Помните, ещё совсем недавно колледжи и техникумы презрительно называли «шарагами», а тех, кто в них поступил, считали неудачниками? Мол, не потянул универ – будешь лузером из ПТУ.
Но времена меняются. И последние три десятилетия доказали, что высшее образование вовсе не гарантирует успешную карьеру или высокую зарплату. А вот квалифицированные рабочие, напротив, в ближайшем будущем будут весьма востребованы. И дорога к успеху для них будет, возможно, даже короче, чем у специалистов с хвалёным высшим образованием. Почему?
Лес рабочих рук
«У нас опять рекорд!» — бордо отрапортовал Росстат месяц назад и гордо предъявил свежие данные: уровень безработицы в августе снизился до 2,1%. Так низко показатель не опускался ни разу за всю новейшую историю России – с 1991 года.
Казалось бы, есть повод для радости. Здорово же: хорошо живём, все при деле. Однако у этого явления, естественно, есть и другая сторона, которую называют главной проблемой российской экономики. Речь об острейшем дефиците рабочих рук.
Корни проблемы уходят, кстати, в те же 1990-е, когда торговлю стали ставить выше производства. Мы с вами отлично помним, как тогда все рванули в вузы – учиться на экономистов и юристов.
Постепенно престиж рабочих профессий падал, а молодые люди больше задумывались о получении высшего образования, полагая, что без него состояться в жизни невозможно. В то же время среднее профессиональное образование всё чаще считалось неким пережитком прошлого – разве что троечникам подойдёт, им деваться некуда.
Последствия такого подхода мы расхлёбываем до сих пор. Армия выпущенных с избытком специалистов по-прежнему переучивается, работает курьерами или таксует. А на рынке труда растёт спрос вовсе не на окончивших университеты менеджеров, а на сварщиков, электромонтёров и машинистов – в 75% вакансий в Москве, к примеру, упоминается именно среднее профессиональное образование.
Всему голова – ИИ?
Впрочем, нехватка рабочих кадров – тенденция отнюдь не российская. Трудно найти на карте мира страну, не столкнувшуюся с этой проблемой.
Между тем эксперты и в России, и за рубежом всё чаще говорят о том, что в эпоху бурного развития искусственного интеллекта (ИИ) вполне можно ожидать, что задачи маркетологов, юристов, финансистов и даже программистов будут решать алгоритмы. А вот людей, которые умеют работать не головой, а руками, потеснить будет куда сложнее – заметьте, именно таким профессиям обычно и учат в колледжах и техникумах.
Так, Джеффри Хинтон, которого называют крёстным отцом ИИ, советует тем, кто не определился с профессией, становиться сантехниками, поскольку нейросеть пока не научилась работать руками.
Сходные тезисы выдвигает и основатель Nvidia Дженсен Хуанг: для обеспечения работы современных центров обработки данных, по его словам, необходимо постоянное обслуживание инженерных систем, а значит, на вес золота будут цениться специалисты, разбирающиеся в сложных системах управления энергопотреблением и охлаждением.
И даже если не брать в расчёт эти прогнозы, факт остаётся фактом: импортозамещение в нашей стране набирает ход, производство растёт, а рабочие руки не просто нужны – они необходимы как воздух. И это легко доказать.
Уже сейчас в рейтинг самых высокооплачиваемых профессий в России включены сварщики, средняя зарплата которых, по данным hh.ru, превышает 228 тыс. руб. Доход выше рыночного предлагают токарям и слесарям. Причём по динамике зарплат подобные рабочие специальности обгоняют даже IT-отрасль – работодатели охотятся за высококвалифицированными кадрами и готовы платить им весьма солидные суммы.
И постепенно мнение о том, что без высшего образования нельзя обеспечить себя и свою семью, уходит в прошлое, а колледжи и техникумы набирают популярность, причём растёт доля поступающих туда не только после 9-го, но и после 11-го класса.
Три кошмарных буквы
Кстати, в этом году Минпросвещения заявило о рекордном интересе девятиклассников к среднему специальному образованию: 3,5 миллиона желающих, из которых почти 1,1 миллиона ребят поступили в колледжи, – это на 200 тысяч больше, чем годом ранее.
В целом же доля тех, кто предпочёл после девятого класса уйти в среднее специальное учебное заведение, доросла до 62,5%. И нетрудно догадаться, с чем связано столь массовое нежелание подростков продолжать учёбу в школе. Всё дело в существующей форме государственной аттестации одиннадцатиклассников – в кошмарном ЕГЭ, которым детей запугивают чуть ли не с начальной школы.
И сами школьники, и их родители хорошо представляют, что сулит им учёба в 10 и 11 классе. Знаний в голове больше не станет, а вот денег в кошельке родителей явно поубавится – услуги репетиторов стоят баснословно дорого. И рассуждают многие девятиклассники вполне логично: зачем терять эти деньги да ещё два года жизни в придачу?
Уже один этот факт доказывает нежизнеспособность ЕГЭ и его антисоциальный характер. ОГЭ, который сдают после 9-го класса, конечно, мало чем отличается от «старшего брата» и состоит из тех же формальных тестов, которые не приучают разбираться в предмете, а просто убивают мышление. Но его результаты хотя бы не учитываются при поступлении в колледж – для этого достаточно среднего балла аттестата.
Радует только то, что постепенно бессмысленность ОГЭ становится очевидна. В этом году, например, в нескольких регионах проводился эксперимент, фактически отменивший половину ОГЭ для поступающих в средние специальные учебные заведения: вместо 4 экзаменов выпускникам девятых классов, решившим уйти из школы, разрешили сдать только 2 обязательных – по русскому языку и математике.
Эксперимент прошёл настолько удачно, что его решили продлить до 2029 года и распространить на большее количество регионов. Хочется верить, что это лишь первый шаг к отмене ЕГЭ и что в недалёком будущем вся эта вредоносная система отправится на свалку истории.
Ну и где перспективнее?
Впрочем, система среднего профессионального образования, получается, от введения ЕГЭ только выиграла. Кто-то, разумеется, использовал её как обходной манёвр, чтобы, получив диплом колледжа, поступить в вуз, минуя единый государственный экзамен.
Но, как показывает практика, продолжать обучение после получения среднего профессионального образования стремятся всего 30% выпускников. Остальные, овладев конкретной профессией, не считают получение теоретической базы в вузе обязательным.
По сравнению с высшими учебными заведениями программа колледжей несравнимо больше ориентирована на практику: на неё отводится до 50% (а иногда и до 70%) учебного времени. В результате молодой человек гораздо раньше сверстников получает конкретные знания и навыки, которые позволяют ему ещё во время учёбы погрузиться в профессиональную среду – начать карьеру, поработать в разных местах, показать себя, присмотреться к работодателям, заработать, наконец.
Вот и выходит, что, пока бывшие одноклассники только готовятся к ЕГЭ, ушедшие после 9-го класса молодые люди не в теории, а на практике разбираются в том, чем они хотят заниматься, а часто ещё и подрабатывают. И даже если к концу первого года обучения выясняется, что профессия выбрана ошибочно, смена специальности не так сложна, как в вузе. Да и стоит обучение в колледже, как правило, дешевле…
К слову, наша партия много лет настаивает на том, что среднее профессиональное образование в России должно стать бесплатным. Государство должно вкладываться в подготовку специалистов, которые очень нужны стране, от которых зависят и ключевые социальные сферы, и научно-техническое развитие, и в конечном счёте суверенитет страны.
Не раз говорили мы и о необходимости модернизации среднего профессионального образования – обновлении образовательных программ, оснащении современным оборудованием и повышении зарплат педагогам…
Нехватка квалифицированных специалистов со средним специальным образованием и переизбыток выпускников вузов – это реальный вызов, острота которого будет только нарастать. Минпросвещения, пора действовать!