Слегка морозное ноябрьское утро, радовало. Дорожки подморозились и не было как вчера с перерывами моросящего дождя, порывов сильного ветра и грязи под ногами идущего в новом дне. Солнечные блики проглядывали в пасмурном небе значит денёк должен быть слегка морозным. Изменчива погода в ноябре... Сегодня тихий без ветра тёплый денёк, серый и унылый, а завтра солнышко светит но, в лицо бьёт ледяной пронизывающий ветер - предвестник холодной зимы. Так и в жизни человека как в природе, всё происходит неожиданно, без права выбора. Жизнь наша это вечный поединок и со своими слабостями и неожиданностями из вне. Человек, адаптируясь к внезапным обстоятельствам находит в жизненной круговерти свои плюсы и минусы. Смирись и прими как должное если утеряно безвозвратно и пропусти мимо со спокойствием то, что сказано неразумным крикуном. Через какое - то время он поймет что был не прав, хотя может не покажет виду.
Дзю' о моттэ' гё о се'су "Поддаться - чтобы победить " - вспомнились слова легендарного японского мастера основателя борьбы Дзю - дзюцу (что в переводе означает - мягкая или гибкая техника боя). Легенда гласит, что во время своего пребывания в Китае, обучаясь искусству врачевания и самозащиты в монастыре, мастер Акаяма Широбеи прогуливался по парку . Шёл снегопад. Созерцая красоту окружавшей его природы он смотрел на деревья. Внезапно он увидел как толстая ветвь с треском сломалась под тяжестью мокрого снега на ней, а тонкая и гибкая молодая веточка послушно нагнулась и скинула с себя шапку тяжёлого снега. Озарение пришло мгновенно и мастер воскликнул слова которые стали одним из принципов борьбы дзю - дзюцу "Поддаться - чтобы победить".
Фраза эта выражает основной философский принцип боевых искусств, особенно дзюдо и дзю - дзютсу, заключающийся в том, что сила и сопротивление могут быть побеждены не силой противостояния, а путём перенаправления энергии противника против него самого.
Вы мягко уходите от удара в сторону и когда его атака "истощена"- почти остановилась, в тот же миг, в какие то доли секунды перехватываете инициативу.
Так реализуется идея использования слабости и маневра, позволяя атакующему истощить свою энергию и оказаться уязвимым перед контратакой. Такой подход подчеркивает мудрость и тактику, а не грубую силу.
Все тактические принципы боевых искусств применимы и в жизненной практике. Не случайно, сегодня главы крупных промышленных корпораций, топ - менеджеры в Японии, Китае и Корее изучают древние филосовские трактаты воинских искусств и экономика этих стран, их техническая мысль взметнулась ввысь до высоты Гималаев. Сегодня, мы видим в некогда отсталом ещё в 70-80е годы Китае чудеса электроники, IT - технологий. Это происходит потому, что все от простого рабочего на сборочной линии до главы корпорации следуют определённому кодексу правил поведения, не только на предприятии но и в жизни - кодексу БУСИДО (кодекс поведения идеальных самураев) или например трактату военного мыслителя и стратега Сунь-цзы.В общем тремя словами - исключительная общая дисциплина .
Внезапный звонок нарушил мои размышления на ходу и я достал смартфон. На чёрном дисплее высвечивали белые буквы имени и должность .
Песенка поросёнка Фунтика "хорошо гулять по свету, с карамелькой за щекою. А ещё одну для друга..." - установленная как звонок прервалась и в трубке я услышал хорошо знакомый монотонный, голос....
- Игорь, читал вашу статью, написано хорошо.
Читается легко, понятно, стиль изложения у вас хороший. Мне нравится.
- Спасибо ! Мне очень приятно это слышать.
- Но вот вы пишете, что надо двигаться, заниматься здоровым образом жизни, вот с этим я не согласен Игорь!
Игорь, я знал людей, которые умирали в 90,жили почти до ста лет. Они ничем не занимались. Это кому как на роду написано. Это природное. Я знал ведущих здоровый образ жизни а умирали в 60.. 70 лет и помирая мучились.
Тут мой собеседник перечислил какие то имена, случаи из своей жизни и под итожил
- Иигорь - растягивая каждое слово продолжил он - мы живём то один раз, отдыхааайте...
Послышались в голосе смешки
- Скоро помрёте а всё занимаетесь... Мне кажется вы несчааастны. Налейте винца сухого и выпейте.
Я вам скажу больше Игорь - мы с вами уже трупы!
В нашей области и в вашей Шуе тем более у вас нет будущего! Он засмеялся на свои же слова.
- Бросьте работу и отдыхайте!
- Наслаждайтесь жизнью!
Вы наверно опять идёте с работы?...
Я понимал что собеседник "издевается" мягко говоря, потому что будучи предпринимателем работающим на себя, прекрасно понимал что значит остаться без средств к существованию обычному несостоятельному человеку. Вероятно на это он и намекал - работа тебя держит дружок, а вот я свободен,я работаю умом а ты трудом!
Мы всю жизнь трудились, чтоб сейчас у меня было всё, что я хотел - вспомнил я слова своего собеседника в одной из наших бесед.
Тогда я промолчал, зная истеричный обидчивый характер собеседника и подумал - да не работали вы, а хапали подводя к банкротству предприятия области. Тому пример Ивановский завод тяжёлого машиностроения. Который в 90х намеренно обанкротили, а сейчас он снова возвращён государству из частного владения.
Улыбнувшись я ответил
- Движение это жизнь, а мне жалеть и бояться нечего. Я живу счастливо. Здоров, весел, много хороших интересных людей вокруг, вот в этом и счастье. Я человек увлеченный и мне скушно с людьми думающими лишь о наживе. Дни их сочтены в болезнях.
На тот свет с собой тоже ничего не возьмете .
Что может взять с собой труп? Там мы пред Господом предстанем без всего, что нажили в этом мире. Я предстану явно с чистой совестью.
Понятия счастливой жизни у всех разное.
У вас видимо в наживе, в тяжести домашнего скарба и кармана, а у меня радость в мелочах, увижу ли я глаза собачёнки гуляя с ней на природе или когда нахожусь на тренировке среди таких же как я, простых увлечённых людей.Сыновья уже большие. Маленькому человеку нужно меньше и бояться не за что.
А вы все пальчик укалываете, сахарок меряете, не повышен ли...Давление спрашиваете какое у меня и какое у вас... Значит за жизнь свою боитесь? - усмехулся я.
Многие нынешние предприниматели поднялись из скупщиков ваучеров и золотых побрякушек на базарах.
У меня и сейчас перед глазами Центральный рынок города в 90х и детинушки с картонками на груди повешенными на шею, на которых коряво фломастером выведено - КУПЛЮ ВАУЧЕРЫ... КУПЛЮ ЗОЛОТО...
Голосом ленивым как в мультфильме у слепого крота из сказки "Дюймовочка" Ганса Христиана Андерсена, снова зазвучал голос собеседника из "трубки"
- Нееет Игорь, вы опять не праавы. Дело не в состоятельности(лукавил он) вы должны отдыхать, вам уже на седьмой десяток, скоро в могилу. Надо быть ГЕДОНИСТОМ , наслаждаться жизнью. Чего мы видим в этой жизни? Отдыхайте! Я как не позвоню, вы всё работаете! Так нельзя.
Игорь, напишите статью о ГЕДОНИЗМЕ.
- А что это такое гедонизм - переспросил я.
- Это такое направление в философии,основные понятия которого сформулировал еще древнегреческий философ мыслитель Аристипп Киренский (V—IV века до н. э.). Гедонизм Аристиппа утверждал, что главной целью человеческой жизни должно стать достижение удовольствия, которое понималось как непосредственное чувственное наслаждение.
Стремление к удовольствию и наслаждению является высшим благом и смыслом человеческой жизни. Гедонисты считают, что удовольствие приносит счастье, а боль и страдания необходимо избегать.
Классический гедонизм сосредотачивается на максимизации удовольствия и минимизации боли.
Современный гедонизм представляет собой мировоззрение, которое ставит целью достижение счастья через максимальное удовлетворение желаний и потребностей.
Я слушал монотонный голос моего собеседника читающего в трубку справку из интернета , а ноги мои скользили по обледенелому тротуару..
- Ведь я Игорь, в своё время, чуть кандидатом философии не стал и дальше я не расслышал какие же обстоятельства помешали этому, так как шум транспорта и хруст льда под ногами на ходу помешали мне расслышать. Переспрашивать у меня не было интереса и я сказал
- Хорошо, напишу, ждите!
Я улыбнулся, точно собеседник был передо мной, убрал смартфон и поспешил через дорогу на остановку.
Бывало если я в Иваново, забегал на чай по приглашению своего знакомого и начинались наши беседы о положении в области и России в целом.
Томным барским голосом мой собеседник повествовал как он и другие "выживали" в бандитские 90е...в какие авантюры пускались и всюду он был молодцом а мне, бросив взгляд отвечал - Игорь, вы бы потерялись в этих ситуациях. Вас бы уже небыло... Глазки "героя" бегали, тон хозяина жизни делал его действительным статским советником под висящими на стене портретами русских императоров. На столе тоже стоял маленький бюстик Николая Второго - наверно эта обстановка и делала ГЕДОНИСТОМ нашего "героя"
Ну это как сказать, пускай поиндюшится - "а Васька слушает да ест! " - думалось мне (здесь принцип " поддаться - чтобы победить")
В России должна быть монархия! - часто восклицает он и смотрит на меня выжидая мою реакцию в разговоре. Мне думалось - не хватает только бегающих вокруг служек.
- Так ведь из кого монархию делать Великий князь - обращаюсь я к нему с улыбкой - всех дворян постреляли перевешали порядочных в 1917 и 18 годах, а потом и буржуев. Нынешние "феодалы" это уже порождение бандитских 90х,из "малиновых пиджаков"*.Наши с вами ровесники - криминальные бизнесмены. Честно говорю, надо таких к стенке ставить - наворовали.
- Игорь, значит и меня к стенке ставить!? - спросил меня он ожидая ответа
- Вот вы и друг называется!
- Я бы вас по дружбе спас - улыбнулся я - пристроил бы в лагерь на хозяйственную должность.
- Игорь, вот вы у кого в Шуе работаете? - спросил Роман
- Вы его не знаете.
- Игорь, это меня никто не знает, вернее знает тот кому надо.. А я всех знаю. Я по области многих знаю. Я во многих процессах участвовал. Это вы ничего незнаете.
Так вот Игорь, как же вы нас с вашим работодателем поставите к стенке если такие как мы - успешные деловые люди , вам работу даём, возможность заработать! - улыбаясь спросил собеседник.
Я засмеялся допивая чай
- Так ведь статистику делают такие как вы - "депутаты от народа" и предприниматели - "в одном флаконе" (а мой собеседник был депутатом в облдуме когда-то) это одно, а на деле другое.
Те деньги которые получает простой рабочий в большинстве производств у индивидуальных предпринимателей составляют иногда даже меньше минимального размера оплаты труда. Государство не озабочено чтобы активно защищать права рабочих, создать какойто строгий надзорный орган за предпринимателями который как и РОСГВАРДИЯ например, имел прямую вертикаль подчинения. В областях умалчиваются нарушения прав трудящихся. Цены растут, а зарплату рабочим в регионах не поднимают. Москва живет по своим правилам.
Я глубоко уверен, что в оплате труда между предпринимателями по области какой то сговор имеет место быть. До развитого капитализма нам очень далеко. Говоря словами из фильма - "эту страну погубит коррупция". А вы хотите монархию!
- Игорь, но если бы небыло нас, наших производств вы стали бы бомжами.
- Каждый рабочий это как винтик механизме вашего дела , он двигает бизнес того (я не стал говорить человека, потому что в этот момент мне стало брезгливо) у кого работает. Часто люди работают и в выходные и перерабатывают на неделе по часам.
Вспоминая наши разговоры на тему экономики, прогресса в Ивановской области, банкротства многих головных предприятий Иваново, Шуи и других городов, сейчас, когда я пишу эти строки, я думаю
- а как можно быть гедонистом в такое время, время заката индустрии в городах Ивановской области, когда стёрты до основания многие предприятия, сначала намеренно обанкроченые с помощью всевозможных аудиторских премудростей.
Гедонизма по философу Эпикуру, в действиях нынешних экс-криминальных бизнесменов не видно. Ведь Эпикур, чуть изменил позицию философа Аристиппа на ту, которая считала, что человеческое общество устроено таким образом, что личное благополучие способствует ОБЩЕМУ БЛАГУ. Например, тот же Эпикур подчеркивал важность дружбы и добрых отношений с окружающими людьми. Таким образом, даже среди сторонников чистого гедонизма существовало понимание взаимосвязанности личного и общественного благополучия.
Классический гедонизм, связанный с именем Аристиппа, сосредоточен на индивидуальном удовольствии. Его представители утверждали, что единственной ценностью для человека являются чувства радости и удовлетворения. Такая ориентация на собственное счастье, безусловно, может восприниматься как эгоцентричная и даже антисоциальная, поскольку игнорирует общественные обязанности и коллективные интересы.
А такое "личное счастье" лишь увеличивает социальный ров, между группами состоятельных "барыг" - порождением бандитских 90х и несостоятельными трудовыми слоями населения "пашущими" за копейки с нарушением трудового графика по дням и часам.
Слово и оратора на митинге и печатное это - оружие.
Поэтому, "поддавшись" более влиятельному, по нынешнему антинародному положению лицу на его просьбу написать статью о ПАРАЗИТИЧЕСКОМ ГЕДОНИЗМЕ. "Поддавшись" - промолчав иногда в наших беседах о положении в области, тем самым собрав материал для статьи, я "атаковал" капиталистическое общество барыг, а не честных, достойных бизнесменов - меценатов, коих сегодня так не хватает и области и России.
И хотя до ожидаемой победы трудового народа ещё далеко, мы скажем словами Великого ЛЕНИНА - "ИЗ ИСКРЫ ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ".