Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Российские морские агенты о подводном кораблестроении за рубежом в канун Первой мировой войны

Начало ХХ века вошло в историю как период подготовки к Первой мировой войне. Периодически то там, то тут разгорались политические кризисы, вспыхивали локальные вооруженные конфликты. Мир медленно, но уверенно шел к войне, масштабов которой себе еще не представлял. Одной из главных причин войны стало соперничество двух ведущих мировых держав — Великобритании и Германии. Немцы, запустив свои военно-морские программы, предприняли серьезную попытку оспорить у владычицы морей ее титул. Англичане этого, естественно, допустить не могли. Великая колониальная империя, целиком зависевшая от морских перевозок, обязана была иметь мощный военный флот. И такой флот она имела. В соответствии со сложившимися принципами мощь английского военного флота должна была соответствовать совокупной мощи двух следующих за ним флотов. Поэтому на закладку каждого немецкого корабля Великобритания отвечала закладкой двух аналогичных. Шла ожесточенная гонка вооружений, которой были подчинены все силы государства. Не
Английские подводные лодки типа «С»
Английские подводные лодки типа «С»

Начало ХХ века вошло в историю как период подготовки к Первой мировой войне. Периодически то там, то тут разгорались политические кризисы, вспыхивали локальные вооруженные конфликты. Мир медленно, но уверенно шел к войне, масштабов которой себе еще не представлял. Одной из главных причин войны стало соперничество двух ведущих мировых держав — Великобритании и Германии. Немцы, запустив свои военно-морские программы, предприняли серьезную попытку оспорить у владычицы морей ее титул. Англичане этого, естественно, допустить не могли. Великая колониальная империя, целиком зависевшая от морских перевозок, обязана была иметь мощный военный флот. И такой флот она имела. В соответствии со сложившимися принципами мощь английского военного флота должна была соответствовать совокупной мощи двух следующих за ним флотов. Поэтому на закладку каждого немецкого корабля Великобритания отвечала закладкой двух аналогичных. Шла ожесточенная гонка вооружений, которой были подчинены все силы государства.

Не остались в стороне от этой гонки и другие державы. Россия, Франция, Италия, Австро-Венгрия готовились к войне, находясь в составе одного из двух враждующих военных блоков: Антанты и Тройственного союза.

Французская чисто электрическая подводная лодка «Anguille»
Французская чисто электрическая подводная лодка «Anguille»

Начало ХХ века стало также временем появления и бурного развития новых видов вооружений. Несмотря на повальное увлечение строительством крупных надводных кораблей, вооруженных крупнокалиберной артиллерией, что только и могло, в соответствии с широко распространенной теорией Мэхена — Коломба, обеспечить господство на море, активно создавались и другие виды морской техники, в том числе подводные лодки. Откровенно скептическое отношение к ним постепенно менялось на более лояльное, но, тем не менее, к началу войны чудес от подводных лодок никто не ждал.

По-разному оценивая эффективность данного оружия, командование флотов ведущих стран все же стремилось не отстать от других в его развитии. При создании и совершенствовании собственных подводных сил ни одно государство не отказывалось от попыток узнать, как обстоят дела в этом направлении у других стран. Не была исключением и Россия. Для отечественного подводного флота чрезвычайно важной являлась любая информация о зарубежных достижениях в этой области.

Одним из основных путей ее поступления была передача интересующих сведений через морских агентов.

Морские агенты выполняли не только официальные представительские функции, но и некоторые разведывательные, стремясь различными путями добыть интересующую информацию.

Как правило, морскими агентами за рубежом становились зрелые и технически грамотные офицеры, имевшие богатый опыт корабельной службы и обязательное знание языков, в первую очередь страны пребывания. Кроме них некоторая информация могла поступать от корабельных инженеров, командированных за рубеж для наблюдения за исполнением российских военных заказов. Помимо основной задачи, они имели возможность собирать сведения о том, что и как строят для флота страны их пребывания. Нередко во флоты, как правило, дружественных стран командировали офицеров, чтобы они могли приобрести опыт плавания на лодках, получить представление о боевой подготовке, повседневной жизни подводников за рубежом, осмотреть заводы, на которых строились субмарины. Таким образом, используя все указанные пути поступления информации, российское морское ведомство перед войной имело возможность составить достаточно полную картину развития подводного флота за рубежом.

К началу Первой мировой войны почти все ведущие страны обзавелись собственными подводными лодками. Несмотря на то, что еще никто из командующих флотов не составил себе четкого представления об их боевом использовании, совершенствование лодок и подготовка их экипажей велись достаточно интенсивно и были окутаны завесой секретности.

_______________________________________

Перед Вами отрывок из журнала "Гангут" №58.

Приобрести и прочитать журнал "Гангут" №58. полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий