Ну, это если смотреть на ситуацию взглядом человека, который печется не о том, чтобы ребенок был хотя бы чем-то занят, а о том, чтобы занятие проходило четко по плану.
Ну, примерно так: если занятие "по рисованию" - то ребенок непременно должен выйти из творческого кабинете с готовым рисунком. Если занятие "по лепке" - то ребенок должен обязательно что-то слепить. И не какой-нибудь шарик, или толстый столбик, а непременно собачку, виноградную гроздь или осьминога.
И пусть ребенок по факту сроду не держал в руках ни карандаша, ни пластилина, и вообще, он, может быть, даже обращенную речь не понимает и на контакт ни с кем не идёт, но он всё равно обязан к концу занятия предоставить готовую работу.
Точнее, не он сам, а педагог, к которому его привели на занятие, должен продемонстрировать результат.
А то как это так?
Значит, другие ребята выходят с занятия по рисованию с натюрмортом с яблоками, а у условного Коленьки на листе - каля-маля?
Или, другие дети слепили из пластилина грибочки, а у условного Мишеньки вышел какой-то бесформенный камешек?
Нетрудно предугадать, что подумают мамы Коли и Миши...
Правильно! Это не в самих мальчиках дело! И уж тем более, не в их способностях, возможностях и уровне подготовки. А лишь в том, что педагог плохо постарался: не научил, не заинтересовал, да и вообще, "подход не нашёл". Вот так-то.
Ну или сама педагог может, не мудрствуя лукаво, ради галочки, нарисовать эти яблоки или слепить тот самый несчастный грибочек, выдав его родителю за шедевр ребенка. Зачем? Да чтобы мама не рассердилась и не побежала жаловаться начальству, обвинив педагога в ущемлении.
Правда, в этом случае, есть ли вообще толк от занятия… Ну, разве что ребенок просто провел некоторое время "вне мамы", а мама в это время перевела дух.
Но это тоже не всегда работает!
Ведь бывают и случаи, когда ментальные нарушения ребенка настолько сильны, что они не позволяют ему даже в кабинет войти без криков, драк и погромов, еще задолго до "предложения" заняться творчеством.
Здесь, конечно, любой обыватель подавится от удивления и гнева: мол, какое творчество, этому ребенку - еще за тыщщи километров до творчества лечиться и лечиться! Но нет! Если программа обязывает, то творческих занятий не избежать. А программа обязывает ВСЕГДА и ВСЕМ.
Понимаю, на первый взгляд все эти выкладки кажутся полным бредом или криком "выгоревшего-вылинявшего недопедагога-человеконенавистника", но, поверьте, добрые люди, работая уже довольно много лет в специализированном социальном учреждении для детей с особенностями развития (именно в творческом отделе), мы с коллегами-кружководами то и дело сталкиваемся с подобными явлениями. И подобными мнениями.
Я не шучу
Как я уже писала во многих своих публикациях, в нашем учреждении (как и в любом другом подобном) - ВСЕ дети, которые проходят трехнедельный курс в отделениях стационара или полустационара обязаны не только ходить на медицинские процедуры и коррекционные занятия со специалистами, но и посещать творческие кружки. Все!
А уж КАК ребенок проявит себя там, сможет ли вообще что-то понять и принять - это никого не заботит. Кроме педагога, разумеется.
Правда, мальчик, о котором хочу написать - еще не самый сложный случай. Бывает, некоторые и ведут себя похлеще, и нервов глотают побольше. А тут - так, вполне "рядовой" случай.
Хотя, полагаю, мама ребенка тоже сыграла немалую роль. Но, как говорится, не суди, да не судим будешь.
Мальчик К.
Ребенок из стационара, почти 6 лет, ментальные нарушения.
Не разговаривает (только отдельные звуки). В контактах - очень избирателен, но "критерии отбора" желанных и нежеланных - никто не знает, даже сама мама ("нежеланных", естественно, больше).
Так же и с действиями.
Если ему что-то придется по вкусу, он, может быть, и попытается этим заняться (правда, от силы минут на 8 и больше в форме "имитации", но всё же).
А если ему что-то не по душе придется - о, тут уже можно ожидать любой реакции: парнишка может просто кричать, топать и махать руками, а может и на педагога с кулаками напрыгнуть, а то и в волосы вцепиться и потянуть на себя.
Посему, когда мальчик К. приходит на МОИ занятия (в частности, в кружок оригами), я стараюсь держаться от него на расстоянии и стою с обратной стороны стола.
Благо, к бумаге он относится весьма лояльно (да и ко мне, в принципе, тоже), не расшвыривает заготовки и не убегает из кабинета. Ну, т.е., мне не нужно его держать и придерживать или идти на риск, выполняя работу "рука в руке". Он - САМ, пусть и не на высоком уровне, пусть и обрывками, пусть и с зависаниями и секундными вскриками, но делает!
Видимо, "бумажная" работа, к моему счастью, не попала в его "антитоп".
А вот театрально-музыкальная деятельность - попала!
Но, как и положено по программе, без пощады и жалости, мальчика К., наряду со всеми кружками, поместили и на музыкальные занятия, и в театральный кружок.
Мальчик К. - в музыкальном кабинете и плакал, и кричал, и носился по периметру как ошалелый, будто бы не музыка звучала, а асфальт рядом сверлили.
Учитель музыки даже маму на занятия вызывала и высказывала предположения и подозрения на предмет того, "а не будут ли вредны музыкальные занятия для здоровья ребенка, раз уж он так на музыку реагирует".
А мама ответила что-то типа того:
- Нет! Ему просто нужно привыкнуть. А ВАМ - проявить терпение. Или вы думали, что все дети, которые к вам приходят, должны сразу любить музыку? Это всё ВАША задача - привить ему любовь к музыке, вы же музыкальный руководитель здесь.
Ага, ага! И в театральном кружке - тоже?
(была работа с куколками из набора настольный театр)
Да, тоже плакал, кричал, не хотел куколок в руки брать.
Но ведь, в отличие от индивидуальных творческих занятий, на которых он сам сидит и поделку делает, здесь - занятие исключительно групповое! Ведь с одним (неговорящим!) ребенком какой спектакль поставишь?!
Тут, волей-неволей, а надо заниматься в группе. И, если уж и не участвовать полноценно в постановке, то хотя бы не заглушать своими криками тех, кто озвучивает кукол-персонажей.
А мальчик К. - увы, заглушает.
Более того! Педагог-театрал и маму привлекала к занятию. А мама что делала? Она просто садилась позади сына и, если во время постановки он особенно сильно кричал, она крепко обнимала его одной рукой, а другой - зажимала ему рот.
И говорила:
- Ну, так-то он бы смог, он просто не любит сказки и болтанку всяческую.
А педагог еще её спросила:
- Так зачем же тогда ребенка мучить, если ему не подходят данная деятельность и такие условия? Да и вы сами говорите, не любит.
А мама ей:
- Вот! Так поэтому мы к ВАМ и ходим, чтобы присмотрелся - и полюбил!
Странно всё как-то…
Зачем человека пытаться "заставлять полюбить" то, что он ненавидит, не принимает, чего он избегает или вообще боится? Это же больше на издевательство похоже!
Это что же, если человек, допустим, сильно "стрессует" на уколах, его нужно постоянно круглосуточно тыкать иголками, чтобы он привык и стал относиться к ним проще и веселее?!
Или, например, была у меня в детстве знакомая девчонка, которую тошнило от фасоли (капитально и "стремительно-результативно"). А ей воспитательница в садике - буквально насильно впихивала ложкой в рот фасолевый суп.
Ну а у Кристины - всё обратно. Нет, это не аллергия, не какая-то непереносимость, просто НЕ ЕЁ еда!
А воспитательница (помню её, злющая-злющая женщина!) еще говорила:
- Ничего, что не любишь! Поешь - привыкнешь - полюбишь! А то ишь, цаца какая!
Здесь сильно комментировать не буду, ибо я сама тогда еще маленькая была… И мне не столько было жалко Кристину, сколько я просто утверждалась во мнении, какая у нас "воспитка ведьма"! А это событие - давно уже кануло в небытие.
Кстати, еще немножко о мальчике К. (из недавнего)
Нет, уже не о том, что он что-то там еще не любит. А о том, что я, видимо, никогда не пойму "потребностей и мотивов" его мамы.
Пришел мальчик К. к моей соседке по кабинету на занятие (аппликация).
Делали работу "патриотического содержания": наклеивали на "трехэтажный" прямоугольник человечков из красной, синей и белой бумаги (понятно, в каком духе).
Короче, нормально мальчик К. справлялся, ничего плохого сказать не могу! И работа вроде бы неплохая вышла. Даже мама подтвердила, увидев готовую аппликацию.
А потом, когда посмотрела на стол с заготовками - она аж скривилась (разочарованно):
- Тьфуууу, так это вы уже ГОТОВЫХ человечков клеили? Ыыыы… А я-то думала, вы научите его любить работать ножницами. Ладно, когда-нибудь потом...
Ну, хотя бы так... главное - без конфликтов и жалоб. Уже неплохо.
И вам, дорогие читатели, приятных дней без конфликтов и жалоб, и ночей без грохота.