Николаевскому судостроительному заводу им. А. Марти (завод № 198) было выдано задание на постройку 16 эскадренных миноносцев пр. 7, из них 12 для МСДВ. Завод им. 61 Коммунара (завод № 200) получил заказ на постройку 12 эсминцев, в том числе шести – для МСДВ. Николаевским заводам поручались изготовление корпусных конструкций и предварительная сборка на своих стапелях корпусов эсминцев для Тихого океана. Вооружение, механизмы, оборудование и материалы для этих кораблей также должны были поставлять предприятия Европейской части СССР.
Во исполнение этого плана 7 июля 1936 года в г. Николаеве на ССЗ № 200 был заложен эсминец «Прочный», впоследствии переименованный в «Разумный». После заготовки деталей корпуса была выполнена маркировка всех узлов и конструкций корпуса и листов обшивки. По завершении этой работы детали корпуса упаковали в отдельные транспортабельные пакеты, блоки и секции.
Количество таких секций, блоков и ящиков превысило 110.
Корабль отправлялся тремя эшелонами. В первый грузились блоки и секции носовой части эсминца и ящики с механизмами и вооружением, которое необходимо было установить в этом районе. Во второй эшелон грузились блоки и секции кормовой части эсминца и ящики с соответствующими механизмами и вооружением. В третий эшелон грузились конструкции средней части корпуса, главная энергетическая установка, торпедные аппараты, турбо- и дизель-генераторы и другие механизмы, а также зенитное вооружение. Подготовкой к отправке эшелонов с заготовками для эсминца руководил старейший мастер завода Аким Лазаревич Журавель.
Командовал «Разумным» с 24 сентября 1940 года капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) Виктор Васильевич Федоров. Это был достаточно уравновешенный человек, спокойный и осторожный. Хотя он не окончил военно-морское училище, а лишь специальные курсы подготовки командного состава, однако имел достаточно большой опыт морской службы, прошел по пути к командирскому мостику эскадренного миноносца все ступени роста. При этом важным было его участие в арктическом переходе эсминца «Войков» из Кронштадта во Владивосток в 1936 году. Виктор Васильевич обладал в большой степени здравым смыслом и имел в целом хорошие отношения с офицерами и командой. Все эти качества обеспечили впоследствии безаварийное плавание в труднейшем арктическом переходе Владивосток – Полярное и руководство выполнением эсминцем функций корабля охранения в многочисленных конвоях и в ходе других боевых действий.
С 20 июня по 24 августа 1941 года эсминец прошел швартовные и заводские испытания, в ходе которых отказов в работе механизмов не наблюдалось. Вибрация корпуса не превосходила допустимых норм, однако при испытании корабля на полном ходу образовались две трещины на переборке 193 шп. Кроме того, отмечалось, что не выполнен монтаж морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) и стабилизированных визирных постов (СВП) и спецаппаратуры по причине непоставки заводами-изготовителями.
После завершения заводских испытаний, 9 сентября 1941 года эсминец был предъявлен к государственным испытаниям, которые продолжались до 19 октября.
По окончании этих испытаний на корабле произвели контрольное вскрытие механизмов. В процессе ревизии механизмов обнаружилась коррозийная сыпь на средней и кормовой шейках шестерен турбины низкого давления и колеса редуктора. Шумопеленгаторная станция на ходу не работала. Во время испытаний выявились и другие недостатки, среди которых – роковая для эсминцев этого проекта слабость набора в кормовой части корабля (лопнула переборка на 193 шп.). Поскольку аналогичные случаи наблюдались и на других кораблях этого проекта, решением НКСП и НКВМФ была создана специальная комиссия под председательством В. Н. Першина для проверки прочности корпуса. В результате работы комиссии были выработаны рекомендации по подкреплению корпусов преимущественно в кормовой части. Эти рекомендации были реализованы на всех кораблях пр. 7, в том числе на «Разумном» (после проведения ходовых испытаний).
_______________________________________
Перед Вами отрывок из журнала "Гангут" №37.
Приобрести и прочитать журнал "Гангут" №37 полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий