Найти в Дзене
Ловец Слов

«Отступники» Леена Лехтолайнен

За окном шепчут деревья, прогоняя летний зной. Жизнь героев похожа на затянувшуюся мрачную осень. А в душе, робко и несмело, прорываясь через запекшуюся корку из боли, многолетней вины и предательства прорываются бледные лучики поздней весны. Томас - лингвист. Он прилетел в Финляндию, чтобы выступить на международной медицинской конференции. По пути из аэропорта в гостиницу странный попутчик в такси обвинил его в каком-то преступлении, вколол в бедро явно не безобидное вещество и с закованными в наручники руками, голого и избитого выбросил в озеро умирать. Но, видимо, час его еще не пробил. Айно - смотрительница заповедника. Затворница, сбежавшая от мира, только от воспоминаний и от себя самой не убежишь. Она знает каждый уголок в этом тихом месте, а потому сначала приняла избитое и голове тело мужчины за олененка. Он был ранен, но жив, а значит, нуждался в помощи. Придя в себя и сопоставив обрывки разговоров и воспоминаний, Томас понял, что его с кем-то перепутали, потому что он никак

За окном шепчут деревья, прогоняя летний зной. Жизнь героев похожа на затянувшуюся мрачную осень. А в душе, робко и несмело, прорываясь через запекшуюся корку из боли, многолетней вины и предательства прорываются бледные лучики поздней весны.

Томас - лингвист. Он прилетел в Финляндию, чтобы выступить на международной медицинской конференции. По пути из аэропорта в гостиницу странный попутчик в такси обвинил его в каком-то преступлении, вколол в бедро явно не безобидное вещество и с закованными в наручники руками, голого и избитого выбросил в озеро умирать. Но, видимо, час его еще не пробил.

Айно - смотрительница заповедника. Затворница, сбежавшая от мира, только от воспоминаний и от себя самой не убежишь. Она знает каждый уголок в этом тихом месте, а потому сначала приняла избитое и голове тело мужчины за олененка. Он был ранен, но жив, а значит, нуждался в помощи.

Придя в себя и сопоставив обрывки разговоров и воспоминаний, Томас понял, что его с кем-то перепутали, потому что он никак не мог быть за рулем автомобиля, участвовавшего в аварии. Пазл сложился, но как доказать байкерам-бандитам, желающим мести, свою невиновность, и при этом не сдать лучшего друга? Да и Айно невольно окажется под ударом, укрывая его у себя.

Томас - совсем не однозначный персонаж. Взрослый мужчина, вроде бы занимающийся любимым делом, в которое был влюблен с самого детства, но при этом ведомый, нерешительный, инфантильный. Несмотря на ситуацию, в которую он попал, не вызывает сочувствия и сопереживания. Нам все время показывают на контрасте двух лучших друзей, но один из них - напыщенный, самовлюбленный, циничный индюк, а второй - рохля. Кажется, что Томас готов освободиться и наконец-то зажить своей жизнью без указки, но это только кажется, потому что и в романтических отношениях он выбирает ту же позицию.

Поэтому для меня главным героем стала Айно: сильная, живущая с незаживающей раной в сердце, не дающая себе забыть и каждую минуту чувствующая вину за то, что в далеком детстве она смогла убежать, а ее подруга нет. И именно Томас станет тем катализатором, спусковым крючком, не только разбередившим старые раны, но помогшим понять, что пора выплеснуть боль и вину, что хватит прятаться, что только встретившись лицом к лицу со своими страхами и нанеся удар, можно наконец избавиться от тяжести на сердце.

Это не совсем детектив в классическом понимании этого слова, потому что преступники известны сразу, тайн и загадок тоже не наблюдается, а на первый план выходят криминальные разборки, личные драмы героев и поиск выхода из непростой ситуации. Искалеченное детство, вопросы морали, дружба и болезненная зависимость, смертельная опасность, отголоски пережитой некогда боли, зарождающиеся романтические отношения, жажда мести - странный коктейль, который выпивается достаточно быстро, но оставляет некое странное чувство неудовлетворенности. Несомненным плюсом является отсутствие той холодной мрачности, присущей скандинавским авторам.

Я не знаю, как книга называется в оригинале, но в русском «переводе» весьма странно звучит. Можно, конечно, поразмышлять и чисто метафорически найти связь, что Айно отступилась от жизни, став затворницей, Томас отступился от многолетней дружбы, но это, на мой взгляд, притянуто за уши. Если кто-то читал, как Вы думаете, почему книга так называется?

Авторская (моя) публикация Вконтакте, на ЛитЛайф, Лайвлиб.