Сегодня марка Tesla – это не просто современные электромобили, это, пожалуй, один из брендов, ставших символом нового времени. Когда на наших глазах невозможное становится возможным. Когда один за другим покоряются новые и новые вершины прогресса. Меж тем, сравнительно недавно Tesla была всего лишь скромным и мало кому известным стартапом.
История компании – путь от неудач начального периода до крупнейших побед. Но нынче Tesla по праву считается одним из самых популярных производителей электромобилей в мире.
Компанию Tesla Motors в 2003-м основали два инженера — Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг. Они планировали создать линейку электромобилей, которые смогли бы полностью вытеснить автомобили с ДВС. Из-за того, что электромобили получили двигатели с технологией переменного тока, компанию отцы-основатели назвали в честь изобретателя сербского происхождения Николы Тесла. Инженеры искали инвесторов, которые смогли бы помочь в реализации масштабных планов. И самым заметным из них стал Илон Маск, который не просто вложился в идею, а возглавил совет директоров. С того момента название Tesla прочно ассоциируется с его именем.
Маск привнёс в проект своё масштабное и амбициозное видение энергетики, электромобилей и источников питания. И свои навыки в маркетинге. Он быстро сделал так, что о компании заговорили, её стали узнавать. А Эберхард и Тарпеннинг покинули проект в 2007 году. После чего Маскстал генеральным директором.
Первой моделью был Tesla Roadster, который разрабатывался с 2004 по 2008 годы. Автомобиль стал важной вехой для всей индустрии электромобилей. Компания доказала миру, что электромобили могут быть быстрыми, стильными, эксклюзивными и престижными.
Инженеры использовали шасси Lotus Elise. В компактную компоновку они вписали разработанный на заказ электрический силовой агрегат, который предлагал водителям баланс между производительностью и эффективностью. Это был один из первых автомобилей с литий-ионным аккумулятором. Батарея позволяла проехать до 322 км на одном заряде. А разгон до «сотни» занимал всего 4,1 секунды. И это было даже быстрее, чем ста достигали многие суперкары с ДВС того времени.
Седан Model S и кроссовер Model X позволили Tesla выйти на первый план в сегменте электромобилей. Model S появилась на рынке в 2012 году. Седан являл собойсочетание практичности, производительности и комфорта. По сегодняшним меркам характеристики базовой версии были скромными: на одной зарядке электромобиль проезжал 426 км. Model S отличался минималистичным дизайном интерьера и большим сенсорным экраном информационно-развлекательной системы.
Кроссовер Model X вышел на рынок в 2015-м. В это времявнедорожники и кроссоверы у всех производителей принимали общие, почти стандартизированные формы. На их фоне Model X с дверьми в стиле «крыльев сокола» и передовыми системами безопасности заметно выделялся. Это привлекло статусных клиентов, которые хотели получить что-то просторное, безопасное и быстрое.
В 2017-м на рынке появилась Model 3 — автомобиль, который наконец-то стал полноценной заменой машинам с ДВС. Он был сравнительно недорогим из-за массового производства. Критики считали эту задачу невыполнимой, но Tesla успешно вывела Model 3 на рынок, получив более 400 тысяч предварительных заказов всего через несколько недель после анонса серийной версии.
Затем Tesla выпустила Model Y в качестве альтернативы Model 3 в виде кроссовера. Модель появилась три года спустя. Базовая версия Model Y походит на Model 3. Это помогло бренду сдержать цену на новый кроссовер на очень конкурентной отметке. В результате электрический SUV быстро поднялся на вершину мировых чартов продаж электромобилей.
Но творческую мысль и амбиции Маска не удовлетворили промежуточные успехи. И компания выпускает сразу дваимиджевых продукта. Ими стали пикап Cybertruck и тягач Semi. Две модели демонстрируют передовые технологии и дизайн бренда, однако они … очень далеки от совершенства. Нестандартный подход, удивительные опции и множество огрехов привели к тому, что ни Cybertruck, ни Semi нельзя назвать успешными проектами.
Второе поколение Roadster Маск анонсировал ещё в 2017 году. На тот момент планировалось, что запуск модели состоится в 2020 году. Наступившая пандемия COVID-19 в начале 2020-го сорвала эти планы. В итоге выпуск был перенесён на 2021 год, поскольку другие проекты Teslaстали более приоритетными. В 2021-м Маск заявил, что проблемы с цепочкой поставок отодвигают выпуск Roadsterна 2023 год. И снова не получилось. Но главный дизайнер Tesla Франц фон Хольцхаузен уверяет: работа над родстером не остановилась, а долгожданная премьера намечена на 2025 год. В недавнем подкасте он подтвердил, что компания планирует провести эффектную презентацию именно в этом году. Правда, до конца года осталось не так много времени, и пока никаких официальных дат не объявлено.
Что касается старта производства, фон Хольцхаузеносторожно пообещал, что выпуск начнется «точно в течение двух лет». Если верить этим словам, первые покупатели смогут получить свои автомобили не раньше конца 2027-го.
Основные объявленные характеристики будущего автомобиля: максимальная скорость — свыше 400 км/ч, время разгона с 0 до 96,5 км/ч — 1,9 секунды, максимальный пробег на одной зарядке — до 1000 км.
Недавно Tesla анонсировала создание … роботизированного такси. Но это, похоже, уже совсем другая история.
Меж тем, надо признать, что несмотря ни на какие промахи Илон Маск и его компания добились феноменального успеха. Он зиждется, пожалуй, на трех китах.
Во-первых, это умение Маска формировать капитал.
Во-вторых, активное развитие сопутствующих продуктов, способствующих повышению продаж и усилению рыночных позиций бренда. Экосистема Tesla помимо автомобилей ныне включает аккумуляторы, солнечные батареи, зарядные станции, программное обеспечение и т.д.
И, в-третьих, дар Маска предугадывать желания и потребности потребителей. Его компании удалось не просто влиться в набирающую силы «зеленую революцию», а возглавить ее ряды. Переход на «чистую» электрическую энергию - это то, чего хочет современный человек и то, что готов ему дать американский производитель электрокаров.
А в целом, история успеха компании Tesla – вдохновляющий пример веры в собственные силы, Уникальный пример создания эффективного бизнеса.