Найти в Дзене
Культурная кругосветка

Что нашёл театр Вахтангова в Абхазии, чего ему не хватало в столице?

Представьте: Сухум, тёплый ноябрьский воздух, шум моря совсем рядом и вдруг в городе, привыкшем к камерным постановкам, зажигаются огни Театра имени Евгения Вахтангова. Не на экране, не в записи, а живьём. Впервые в истории труппа легендарного московского театра приезжает в Абхазию с полноценными гастролями. То, что для москвичей давно стало привычной частью культурной жизни, для зрителей Абхазии — событие почти из разряда невероятных. И, именно поэтому эти гастроли так важны: это не просто тур, а знак того, что большая российская культура не концентрируется в столице, а выходит к морю, в горы, к тем, кто привык любить театр на расстоянии. С 6 по 9 ноября на сцене Сухумского государственного русского театра драмы имени Самсона Чанба шли спектакли Театра имени Евгения Вахтангова. Это были не «облегчённые версии», не концертные фрагменты, а полноценные постановки: На афишах имена артистов, которых хорошо знают зрители по московской сцене и экранам: Виктор Добронравов, Евгений Князев, Лю
Оглавление

Представьте: Сухум, тёплый ноябрьский воздух, шум моря совсем рядом и вдруг в городе, привыкшем к камерным постановкам, зажигаются огни Театра имени Евгения Вахтангова. Не на экране, не в записи, а живьём. Впервые в истории труппа легендарного московского театра приезжает в Абхазию с полноценными гастролями.

То, что для москвичей давно стало привычной частью культурной жизни, для зрителей Абхазии — событие почти из разряда невероятных. И, именно поэтому эти гастроли так важны: это не просто тур, а знак того, что большая российская культура не концентрируется в столице, а выходит к морю, в горы, к тем, кто привык любить театр на расстоянии.

Четыре дня у моря, которые войдут в историю

С 6 по 9 ноября на сцене Сухумского государственного русского театра драмы имени Самсона Чанба шли спектакли Театра имени Евгения Вахтангова. Это были не «облегчённые версии», не концертные фрагменты, а полноценные постановки:

  • «Крик лани» по пьесе Теннесси Уильямса,
  • «Медея» по Еврипиду,
  • «Иванов» по Чехову,
  • «Карамазовы» по роману Достоевского.

На афишах имена артистов, которых хорошо знают зрители по московской сцене и экранам: Виктор Добронравов, Евгений Князев, Людмила Дробышева, Ольга Тумайкина, Юлия Рутберг, Виталий Ильин, Василий Симонов и многие другие. Для местной публики это был редкий шанс увидеть «тот самый» репертуар, о котором обычно читают в рецензиях столичных критиков.

Важно и другое: гастроли прошли при поддержке Росконцерта и вошли в зарубежное направление Всероссийского гастрольно-концертного плана Минкультуры России — программы, которая как раз и призвана возвращать традицию больших гастролей и выводить ведущие коллективы за пределы столицы и страны.

-2

Почему именно Абхазия

Выбор труппы здесь неслучаен. Театр имени Евгения Вахтангова один из тех коллективов, которые всегда умели сочетать классический репертуар с живой, современной интонацией. Его постановки по Достоевскому, Чехову, античной драме и западной классике одинаково узнаваемы и в Москве, и на гастролях в Европе и Азии.

А Абхазия сегодня постепенно возвращает себе статус культурной точки притяжения на Черноморском побережье. Сухумский театр имени Чанба — это историческая площадка, где когда-то играли русскую и абхазскую классику, а теперь всё чаще появляются крупные российские проекты. В этом смысле приезд Вахтанговского театра не разовая акция, а логичный шаг в восстановлении культурного обмена между регионами.

-3

Для местной публики это ещё и возможность увидеть на одной сцене сразу несколько «портретов России»: философскую глубину Достоевского, нерв чеховской прозы, трагедию античности, прочитанную современным театром и американскую драматургию, вписанную в русский актёрский рисунок.

Такой репертуар говорит зрителю: «Россия — это не только одна столица, это целый культурный континент, который может быть рядом».

Гастроли как язык культурного диалога

Есть один важный момент, который легко упустить, когда мы говорим только о названиях спектаклей. Любые гастроли — это не только логистика, бюджеты и планы министерств. Это, в первую очередь, доверие: театр верит, что его здесь ждут и поймут, а зритель верит, что ему привезут спектакль не «для галочки», а по-настоящему: государство верит, что в культурных проектах есть не менее важный смысл, чем в инфраструктурных.

Всероссийский гастрольно-концертный план Минкульта как раз и задуман для того, чтобы это доверие поддерживать системно: от региональных филармоний до театров федерального уровня, от городов Центральной России до зарубежных площадок, где ждут русскую культуру.

С точки зрения «Культурной Кругосветки» именно такие поездки — лучший ответ на вопрос, жива ли сегодня идея культурного пространства, где Москва, Сухум, Владивосток и Калининград чувствуют себя частью одного большого маршрута.

Для Абхазии, где культурная инфраструктура ещё только набирает обороты, приезд Вахтанговцев — сильный сигнал: сюда можно и нужно привозить большие проекты, фестивали, концерты. А для самого театра — важное напоминание, что реальная жизнь спектакля начинается там, где зритель давно привык видеть его только в новостях.

А вы бы пошли на гастроли любимого театра, если бы он приехал в ваш город?Какие спектакли вы мечтаете увидеть в живую: классику, о которой давно читали, или современные постановки, о которых сейчас шумят в сети Поделитесь в комментариях своим мнением.

И не забывайте ставить 👍 и подписываться на «Культурную Кругосветку»,мы продолжаем следить за тем, как российская культура выходит за рамки привычной географии.