Как формируется речь? Наверное нет ни одного родителя и специалиста, который бы не задавался данным вопросом, особенно если это родитель сложного ребенка и специалист работающий в данной области. Самый частый запрос родителей, что приходят ко мне-это запрос на формирование связного и четкого маршрута по развитию речи. "Мы пытаемся, выполняем задания, но все как-то не связано, все как-то кусками и ребенок явно проседает, но где и как понять сложно. То он понимает речь, то вдруг отключается и словно недопонимает. Помогите выстроить четкий маршрут коррекции". К сожалению, данная проблема часто присуща не только родителям, но даже и хорошим специалистам работающим на узком участке. Буквально вчера ко мне пришел очередной ребенок с моторно-сенсорными проблемами. Я не работаю по моторике удаленно, все-таки считаю, что подобные вещи нужно формировать очно, но моя коллега работает. Знаю ее лично, хороший и сильный специалист, но вот увы не целостную картину она дает и непонятно родителям, где и как внедрять данные ей приемы в речь, от этого весь смысл работы теряется.
Приведу простой пример. Ребенок имеет моторные проблемы-дизартрию и диспраксию. Проще говоря у него нарушен тонус мышц речевого аппарата и нарушена способность управлять данными мышцами, складывать рот в правильном речевом укладе. Сенсорно он что-то понимает из речи, но не до конца и явно не полностью, по факту ребенок не говорящий и на всех порах двигающийся к выраженной интеллектуальной задержке за счет отсутствия коммуникации. Мама идет к лого масажисту. Тут ее обучают как исправить дизартрию и сформировать речевой уклад для произнесения конкретного звука. Мама старается и все выполняет верно. И вот ее ребенок уже стал лучше жевать и даже произносит звуки в момент формирования уклада, но что делать дальше мама не знает. На занятии ребенок звук говорит, а в речь его не переносит, звук становится беспомощным и оторванным от жизни. Ну какой от него толк, если в речи ребенок его не применяет. Логопед научил маму вызывать этот звук, а что делать с ним дальше не сказал. Почему? К сожалению, далеко не все специалисты плотно знакомы с системой нейропсихологических патологий мышления, и иной раз они имеет набор рабочих приемов без системного построения сложных маршрутов. Вот сработало у 1-5 детей-применяем. Почему сработало? Да бог его знает, были не тяжелые не УО. А у этого ребенка почему все застряло на звуке, ну сложный он, просто не дано ему речью пользоваться... К сожалению, зачастую, описанное выше-это реальные рассуждения работников данной сферы. Не буду давать характеристику, замечу, что всего знать нельзя, но наверное все-таки если уж ты специализируешься на моторной форме коррекции, систему выхода из 2х форм моторной патологии афферентной и эфферентной ты должен знать.
Объясню смысл и цикл данного движения в разрезе 2х этих нарушений. Вот наш ребенок что-то частично понимает, какие-то просьбы выполняет но не говорит. И даже звуки осознанно произнести не может. Что мы делаем в 1 очередь? Определяемся с видами моторной патологии, что дали нам эту картину. С моторикой определились, массаж делаем звуки ставим. Что дальше, как сделать так, чтобы данные звуки не потонули в рамках постановки и вышли из нее. Их нужно вносить в жизнь. Как вносить?
1 форма выхода их нарушения-это афферентная форма. Не могу произнести звук самостоятельно. Тут мы работаем руками логопеда или мамы на постановку речевого уклада.
2 форма выхода из нарушения эфферентная-форма речевого переключения. Ставим не просто звуки, а их цепочки. Не просто ставим, а привязываем их ук речевому каркасу-букве. Не просто произносим, а отчитываем слово. Почему-то именно вот этот момент часто специалисты и теряют в работе.
Почему нужно подобного ребенка рано обучить читать? Каждое слово имеет свой речевой шаблон. Каждое слово имеет свои источники речи- слышимый эквивалент звукового звучания, видимый, образный эквивалент представления самого предмета или явления, кинетический эквивалент произнесения каждого звука и их слияния. Вот в разрезе данных форм у нас страдает именно кинетическая часть наполняемого шаблона и тянет за собой другие патологии. Во что же это выливается. Я могу отдельно сказать звук, но не могу соединить звуки в слог и слоги в слово, слова же я не могу собрать в фразу. И что с этим делать? -Ставить!
Как мы ставим произнесение цепочек слогов-через чтение. По средствам зрительной прддержки на букву ребенок вспоминает речевой уклад, учится фиксировать и переключать их. Сначала у него получается произносить карказ слова из гласных звуков, постепенно данный каркас обрастает согласными звуками. Вот наш малыш наконец-то с трудом переключая по слогам начал говорить хоть какие-то слова ма-ма, па-па, да-й. Хотя бы что-то у нас получилось и запустили мы данный процесс в разрезе 2х акцентов: ручной постановки уклада и упора на чтение, через привязку к образному значению буквы.
Когда я защищала свою диссертацию заведующая кафедрой логопедии спросила меня как я учу детей читать? "Вы же учите детей читать глобальным чтением?- Ни в коем случае!- Ответила я ей.- Только по слогам, только на базе слияния звуков". Больные дети прекрасно берут ранний процесс обучению чтения, мой сын с моторной патологией бегло читал в 3 года. Дети взять могут, вот только многие специалисты либо не дают, поскольку не знают как дать, либо обучают таких детей на американский монер читать глобально, что буквально гробит всю систему нейропсихологической коррекции. Вообще про ошибки обучению чтения можно писать долго, каких только маршрутов мне не демонстрировали родители, чем думали обучающие их спецы мне вообще не понятно иной раз такое ощущение, что просто не думали зачем им все это и для чего...
Итак вот наш ребенок с трудом переключая слоги вышел на слово и что же дальше? Как великий А.Лурия запускал данный процесс? А дальше у нас подключается система автоматизированной речи. Что это такое? Попробуйте вспомнить стихотворение, не думайте просто произносите договаривайте, у вас это получается легко и непринужденно, поскольку данный стих стоит на внутренней речи одним большим автоматическим штампом. Взрослым пациентам с данной формой нарушения предлагают договаривать известные стихи и поговорки, те что сохранились в их памяти до травмы, вызвавшей распад речи. А что делать с детьми? Особенно с маленькими и неговорящими, нет у них в памяти никаких стихов, не рассказывали они их никогда. А вот это большая ошибка-стихи сеть. Мой сын, на запуске речи мычал стихи Чуковского, причем произнести он не мог ни слова, но полностью передавал длинные цепочки интонации. На внутренней речи стих был, а вот в системе кинетического произнесения и сенсорно-слухового понимания смысла стиха ничего не было, но и с таким набором можно работать. Самая проста и доступная цепочка автоматической речи у ребёнка -это счет до 10. В моей методике очень много аспектов привязано именно к данной цепочке, поскольку ее проще всего использовать на запуске детской речи. Как правило эфферентная форма нарушения выходит в систему эхо штампов- автоматизированных речевых цепочек с не привязным слышимым эквивалентом. Даже если вы откроете учебник по клинической медицинской логопедии, найдете эфферентную форму патологии переключения на выходе из нее Вас будет ждать махровая попугайная эхолалия. Это нормально, это закономерный процесс. Все это лечится, устраняется и корректируется. Всегда предупреждаю родителей о данном моменте и прошу не пугаться при запуске данного этапа-это шаг вперед, а не назад.
Почему это происходит. Наш ребенок в силу моторной патологии не мог пользоваться речью. Объем его словаря не имел кинетической части. Вот данная часть появилась, но вместо счастливого светлого будущего уже имеющиеся шаблоны не состыковались. Помните я рассказывала про прибывание в мире сенсорного потока. Так вот заговорив, мы увидели весь объем слуховой привязки, точнее его скудность. Ребенок повторяет ту фразу которую он не зафиксировал и не понял на слух, повторяет целиком недопонимая ее.
А теперь главный момент как строить речь у такого ребенка? Как запускать построение фразы. И вот тут логопеды-педагоги обычно берут речевой конструктор и пытаются собрать ребенку простой объем произнесения. Мальчик-ест. Девочка-пье. У кого-то получается, а кто-то так и продолжает мычать почему? А сложны данные слова для моторных переключений. По системе клинической логопедии первые речевые шаблоны на выходе из моторной патологии -это слова ХОЧУ, БУДУ, НАДО. Ничего не напоминает? Наши дети с аутизмом, что подводят маму и тыкают пальцем в предмет выражают именно эти просьбы. Вот здесь-то и требуется внесение этих простых для произнесения и логики шаблонов. Увы, но многие специалисты о них забывают. ( В своем курсе уроков, который я сейчас готовлю, я целенаправленно проработала данные шаблоны и их смысловую семантику, так как дети по урокам пойдут разные, а данный материал можно считать базой построения простого суждения). Дальнейший набор словаря происходит по нарастанию сложности слоговой структуры. Я БУДУ ВОДУ. Вот вам фраза из открытых слогов, упрощенная для переключения и произнесения.
На данном этапе важно собирать шаблон слова не только с кинестической стороны, но и с семантической. Достаточно часто в работе у детей начинало улучшаться переключение когда мы просто формировали семантику каждого отдельного слова.
А что дальше? А дальше мы строим речь. Но строим ее не на базе логопедического конструктора. Едет красная машина. -Для наших деток подобный конструктор всего лишь речевой поток. Строим мы ее от выбора от системы осознания понятия едет-движение, красный-цвет, машина-приспособление для поездки. То есть каждое слово из данной цепочки должно иметь свой семантический шаблон-значения. Как строить семантику слова, для этого так же есть приемы постановки. Например, цвет хорошо выстраивать от речевого шаблона КАК, формируя критику к видимому потоку. (В своём первом курсе из 11 уроков я ставлю сравнительные шаблоны КАК, КАКОЙ? ЭТО-ЧАСТЬ ЭТОГО, ЧТО -ЧЕМ?(В значении как), ну и естественно системы антонимов НЕ, А и другие шаблоны вопросительные и сравнительные) И только вот так в разрезе шаблонированного узкого подхода, постепенно наращивая понимание речи и формируя фразу мы запускаем свою речь, чистую, стабильную в разрезе логического суждения и возможности говорить).
Я не знаю сколько из Вас реально открывали мою научную диссертацию, но если Вы откроете ее, то целая большая глава данной работы отведена именно на виды и объемы данных логических шаблонов, созданных для формирования системы суждений и умозаключений у детей. Это моя личная работа. По сути я продолжила систему созданную А.Р. Лурией, он дал нам первые простые речевые шаблоны для запуска. Я объединила его методику внедрения и обучения мозга воспринимать сам логический шаблон с большим объемом семантических значений словесных-шаблонов в разряде детской классической психологии мышления. (Да, психология-мышления так же входит в объем обучения детского психолога, но почему-то многие специалисты обходят ее стороной, хотя, на мой взгляд, это одна из самых интересных частей курса, она же и одна из самых сложных. Вот именно поэтому мне и требовалось и требуется столько знаний из областей дефектологии, психологии и коррекционной педагогики. Увы, но система работы с афазией для взрослых все-таки требует адаптации и перевода ее на детский язык).
К сожалению уже далеко не первый ребенок приходит ко мне с трудностями понимания, как внедрить вот эти речевые укладки в речь. Почему речь сама не запускается, хотя вот вроде звуки в ней есть и поставлены, почему же ребенок все так же не говорит... Простым языком, сначала ставим укладки звуков-затем с поддержкой на чтение переключение слогов-затем произнесение простых слов в разрезе нарастания и усложнения слоговой структуры слова-затем запускаем словесную речь на базе автоматизированного речевого потока- затем строим фразу на базе системы построения речевых мыслительных шаблонов с поддержкой на построение простых суждений и умозаключений, соединяя во едино потки от разных сенсорных источников, попутно убирая эхолалию.
Надеюсь в общих чертах расписала данный маршрут достаточно понятно. Добавлю от себя, к сожалению часто моторные проблемы даже впустив ребенка в речь все равно оттягивают систему на себя, и ко мне идут уже взрослые, говорящие дети, что все равно переключают слова медленно и по слогам. Работа тут как и прежде ведется в 2х направлениях-улучшение работоспособности мышц, и связка речевых мыслительных шаблонов помогающих мозгу строить слово и фразу.
Я в социальных сетях.
ВК https://vk.com/logoped_anna_polyakova?from=groups
Телеграмм https://t.me/logoped_anna_polyakova
МАКС https://max.ru/logoped_anna_polyakova
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки буду Вам очень признательна.