19 ноября 1711 года в деревне Мишанинская неподалёку от Холмогор в Архангелогородской губернии у поморского крестьянина родился сын. Этот человек станет титаном русской и мировой науки, создателем молекулярно-кинетической теории тепла, сформулирует закон сохранения вещества и откроет атмосферу на Венере.
Он был одновременно физиком, химиком, астрономом, историком, поэтом, филологом, художником и мастером мозаики - действительно универсальный человек, который опередил европейскую науку на десятилетия, но был признан ею только спустя годы.
🔍 Ранние годы:
Ломоносов рос в суровом климате Поморья, недалеко от Белого моря, где его отец Василий Дорофеевич занимался морским промыслом. Архангельский Север был местом особым. Здесь, в отличие от центральной России, не было крепостного права, а общение с иностранными мореплавателями давало людям необычайно широкий кругозор.
Отец не хотел для сына "книжной учёности", считая нужными только практические знания жизни.
Но мать, Елена Ивановна, дочь священнослужителя, обучила мальчика грамоте. После её смерти, когда Михаилу было всего девять лет, он продолжал самостоятельно учиться, тайно читая при свече свои любимые книги: "Арифметику" и "Грамматику".
В детстве он уже задавался вопросами: откуда берётся соль, отчего светит северное сияние.
Рослый, сильный и наделённый неутомимой любознательностью, к двенадцати годам он читал лучше своих сверстников и писал без ошибок. Мачеха, однако, всячески препятствовала его занятиям, полагая, что пасынку нужно помогать по хозяйству, а не сидеть за книгами.
В декабре 1730 года, в девятнадцатилетнем возрасте, зная, что отец собирается его женить, Ломоносов тайно покидает дом. С помощью земляков он выправляет паспорт, занимает три рубля у соседа и присоединяется к рыбному обозу, идущему в Москву. Через три недели молодой Ломоносов прибывает в столицу с одной целью - учиться.
⚙️ Путь учёного:
Сначала Ломоносов поступает в Математико-навигационную школу, но вскоре переводится в Славяно-греко-латинскую академию - престижное учебное заведение, официально предназначено в основном для выходцев из привилегированных слоёв. Его бедное происхождение становится серьёзным препятствием, но таланта и упорства ему хватает, чтобы пробить любые барьеры. За пять лет Ломоносов проходит практически полный двенадцатилетний курс обучения, опережая своих однокашников.
В 1735 году его, как одного из лучших учащихся, отправляют в Петербургскую Академию наук, а затем на научную стажировку в Марбургский университет в Германии. Там Ломоносов изучает физику, химию, металлургию, минералогию, совершенствует знание иностранных языков и параллельно пишет оды.
Ломоносов с другими студентами , живя в Саксонии, постоянно испытывает финансовые трудности из-за нерегулярного финансирования и часто живёт в долг. Кроме научных дел, Ломоносов успевает жениться на Елизавете Цильх (19 летняя дочь хозяина дома, квартиру в котором снимал Михаил Васильевич).
В 1739 года Ломоносов заканчивает обучение в Марбурге и переезжает в Фрайберг (горнозаводской центр Саксонии). Здесь русские студенты попали в подчинение к строгому и деспотичному Иоганну Фридриху Генкелю.
Кипучий, боевой нрав Ломоносова нередко приводил к конфликтам. После очередной ссоры с Генкелем в мае 1940 года он, оставив жену и большую часть книг, самовольно покидает Фрайберг и возвращается в Россию.
🏚 Возвращение:
Путь домой не был прост, - по дороге Ломоносов насильно мобилизуют в прусскую армию. Только прожив некоторое время в казарме, он находит способ сбежать.
Когда Ломоносов в 1741 году возвращается, Петербург его встречает неприветливо. Академия наук тогда была заполнена иностранными учёными, многие из которых всячески пытались мешать выходцам из России. Начальник Академии сначала даже не принимает Ломоносова, и ему пришлось бы провести ночь на улице, если бы не милость академического сторожа. Ломоносов получает скромную должность адъюнкта, а в 1745 году становится профессором химии, положив начало своей большой научной деятельности.
Живя в России Ломоносов не проявлял инициативу для воссоединения с женой, пока она не сделала запрос в российское посольство. Узнав об этом, Ломоносов не стал отрицать факт брака и организовал её переезду в Петербург
🌡 Молекулярно-кинетическая теория тепла:
В середине XVIII века Ломоносов формулирует революционную для своего времени идею: тепло не является самостоятельным веществом (теплородом), а есть результат внутреннего движения мельчайших материальных частиц. "Теплота тел состоит во внутреннем их движении", - утверждает он, фактически предвосхищая современное понимание молекулярно-кинетической теории.
Чем быстрее движутся эти невидимые корпускулы, тем выше температура, чем медленнее - тем сильнее охлаждение.
Европейская физика в целом примет эту идею только через столетие - после работ Максвелла и Больцмана, но Ломоносов сформулировал её задолго до них.
♻️ Закон сохранения вещества:
В письме Леонарду Эйлеру от 1748 года Ломоносов формулирует краеугольный принцип:
"Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимется у чего-то другого".
В своих опытах он нагревает в запаянных колбах различные металлы, наблюдая их окисление и горение: химический состав образцов меняется, свойства преобразуются, но масса остаётся неизменной. Вещество, по Ломоносову:
"Несотворимо и неуничтожимо в пределах природных процессов."
Только десятилетия спустя французский химик Антуан Лавуазье даст полное экспериментальное обоснование закону сохранения массы, но приоритет в его формулировке принадлежит русскому учёному.
🪐 Открытие атмосферы Венеры:
В 1761 году астрономы предсказывают прохождение Венеры по диску Солнца, и Ломоносов с помощниками Степаном Румовским и Никитой Паниным организует наблюдения этого события через телескоп.
Когда Венера приближается к солнечному диску, он замечает слабый светящийся ободок вокруг планеты и лёгкое затуманивание её диска.
Ломоносов записывает в дневнике и в докладе, что это "не что иное, как преломление солнечных лучей в Венериной атмосфере", и делает вывод: планета окружена значительной воздушной оболочкой, сходной с земной. Он опережает европейских учёных примерно на тридцать лет: лишь в 1790-х годах данные других астрономов окончательно подтверждают существование атмосферы Венеры.
"Планета Венера окружена знатною воздушною атмосферою, таковою (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного".
🧪 Основание физической химии:
Ломоносов фактически основывает новую науку - физическую химию, объясняя химические явления через законы физики. Он изучает растворимость солей при разных температурах, исследует влияние электрического тока на растворы и фиксирует понижение температуры при растворении некоторых солей.
В своих опытах он получает "твёрдую ртуть", доказывая её металлическую природу, и разрабатывает теорию стекла, верно описывая его аморфную структуру и процессы в нём. Под его руководством создаётся первая в России постоянная химическая лаборатория - база для экспериментальной науки европейского уровня.
💎 Искусство и кристаллография:
Ломоносов писал оды и трагедии, занимался живописью и особенно мозаикой, создав собственную школу русской стеклянной мозаики. Он сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения ( система стихосложения, в которой ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения ), существенно обновив нормы поэзии и русской грамматики.
Учёный исследовал природу света, предложил свою теорию цвета, строил оптические приборы и даже сконструировал модель летательной машины с винтами, которую можно считать прототипом вертолёта.
🚑 Боец за науку:
Ломоносов не был тихим кабинетным учёным. Избыток жизненной энергии, горячий нрав и гордость за честь русской науки постоянно приводили его в столкновение с частью немецких академиков.
Они видели в нём соперника и вызов своей монополии на власть и значение для Академии.
Он обвинял некоторых иностранцев не только в недостатке образования, но и в злоупотреблениях, коррупции и нежелании давать дорогу русским учёным. Когда Ломоносов предложил реформы Академии, его противники: советник Канцелярии Иван Шумахер и ряд немецких профессоров, превратились в его заклятых врагов.
В 1763 году из-за доносов недоброжелателей императрица Екатерина II подписывает указ об отставке Ломоносова. Казалось, это конец его академической карьеры, но авторитет учёного в европейском научном мире оказался столь велик, что вскоре отставка фактически отменяется, и Академия вынуждена вернуть его к работе.
Ломоносов также боролся за секуляризацию (процесс снижения роли религии в сознании людей) образования, включая и реформу Московского университета, проект которого он разработал.
По его инициативе в университетской программе последовательно сокращалась роль богословия, что вызвало резкое сопротивление церковных кругов.
Синод представил на него доклад с требованием наказания, а один из архимандритов предлагал сжечь учёного и его труды. Екатерина признала Ломоносова виновным в "нескромности" и нарушении субординации, но отказалась публично его карать, ограничившись урезанием половины его годового жалования.
🎓 Наследие:
В 1754 году Ломоносов разрабатывает проект Московского университета, который позднее получит его имя и станет опорой отечественной науки и образования. Этот университет стал живым воплощением его представлений о будущем России как образованной и научно развитой державе.
Он создаёт "Краткий российский летописец с родословием", где описывает ключевые события истории России с IX по начало XVIII века, делая прошлое страны более доступным для читателя.
💔 Цена служения:
Ломоносов без остановки трудился, не жалея ни сил, ни здоровья, и вся его жизнь была посвящена науке и служению Отечеству. В личной жизни он был однолюбом: в Марбурге он женился на дочери своего арендодателя, Елизавете Цильх. У них родилось трое детей, но выжила только дочь Елена, рождённая в 1749 году. Более двадцати лет супруги прожили вместе, деля между собой горести и радости. За несколько дней до смерти Ломоносов сказал своему другу Якобу Штелину:
"Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею токмо о том, что не мог я свершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии и теперь при конце жизни моей должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной..."
15 апреля 1765 года на рассвете он скончался от пневмонии в Санкт-Петербурге. Учёного похоронили с большой торжественностью на кладбище Александро-Невской Лавры, а спустя год канцлер граф Воронцов поставил на его могиле памятник из мрамора.
Создаётся впечатление, что к концу земного пути Михаил Васильевич исчерпал свой источник энергии, всю предшествовавшую жизнь бивший в нём ключом. После окончание работы над "летописцем" он пребывал в глубокой депрессии , возможно ещё потому, что не видел достойного человека, который мог бы принять и продолжить его дела.
#Ломоносов #РусскаяНаука #ИсторияНауки #МолекулярнаяТеория #ЗаконСохранения #АтмосфераВенеры #ФизическаяХимия #УчёныеРоссии