Найти в Дзене

Почему пчелы символизируют семью и за что можно получить табаней

По-удмуртски колыбельная называется «нуны веттан гур»: «нуны» — это «дитя», «веттаны» — «качать, укачивать, колыхать», а «гур» — «мелодия». Часто у колыбельных нет устойчивого текста. Родители на ходу придумывают напев из слогов или словосочетаний вроде русского «баю-бай»: «Ö-ö-ö-ö, изь, изь, изь, изь» («Баю-баю, баю-бай, спи, спи, спи, спи»). Мелодия такого напева, как правило, неприхотливая, с характерным «покачивающимся» ритмом. Однако песни более устойчивые, передающиеся из уст в уста, тоже суще­ствуют. Многочисленные варианты одной из них распространены по всей территории Удмуртии, их знает и поет каждая мама-удмуртка. Эта колы­бельная, начинающаяся со слов «Чагыр, чагыр дыдыке…» 
Спи-спи, дитя мое,
Золотой мой клубочек,
Голубая бабочка
Тебе под голову подушку положит.
Маленькая золотая пчелка
Медом накормит.
Спи, спи, дитя мое,
Золотой мой клубочек. Золотая пчелка (или пчелка с золотыми крылышками) чаще всего встречается в колыбельных песнях именно как образная рифма к сам

По-удмуртски колыбельная называется «нуны веттан гур»: «нуны» — это «дитя», «веттаны» — «качать, укачивать, колыхать», а «гур» — «мелодия».

Часто у колыбельных нет устойчивого текста. Родители на ходу придумывают напев из слогов или словосочетаний вроде русского «баю-бай»: «Ö-ö-ö-ö, изь, изь, изь, изь» («Баю-баю, баю-бай, спи, спи, спи, спи»). Мелодия такого напева, как правило, неприхотливая, с характерным «покачивающимся» ритмом.

Однако песни более устойчивые, передающиеся из уст в уста, тоже суще­ствуют. Многочисленные варианты одной из них распространены по всей территории Удмуртии, их знает и поет каждая мама-удмуртка. Эта колы­бельная, начинающаяся со слов

«Чагыр, чагыр дыдыке…» 
Спи-спи, дитя мое,
Золотой мой клубочек,
Голубая бабочка
Тебе под голову подушку положит.
Маленькая золотая пчелка
Медом накормит.
Спи, спи, дитя мое,
Золотой мой клубочек.

Золотая пчелка (или пчелка с золотыми крылышками) чаще всего встречается в колыбельных песнях именно как образная рифма к самому ребенку — «золотому клубочку». Пчеловодство с древности было важным промыслом для удмуртов. В связи с этим в удмуртской культуре нередко люди метафорически соотносятся с пчелами, пчелы оказываются символом крепкой семьи и силы удмуртского рода.

Дальше колыбельная говорит о будущем. Сын вырастает, идёт в лес, рубит ель и строит дом. Мать ждёт его с табанями — лепёшками на кефире или простокваше. Их пекут к праздникам и возвращению близких. Через повседневные вещи передаётся чувство устойчивости, которое важно в любом доме.

Песни, с которых начинается жизнь ребёнка, возвращают нас к тому, что по-настоящему важно. Ведь и сегодня, вспоминая старые колыбельные, мы узнаём в них свои корни и тот самый вкус выпечки из детства.

Источник: Текст основан на интервью с Ириной Муртазовной Нуриевой, фольклористкой, доктором искусствоведения, ведущей научной сотрудницей Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук.

Фотография: Ивана Зеленова