История отца и сына, разделённых войной, но объединённых Священным заводом
Иногда для встречи, которую ждешь всю жизнь, нужен лишь маленький случай. 89-летний ветеран Вооруженных сил, подполковник Михаил Дроботенко, долгие годы мечтал найти связующую нить с Уралвагонзаводом – предприятием, ставшим частью судьбы его семьи. На радио «Звезда» он услышал о фотовыставке «Священный завод», организованной на Киевском вокзале столицы.
Взяв в руки бесценные реликвии – пожелтевшие фотографии и документы своего отца, Иосифа Тимофеевича, – он отправился в путь. Он шел не просто на выставку. Он шел на встречу с памятью.
Стоя перед фотоснимками, на которых были запечатлены лица современных рабочих и мощь новейшей бронетехники, Михаил Иосифович будто перенесся в прошлое. Перед ним встал образ отца – такого же танкостроителя, отдавшего все силы для Победы. Ветеран искал глазами сотрудников завода, чтобы передать им частицу своей души, но не нашел. Он дошел до начальника вокзала, и его искренность растопила все преграды. Вскоре раздался долгожданный звонок из пресс-службы концерна «Уралвагонзавод».
Эта трогательная история не могла никого оставить равнодушным. Михаила Дроботенко пригласили в московский офис, где он, наконец, смог поведать то, что хранил в сердце десятилетиями. Дрожащими руками он передал семейный архив.
Его отец Иосиф Дроботенко в годы войны был эвакуирован из Харькова и встал к танковому конвейеру в Нижнем Тагиле. Но не дожил до Великой Победы. И вот теперь, спустя столько лет, память о простом танкостроителе, чей труд был частью великого целого, обретет вечную жизнь. Она будет бережно храниться в музее истории Уралвагонзавода, связав воедино две эпохи – отца и сына, войну и мир, личную память семьи и народную память о подвиге.
Сказали ехать – поехал
Иосиф Дроботенко родился в 1907 году. Трудился на Харьковском паровозостроительном, в отделе 100 – в том самом, где создавали танки, в том числе и знаменитую «тридцатьчетверку». За участие в работе над «машиной 33» был премирован часами с боем. В конце сентября 1941-го мастер Дроботенко получает команду: грузить оборудование на платформу и срочно отбыть в Нижний Тагил. Сказали ехать – и поехал. Семья осталась под Харьковом. Так случилось, что снова увидеть жену и детей ему было не суждено…
В Нижнем Тагиле Дроботенко работал мастером в цехе 125. Под его началом – стахановцы-станочники, приехавшие с ним из Харькова. 1941-1942 годы – самые тяжелые: фашисты наступали. Буквально с колес на Урале экстренно наладили производство танков. И в тылу заводчане работали «по-фронтовому», чтобы дать Красной Армии как можно больше танков. В семейном архиве сохранились трудовая книжка и переписка мастера Иосифа Дроботенко с братом Яковом, который в то время служил в Московском Кремле. Письма так и адресовались: «Москва, Кремль, Я.Т. Дроботенко».
Мастер писал брату, как переживал о семье, попавшей под оккупацию, винил себя, что оставил ее. Сообщал о том, как плохо с продуктами, витаминами, и об ухудшающемся здоровье. Писал, как табак, присланный братом, выменял по тем временам на целое богатство: пучок зеленого лука, бутылку настоя хвои, банку квашеной капусты.
В одном из писем Иосиф Дроботенко делился впечатлениями о поездке в Свердловск на заседание партийных руководителей (партхозактив), где выступал директор Уральского танкового завода Исаак Зальцман. Он заверил, что коллектив будет бороться за переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны. Слова директора сбылись в полной мере: заводчане многократно добивались вручения знамени, после чего реликвию передали на вечное хранение на Уральский танковый завод.
Одно из писем в 1942 году написано одной из работниц цеха 125. Она сообщила Якову Дроботенко, что его брат лежит в больнице с болезнью почек и не может писать самостоятельно. В 1943 году Иосифа Тимофеевича откомандировали в Москву – на завод № 40. Там здоровье окончательно сдало – вскоре Иосифа Дроботенко не стало... О его кончине семье сообщил брат.
Сын
Сын Иосифа Тимофеевича Михаил Дроботенко скоро отметит свое девяностолетие. Он давно хотел передать документы об отце на Уралвагонзавод и думал, как это сделать. Помог случай: в эфире радиостанции «Звезда» сообщили, что на Киевском вокзале работает выставка «Священный завод». Михаил Иосипович приехал на вокзал и узнал телефон ее организаторов. Через пару дней ветеран был уже в московском представительстве Уралвагонзавода.
– Отца я помню плохо, – начал свой рассказ гость. – Последнее воспоминание – это когда в 1941 году мы его провожали на станцию. Папа посадил меня на плечи, и так мы шли к поезду…
После отъезда главы семьи для мамы Михаила Дроботенко и его старшего брата начались тяжелые испытания. В Харьков и родную деревню пришли немцы.
– До войны все односельчане были люди как люди, а потом появились паны, полицаи, – с горечью вспоминает Михаил Иосифович. – Поскольку папа был при советской власти активистом, к нам часто приходили с обысками, проверками. Потом мама догадалась написать на воротах «тиф». Немцы боялись тифа, поэтому проверки на какое-то время прекратились. Жить было голодно, холодно и страшно...
В 1942 году врага выбили, затем он вернулся. Мама постоянно прятала детей по оврагам, опасаясь, что немцы снова придут за ними.
Окончательное освобождение наступило в 1943 году. Михаил пошел в школу, которая располагалась в уцелевшем здании детского сада. Всем предметам детей учила одна учительница. В школе кормили: давали кусочек хлеба и немного сахару. Учительница разливала детям чай и следила, чтобы они высыпали в него весь сахар, а не уносили домой.
– Отношение к нам было сложное, – сокрушается Михаил Иосифович. – Так как папа не воевал, а делал танки, маме не выделяли льготы, как семьям фронтовиков. Мы знали, что отец делал важное дело, но труженики тыла были тогда не в таком почете.
Лишения и трудности закалили мальчика. Пришла долгожданная Победа. Михаил Дроботенко пошел на срочную службу. В части его встретили танки Т-34, за запуск производства которых отдал жизнь его отец.
В армии он проявил себя в соревнованиях по пожарному спорту, завоевал несколько чемпионских титулов. Поэтому его направили в военное училище под Ленинградом, где готовили пожарных для Министерства обороны.
После училища курсанта ждала служба на ядерном полигоне на Новой Земле. Биографию тщательно проверили, затем приняли кандидатом в партию, рекомендовали жениться (беспартийных и холостых на Новую Землю не брали – прим. ред.). Все было готово к отъезду в суровый край, но судьба сделала крутой поворот. Генерал, принимавший выпускной экзамен, сначала основательно «прогнал» курсанта по предмету, а потом заявил: «Ты мне в Москве нужен».
Михаила Дроботенко снова ждала сержантская школа, но теперь в подмосковном Голицино Одинцовского района. Потом он нес службу на складе боеприпасов, тренировал сборную по пожарно-прикладному спорту. Позднее Михаил Иосифович продолжил службу уже в Западной группе войск в ГДР. В своей карьере он был и начальником пожарной охраны, и ремонтной мастерской, и даже заместителем командира по тылу военного оркестра. Всюду он проявлял себя как талантливый организатор и рационализатор. Вышел в отставку в 1987 году и сейчас проживает в Москве.
Бессмертный цех
У Михаила Дроботенко два сына. Старший, как и отец, выбрал стезю военного, отслужил шесть лет на атомной подводной лодке, был военпредом на одном из оборонных предприятий. Есть внук, четыре внучки, подрастают правнучки. Девочкам в школе дали задание написать про своего прапрадеда.
– И вот спрашивают они у меня: «Как дедушка воевал?» – рассказывает Михаил Иосифович. – Я им отвечаю: ваш дед не воевал, он танки делал. Заказал для каждой правнучки его фотографию, такую же, как для участия в шествии Бессмертного полка. В годы войны Уральский танковый завод выпустил более 25 тысяч танков, без которых Победа была бы невозможна. Мой отец тоже внес свой вклад, пусть память о нем сохранится на Уралвагонзаводе. Слышал по радио «Комсомольская правда» как ведущий Виктор Баранец объявил, что Уралвагонзавод готовится отметить свое 90-летие. Поздравляю заводчан с приближающейся датой, горжусь вами, достойные продолжатели дела наших отцов, дедов и прадедов!
Это история о том, как любовь и память находят дорогу даже через десятилетия.
Текст: Роман Азанов
Фото: из личного архива Михаила Дроботенко