Приветствую Вас, друзья, на моем канале! Продолжаю цикл своих рассказов о наших похождениях по набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге, которые состоялись 21 июля 2025 года, это будет уже четвертая часть из этого цикла. Напомню: в прошлый раз мы, двигаясь постепенно от Лиговского проспекта, остановились, осмотрев несколько старинных домов на левой четной стороне набережной, в том числе и дом на углу с Масляным переулком, в котором изготавливали первые электрические лампочки Яблочкова в России (если не читали – вот Вам ссылка на ту статью).
Начнем с нечетной
Теперь ненадолго переведем взгляды на нечетную сторону. Здесь, перед поворотом канала, мы видим очередной бывший доходный дом, построенный по проекту архитектора Максима Ильича Сегаля в 1904 году. Дом шестиэтажный с двумя симметричными эркерами с третьего по пятый этаж. Затем, на повороте мы видим более мощное серое здание, но о нем позже.
Водочный квартал
Возвращаем наши взоры на четную сторону набережной и начинаем рассматривать ее с четырехэтажного здания под номером 90, принадлежавшего с середины XIX века и до начала следующего столетия водочному заводу, основанному в 1833 году и являвшемуся поставщиком Императорского двора. Этот завод, как и еще несколько по России, принадлежал нескольким поколениям семьи Штритеров. А именно это здание, в котором размещались жилые квартиры, в том числе и хозяина завода, приобрело такой вид в 1885 году, когда его перестроили по проекту архитектора Бориса Егоровича Фурмана.
Следующее небольшое двухэтажное здание на подвалах принадлежало, скорее всего, тому же владению, так как числится под тем же номером.
А вот другое здание, вплотную примыкающее к нему, вытянулось до угла с улицей Заозерной, отходящей от набережной канала. Это здание, главный фасад которого выходит на Заозерную, в середине XIX века принадлежало архитектору Егору Трофимовичу Цолликоферу. По его проекту оно тогда строилось, а позже в 1866 году и перестраивалось.
Затем здесь обосновался еще один водочный завод – «Келлер и К», основанный в 1876 году Иоганном-Александром Келлером, также являвшийся поставщиком Императорского двора. Уже для этого завода здание перестраивалось в 80-е годы того же века, сначала по проекту Василия Федоровича фон Геккера, затем – инженера Михаила Федоровича Андерсина.
От Сенатора к мосту
Теперь снова обратим наше внимание на нечетную сторону набережной. Там вытянулось до Московского проспекта то самое массивное здание, повторяющее изгиб канала. Построено это здание было в 30-е годы XX века для Фрунзенского универмага, одного из крупнейших тогда в Ленинграде.
В каком стиле построено это здание – вопрос спорный, некоторые определяют его как переходный от конструктивизма к так называемому «сталинскому» неоклассицизму. Сейчас в этом здании после его реконструкции располагается очередной бизнес-центр «Сенатор», мы уже видели на Обводном канале БЦ с таким же названием.
От этого здания мы переводим взгляды дальше – на мост, по которому Московский проспект пересекает Обводный канал – это Ново-Московский мост.
Первый мост на этом месте был чугунный с каменными опорами, его построили в 1813 году по проекту Вильяма Гесте, и он был схож по своей конструкции с «цветными» мостами на Мойке: Зеленым и Красным. А назывался он просто – Чугунный. Затем он стал Московским, позже – Старо-Московским, а с 1860 года носит сегодняшнее название. Его не раз перестраивали и расширяли, а нынешний железобетонный мост построен на месте прежнего в 1967 году.
Девять зданий для одной хозяйки
Сразу за мостом мы видим угловое здание, но это не просто одно здание, оно строилось в комплексе девяти зданий в этом месте. За этим домом влево от Московского проспекта параллельно набережной Обводного канала уходит небольшой Угловой переулок, называться он так стал в 1964 году, а до этого переулок был улицей – Софийской. А когда еще и названия у этой улицы не было, в 1875 году, вокруг нее начали строить девять домов.
Этот участок на берегу канала в 70-е годы XIX века выкупила некая купчиха Н.И. Львова, в некоторых источниках ее называют женой коллежского асессора, но это вряд ли. Еще есть предположение, что она родом из Вологодской губернии, там и сколотила определенный капитал, который решила вложить в постройку доходных домов с целью их последующей продажи. К сожалению, как я не старался, потеряв на этом уйму времени, никакой другой вразумительной информации про нее так и не нашел.
Так вот, для Львовой и построили эти девять домов на выкупленном ей участке, а заказ на постройку таких домов получил архитектор Генрих Богданович Пранг. Доходные дома Пранг должен был построить не для самой богатой и взыскательной публики, говоря проще – для простых людей. Причина проста: напротив через канал находился скотопригонный двор, на котором, насколько я понимаю, была еще и скотобойня. Состоятельные люди вряд ли захотели бы здесь поселиться.
Необходимо отметить, что Генрих Богданович постарался сделать и бюджетные дома довольно симпатичными, причем, каждый со своей изюминкой. Однако, среди этих домов есть один дом, фасад которого кардинально отличается от остальных восьми, это дом №7 в Угловом переулке, часть которого можно увидеть в проулок и с набережной канала. Архитектор Пранг для проектирования и строительства этого дома привлек в соавторы другого архитектора – Николая Дмитриевича Федюшкина, а возможно и сама хозяйка его специально пригласила.
Свастика – да не та
В отделке фасада этого дома Львовой, который как раз приписывают Федюшкину, использовали кирпичи разных цветов, которыми выложены различные символы, в том числе и свастика. Скажу сразу, что она к свастике германских нацистов 30-40-х годов прошлого века не имеет никакого отношения, во-первых – даже лучи этих свастик направлены не по часовой стрелке, а наоборот, во-вторых – в 70-х годах XIX века о печально известном впоследствии третьем рейхе и слыхом не слыхивали.
Несмотря на наличие глупых легенд, связанных с декором фасада этого дома, серьезные специалисты сходятся во мнении, что это, просто на просто, традиционный вологодский орнамент, сохранившийся с древних времен в северных землях России и выполненный по заказу хозяйки, ведь она родом оттуда. И слава Богу, что даже после войны этот дом не разрушили и даже не оштукатурили.
Скотопригонный двор
Ну а теперь ненадолго переведем взгляды на противоположную сторону канала, где и располагался тот самый скотопригонный двор. Этого двора, возникшего здесь еще в XVIII веке, давно уже нет, в 30-е годы XX века на его месте построили молокозавод, а теперь там современный жилой комплекс. Однако, о его существовании нам напоминает ограда с тремя арками въездных ворот.
История строительства нового скотопригонного двора началась с замечания Александра I: «эта площадка недостаточна и безобразна». Проект нового двора разработал ученик Андреяна Дмитриевича Захарова, построившего комплекс зданий Главного адмиралтейства, архитектор Иосиф Иосифович Шарлемань. В 1826 году по его проекту соорудили новые здания и флигели с оградой по периметру двора.
Главный флигель с тройной аркой въезда выходил на Царскосельскую дорогу (ныне Московский проспект), а со стороны Обводного канала соорудили флигель с пятью арочными воротами. То, что мы видим сейчас со стороны набережной – это реплика главного флигеля, уменьшенная в высоту на один этаж, эту ограду с тремя воротами построили уже, на месте снесенной исторической, в 50-е годы XX века.
Затем мы снова продолжаем осматривать дома на нечетной стороне набережной Обводного канала и идем дальше, но что будет дальше – я Вам буду рассказывать уже в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!
P.S. Более наглядно все, о чем Вы здесь прочитали, можно будет увидеть не только на фотографиях в этой статье, а еще и в снятом и озвученном мной видео-обзоре на этом же канале «Павел Бочкарев Путешествуем вместе» в разделе «Премиум». Там уже накопилось немало и других интересных видео, и становится их все больше и больше. Стоимость подписки на месяц самая минимальная!