Понимаю, что так рассуждать не совсем правильно и красиво, ведь чаще всего у людей бывает иной взгляд на подобное явление.
Обычно, когда мы видим, что человек, который, дожив до вполне солидного возраста, ведет себя как дитё малое, это вызывает у некоторых людей не то что недоумение, а порой и раздражение.
А кто-то и вовсе думает, что тот человек - отнюдь не глупенький, а просто притворяется грибком, чтобы избежать ответственности, поручений и какой-либо работы. Ну правильно, какой спрос с грибка?
Но!
Есть и такие условия, при которых вот такой "большой малыш" - на фоне других выглядит вполне себе приятным человеком и никаких (практически) негативных эмоций не вызывает. Ну, разве что некоторую добрую грусть и мягкую жалость.
И эти условия - живут и процветают у нас на работе в специализированном социальном учреждении для детей с ОВЗ.
Я там работаю в творческом отделе кружковым педагогом (проводим с коллегами-кружководами творческие занятия со всеми-всеми особенными детишками, которые приезжают к нам в стационары на трёхнедельный курс).
Дети у нас - совершенно разные: и по возрасту, и по самим особенностям, и по тяжести отклонений. В последнее время, это, конечно, в основном ребята с ментальными нарушениями довольно сложными и глубокими.
Кто-то из них - не разговаривает и не понимает обращенную речь, кто-то - вообще не осознаёт, где и с кем он находится, а только истошно кричит и плачет от испуга или каких-то иных чувств, а кто-то - и агрессию проявляет с завидной регулярностью. А там уже в ход идут и кулаки, и ноги, и даже зубы.
В общем, каждая трёхнедельная смена детей - это как большой подарочный набор. И каждый "подарочек" там - в индивидуальной непрозрачной(!) упаковке.
Да, именно так!
Ведь с некоторых пор педагогам нельзя знать диагнозы детей, а занятия проводить по принципу: кого привели с тем и занимайтесь. Даже если, допустим, в кружок "по вышивке или бисероплетению" приведут полуторагодовалого и очень слабовидящего мальчика, который целыми днями кричит, плачет, отшвыривает даже погремушки и вообще не слазит с маминых рук.
И я не шучу! В программах наших ребят и не такое увидишь!
Так что, никого из наших педагогов не смутило и не расстроило пребывание на занятии того мальчика, о котором хочу написать.
Как раз наоборот! Когда почти две трети детей в смене кусаются и бросаются, скачут по кабинету, ломают пособия и сбрасывают предметы со стола, этот мальчик - служит небольшим "островком отдыха" посреди авральных рабочих дней.
Мальчик П.
Ребенок из стационара, 12 лет, ментальные нарушения.
Знаем мы его уже давно, еще с четырёхлетнего возраста, когда он только начинал к нам ездить (ну, это я его знаю, и те педагоги, которые еще с "того" времени остались… их уже мало совсем).
Тогда - это был очаровательный малыш: рыженький, кудрявый, губастенький как мальчик из народных фильмов-сказок.
Он уже имел в своём словарике около 10 слов типа "мама", "кися", "кука", "ляля", "няня" и т.п. И произносил их, всегда смягченно и уменьшительно.
Кушать - сам он не умел (или не хотел уметь), мама кормила его с ложечки. С одеванием, умыванием и туалетом - тоже всегда мама помогала. Хотя, как нам казалось (может быть, только казалось!), мальчик П. был вполне в состоянии освоить эти навыки.
Однако…
Он повсюду ходил хвостиком за мамой и не хотел её отпускать ни на секунду.
Помню, как мы с коллегами каждый раз "отклеивали" мальчика П. от мамы, когда забирали его в кабинет на занятия. А он - нет, не рычал, не дрался, не кусался, а опускал голову, кривил губы перевернутым вареником, тихонечко лил слёзы и делал такой несчастный вид, будто его на каменоломню ведут.
Но, надо отдать ему должное, в кабинете он мог ненадолго увлечься какой-нибудь игрушкой и на некоторое время забыть и о слезах, и о маме!
Правда, на занятиях он особо ничего и не делал. Ни на рисовании, ни на лепке, ни на аппликации. Вроде бы, и ручки здоровые-рабочие, и вполне понимал, ЧТО от него требуют, а на каждое задание - удивленно и испуганно мотал головой, двигал руки педагога в сторону предметов на столе и тихонечко мимимишно отвечал:
- Не-не-неее, ты сяма, сяма! (сама)
А если педагоги настаивали и им всё же удавалось мягко заставить его работать, мальчик П. - то детальку аппликации не туда приклеивал, то штришок совсем не в том месте подрисовывал (хотя трижды-пятижды было указано место).
Потом делал милейшее улыбающееся лицо, по которому можно было и засомневаться: а не нарочно ли он неправильно сделал, а не хитрит ли наш мальчик П.
И педагогам ничего не оставалось, как просто брать руки мальчика П. в свои и делать работу его руками (и ребенок был совсем не против).
Но, при этом, сердиться на него вовсе не хотелось, а уж ругать его тем более. Ну правда, такой он был милый и безобидный, аж жалко было делать какие-то внушения. Да и даже если мальчик П. хитрил, то никаких вредностей и пакостей с его стороны не ощущалось. Милейший человек, как ни крути.
А еще он иногда корчил рожицы, показывал язык, а потом сам себе хлопал и хихикал.
А логопед, которая в те годы с ним работала, просила ни в коем случае не пресекать эти действия, ибо "для развития речи это полезно".
Мальчик П. сейчас
Большой-большой такой, крупный, высокий. Рыжий и всё такой же губастенький. Правда, голосок как у девочки - мягкий и певучий.
Еда, туалет, одевание, умывание - теперь, конечно же, сам. Но, увы, хорошо и качественно это делать наш мальчик П. так и не научился. Поэтому, мама вынуждена сопровождать его в стационаре и сейчас, несмотря на то, что парню уже 12 лет!
Когда он ест - обязательно что-нибудь прольёт или обляпается. Часто бывает, что мама ему то джем с лица вытирает, то белый нос от кефира. А самому мальчику П. - вообще всё равно, он этих "ляпов" будто бы не замечает.
И одеться может тоже не всегда удачно: то футболку наизнанку, то штаны задом-наперед.
Очень контактный, милый, улыбчивый. Играет в основном с детьми-дошкольниками, конструктору и кубикам предпочитает машинки. Но больше всего любит мягкие игрушки. Привёз с собой и медведя, и собаку, и зайца (знают уже, что мягких "зверушек" в игровой комнате нет).
И ничего, что он уже большой!
Даже к нам на занятия он приходит с зайцем и сажает его рядом с собой. И во время работы - его (зайца) то по голове погладит, то за лапу возьмет, то скажет ему что-то сюсюкающее. И при этом - ровно так же смягчая звуки, как и много лет назад.
Мальчик П. на занятиях
Не суть, на каком именно занятии, ведь все творческие занятия проходят у нас в одном кабинете (а я - один из "коренных жителей" этого кабинета).
Приходит он как-то на лепку, как раз с зайцем, и, как культурный человек, здоровается:
- Здясте. Мозя я с зяйкой? (Здравствуйте. Можно я с зайкой?)
Ну как отказать такому человеку? И педагог по лепке - не отказывает.
А потом, когда педагог положила рабочую дощечку на стол под нос мальчику П., он, сделав грустное лицо, потянул педагога за рукав и указал пальцем на своего зайца:
- Ээээ, тёть! А зяйке?
И на дощечку указывает. И педагог, улыбнувшись, кладет еще одну дощечку перед зайцем, который сидит за партой рядышком с мальчиком.
А сам процесс лепки - вот честно, не особо отличается от "тех лет"!
Предлагает педагог несложную фигурку, демонстрирует образцы, показывает-рассказывает, как её лепить - а он уже сам, будто бы по старой традиции, лезет своими большущими пальцами в руки педагогу и, как раньше:
- Тётя, я не умею, ты - сяма, сяма.
И "тётя", улыбаясь, цыкая и качая головой, лепит фигурку большими руками мальчика П., а он - радуется и сюсюкающую песенку поёт.
А еще он иногда прикалывается
Тоже на занятии по лепке было.
Только в тот раз - ребятки не с обычным пластилином работали, а осваивали его "воздушный" аналог (легкий и мягкий, который потом засыхает). А заодно лепили ЧЕРВЯКОВ (как детали для объемной поделки).
Сам мальчик П, конечно же, практически не "катал" червяков, но зато хватал готовые "колбаски" у соседей по столу и показывал их своему приятелю-Зайцу. Мотал перед мордой, улыбался и говорил:
- Ти-вяк, ти-вяк! (червяк)
А потом взял у одной девочки тёмно-оранжевого червяка - и распластал у себя на лице, под носом, точно как усы.
Потом - чуть ли не каждого из присутствующих "позвал": и за рукава тянул, и весело кричал "эй!", и даже мне за дальний стол ручкой помахал.
И, привлекая к себе внимание различными способами, принялся пританцовывать, показывая всем свои "усы", и стал повторять (чуть ли не песенкой):
- Эй, я - дядя! Я - дядя! Ихихи, я - дядя!
Ну, то есть…
Как бы… ЕСТЬ у человека что-то в голове! Ведь усы - это реально признак "дядь", а не тёть или детей! И темно-оранжевый цвет - как раз подходящий к его волосам. И мальчик П. - это понимает и знает! И, если бы ему СЕЙЧАС было 4 года - вообще бы претензий никаких к нему не было.
А в нынешнем положении - хоть и всё довольно мило, но как-то… немножко мутно.
А мамочка - от прямых вопросов воспитателей и педагогов уклоняется, а отвечает примерно так:
- Нуууу, мы-то принимаем то лечение, что и УО, но мы - не УО, нет, не УО.
И такое бывает…
Вам же, дорогие читатели, много добра, милоты и позитива.