Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Океанские вояжи клипера «Абрек»

Выполняя положения судостроительной программы 1857 года с коррективами 1858 года и указаниями великого князя Константина Николаевича, Морское министерство приступило к постройке второго поколения клиперов, из которых решили заказать за границей один в Англии (будущий «Гайдамак») и два в Финляндии.
В Финляндию для выбора места постройки были откомандированы капитан 2 ранга П.В. Фалк и корабельный инженер капитан Н.А. Арцеулов, снабженные инструкцией председателя Кораблестроительного технического комитета полковника Корпуса корабельных инженеров С.И. Чернявского, проектом условий, спецификацией и чертежами. После обследования заводов в Або, Улеаборге и Бьернеборге комиссия остановила свой выбор на Бьернеборгской частной верфи, с которой П.В. Фалк и директор верфи Карстрем 30 октября 1858 года подписали контракт на строительство двух клиперов «из дубу и частично сосны, с мачтами, столярством, гребными судами и отделкою, но без такелажа и обшивки медью подводной части». Стоимость каждого к
Клипер «Абрек» на Балтике. Художник А.П. Алексеев (фрагмент картины «Броненосный фрегат “Севастополь” и клипер “Абрек”»)
Клипер «Абрек» на Балтике. Художник А.П. Алексеев (фрагмент картины «Броненосный фрегат “Севастополь” и клипер “Абрек”»)

Выполняя положения судостроительной программы 1857 года с коррективами 1858 года и указаниями великого князя Константина Николаевича, Морское министерство приступило к постройке второго поколения клиперов, из которых решили заказать за границей один в Англии (будущий «Гайдамак») и два в Финляндии.
В Финляндию для выбора места постройки были откомандированы капитан 2 ранга П.В. Фалк и корабельный инженер капитан Н.А. Арцеулов, снабженные инструкцией председателя Кораблестроительного технического комитета полковника Корпуса корабельных инженеров С.И. Чернявского, проектом условий, спецификацией и чертежами.

После обследования заводов в Або, Улеаборге и Бьернеборге комиссия остановила свой выбор на Бьернеборгской частной верфи, с которой П.В. Фалк и директор верфи Карстрем 30 октября 1858 года подписали контракт на строительство двух клиперов «из дубу и частично сосны, с мачтами, столярством, гребными судами и отделкою, но без такелажа и обшивки медью подводной части».

Стоимость каждого корабля составляла 165 тыс. руб.

8 ноября приказом за № 95 «заказанные в Финляндии два винтовых клипера» получили имена «Абрек» и «Всадник». Наблюдающим за постройкой был назначен Н.А. Арцеулов. Работы начались в мае 1859 года, а 22 июля состоялась официальная закладка кораблей. Первым 26 мая 1860 года покинул стапель «Абрек», вторым в июле — «Всадник».

В разработке теоретического чертежа корабля были применены наработки теории «русской системы корабля» и «сопротивления воды движущимся телам» С.А. Бурачека. Специалисты считали клипер «образцом наилучшей постройки» и что «проекция клипера очень близко соответствовала проекции тела наименьшего сопротивления». Позднее английский лоцман, проводивший корабль по Ла-Маншу, назовет «Абрек» «морской чайкой», а его теоретический чертеж будет принят за основу при проектировании клиперов четвертого поколения типа «Крейсер».

18 января 1861 года командиром «Абрека» был назначен капитан-лейтенант К.П. Пилкин 1-й, а 12 апреля клипер приказом № 48 перевели из 28-го в 11-й флотский экипаж. С началом навигации 1861 года «Абрек» начали готовить к походу на Дальний Восток, где создалась напряженная военно-политическая обстановка в отношениях России и Китая.

Первый командир клипера «Абрек» К.П. Пилкин на склоне лет
Первый командир клипера «Абрек» К.П. Пилкин на склоне лет

15 января 1862 года «Абрек» пересек экватор. К.П. Пилкин записал в донесении: «Для развлечения состоящей преимущественно из молодых матросов команды и поддержания бодрого расположения духа переход через экватор, случившийся в воскресение, отпраздновали с соблюдением той церемонии, подробности которой дошли к нам по преданию, и это дало немалую пищу общему веселию и удовольствию…»

Из Рио-де-Жанейро клипер вышел к мысу Доброй Надежды и в Индийский океан, где корабль испытал всю силу океанской стихии. Командир отметил: «Качества клипера великолепны», но посетовал на малую, по сравнению с коммерческими клиперами, парусность.

24 мая 1862 года «Абрек» прибыл в Шанхай, где получил предписание командующего «эскадрой Тихого океана» капитана 1 ранга И.Ф. Лихачева о срочном следовании в залив Посьета, где собиралась вся эскадра. По прибытии в залив, 16 июня клипер отправили, как и другие корабли, для обследования побережья.

Флот осваивал Приморье. Современник вспоминал: «Матрос спрашивает офицера: “…чей же этот берег будет славный?”. И офицер радостно ответил: “Наш… Наш — русский”». В день прихода клипера как раз был подписан договор о четком разграничении границы с Китаем. При проведении работ командиры и штурмана руководствовались инструкцией Гидрографического департамента, где говорилось, что «исследовать предпочтительнее малую часть берега со всей возможной подробностью, нежели большое пространство, но с меньшей точностью». Работы были затруднены частыми туманами. В результате офицерами корабля была открыта и описана неизвестная бухта, получившая имя Абрек.

_______________________________________

Перед Вами отрывок из журнала "Гангут" №64.

Приобрести и прочитать журнал "Гангут" №64. полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий