Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Продолжаю рассказывать о наших похождениях по Санкт-Петербургу, состоявшихся 21 июля 2025 года. А остановились мы с Вами в прошлый раз на Обводном канале, осмотрев с одной его стороны комплекс доходных домов Львовой на углу с Московским проспектом, а с другой стороны – место, где когда-то располагался скотопригонный двор (если не помните или не читали прошлую публикацию – заходите по этой ссылке), теперь идем дальше.
На углу с улицей Егорова
Дальше мы снова обратим свои взоры на нечетную (правую) сторону набережной Обводного канала и останавливаем эти самые взоры на угловых домах, где к набережной подходит улица Егорова. Начнем с дома №141 справа от улицы Егорова. Здесь для купца Дмитрия Федоровича Воробьева, торговавшего дровами и лесом, в 1877 году по проекту архитектора Августа Ивановича Жоффрио построили особняк. По проекту того же Жоффрио года через три к этому особняку пристроили угловую часть, приспособив ее под доходный дом.
На другом углу с улицей Егорова расположилось четырехэтажное здание школы, построенное в 1954 году по проекту братьев Хидекель – Лазаря и Льва Марковичей в стиле так называемого «сталинского» неоклассицизма.
За зеленью деревьев
Идем дальше и попробуем рассмотреть на той же стороне набережной группу зданий, которые были на тот момент значительно укрыты зеленью деревьев. Начнем с двух зданий, плотно прижатых друг к другу (№149-151). Первое – пятиэтажное ничего особенного из себя не представляет, скорее всего оно было построено в советский период. А второе – трехэтажное поинтересней будет.
Это трехэтажное здание с обилием лепнины (маскароны, цветочный орнамент и даже дракончики во фронтоне, которых из-за листвы почти не было видно) было построено по проекту архитектора Николая Павловича Гребенки в 1856 году. Особняк этот принадлежал тогда купцу, владевшему кожевенным заводом, Петру Петровичу Михееву.
Далее в глубине двора просматривается небольшое двухэтажное здание, в котором размещается детский сад. Скорее всего, это здание было построено в начале 60-х годов XX века, более ничего про этот домик я не сыскал.
Другое здание, слева от детского садика, очень похоже на предыдущий особняк Михеева. Этот особняк был построен в том же стиле необарокко немного раньше того, в 1849 году, для крестьянина Ярославской губернии Тимофея Петровича Дылева, чья артель лепщиков была довольно известна в Санкт-Петербурге, они занимались лепными работами, в том числе, и в Зимнем дворце, при восстановлении интерьеров после пожара 1837 года. А этот уютный особняк, почти полностью теперь укрытый в летнее время густой листвой деревьев, построили по проекту архитектора Ипполита Антоновича Монигетти.
Храм Воскресения Христова
Двигаясь дальше вдоль канала, теперь уже все наше внимание переключается на левую нечетную сторону набережной, где за краснокирпичным зданием возвышаются купола православного храма.
Но сначала об этом трехэтажном здании. Оно было построено в 1896 году по проекту архитектора Густава Густавовича фон Голи для Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. В советские времена там обосновался клуб железнодорожников имени Карла Маркса, а теперь располагается Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек.
На месте нынешнего храма с 1894 года стояла небольшая деревянная церковь Воскресения Христова. В 1898 году священник церкви отец Александр Рождественский открыл при храме Александро-Невское общество трезвости, ставшее в 1914 году Всероссийским Александро-Невским братством трезвости. Это, тогда еще Общество, организовало сбор средств на строительство нового храма.
Освящение места для постройки храма во славу Воскресения Христова и в память Бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны произошло 8 сентября 1903 года. Император выделил на строительство нового храма 25 тыс. рублей. В следующем году началось строительство новой церкви.
Проект новой каменной церкви Воскресения Христова составили: академик архитектуры Герман Давидович Гримм совместно с Густавом Густавовичем фон Голли и Александром Леонтьевичем Гуном. Стиль этого здания храма с шатровой колокольней некоторые специалисты определяют как «русско-византийский», а другие – как «интерпретацию русского стиля в стилистике модерна».
Главный придел храма был освящен в 1908 году, но наружная отделка церкви была закончена только в 1914 году, а внутренняя масляная роспись, аналогичная мозаикам Спаса на Крови, продолжалась еще два года. В 1930 году церковь закрыли, а здание стало принадлежать трамвайному депо. В 1989 году его вернули церкви, а уже в нашем веке отреставрировали.
Варшавский вокзал
Храм от следующего примечательного здания в этом месте, построенного лет на пятьдесят раньше, отделяет Варшавский проезд, названный так в честь этого здания – Варшавского вокзала.
Это третий по счету вокзал в городе и первый международный в стране. Первоначальное здание вокзала построили в 1853 году, после того как император Николай I в 1851 году подписал указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Варшавой. Авторство проекта того вокзала принадлежало архитектору Ксаверию Алоизиевичу Скаржинскому.
В том же году открылось движение на первом участке дороги – от Санкт-Петербурга до Гатчины. Но уже в этом же десятилетии выяснилось, что небольшое здание вокзала Скаржинского не вмещает всех желающих отправиться в путь по этой железной дороге, и было решено строить новый вокзал. Его построили в 1860 году по проекту Петра Онуфриевича Сальмоновича. А полностью весь участок дороги от Петербурга до Варшавы открыли только в конце 1862 года.
Во время Великой Отечественной войны, насколько я понимаю, здание вокзала было повреждено, потому что в 1949 году его восстанавливали и частично перестроили. Тогда же вместо небольшой часовни, снесенной еще в 20-е годы, в центре фасада, в нише появилась статуя Ленина. Последний железнодорожный состав отправился с этого вокзала в 2001 году, после этого его перестроили с сохранением, как утверждают, исторических фасадов. Теперь это торгово-развлекательный комплекс «Vokzal 1853».
Варшавский мост
Ну а лучше всего рассматривать Варшавский вокзал с моста, который перекинут через Обводный канал прямо напротив вокзала, а мост этот, конечно же, Варшавский. На нем заканчивается Измайловский проспект. В 60-е годы XIX века здесь находился деревянный мост. В конце того же десятилетия Общество Российских железных дорог (это же Общество строило железную дорогу Петербург – Варшава) начало строительство нового однопролетного металлического моста.
В 1870 году новый мост по проекту гражданского инженера Николая Сергеевича Серебренитского был построен. Здесь впервые в Петербурге вместо чугунных были применены стальные клепаные арочные балки. Впоследствии Варшавский мост не раз расширяли и капитально ремонтировали, но без изменения конструктивного решения пролета. А в 1992 году Варшавский мост был признан объектом культурного наследия регионального значения.
На этом мосту мы, пожалуй, сделаем очередную остановку, но впереди нас с Вами ждет еще кое-что интересное, в том числе и вокзал, однако, об этом в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!
P.S. Более наглядно все, о чем Вы здесь прочитали, можно будет увидеть не только на фотографиях в этой статье, а еще и в снятом и озвученном мной видео-обзоре на этом же канале «Павел Бочкарев Путешествуем вместе» в разделе «Премиум». Там уже накопилось немало и других интересных видео, и становится их все больше и больше. Стоимость подписки на месяц самая минимальная!