольник и др. 15,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Андрей Праченко поставил десять игровых полнометражных фильмов.
Эта экранизация знаменитого романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» была тепло встречена публикой.
И даже обычно весьма ироничный и едкий кинокритик Алексей Ерохин (1954–2000) отозвался о фильме Алексея Праченко вполне позитивно: «Стремление авторов «Капитана «Пилигрима» не повторяться по отношению к «Пятнадцатилетнему капитану» сорокалетней давности, с одной стороны, будило их творческую фантазию, а с другой – наверняка создавало и определенные трудности. Хоть и выглядит сейчас тот, прежний, хороший для своего времени фильм несколько архаично, но некоторые его эпизоды в нынешней экранизации превзойти все–таки не удалось… Но пара осечек не беда, если остальные пули из твоего винчестера угодили в цель. Приключение удалось» (Ерохин, 1987: 9).
Многим зрителям эта приключенческая лента нравится и сегодня:
«Великолепный фильм великолепные актеры. … Очень понравилась Татьяна Паркина – замечательная актриса. … Понравилась песня Андрея Макаревича» (Валера).
«На мой взгляд, очень удачная экранизация, при этом легкий и простой фильм. Понравились все актеры» (Новикова).
Киновед Александр Федоров