Найти в Дзене

Царица Милитриса: как родился сказочный образ

Имя Царицы Милитрисы, знакомое каждому со школьных лет, появилось не у Пушкина. В «Сказке о царе Салтане» поэт не называл героиню по имени — она была просто царицей, матерью Гвидона. Имя Милитриса возникло позже, в 1900 году, когда композитор Николай Римский-Корсаков поставил одноимённую оперу, а либретто к ней написал Владимир Бельский. Почему он выбрал именно это имя — точно неизвестно, но оно прижилось и стало частью культурной памяти.
К этому сюжету не раз обращался Иван Билибин. Его иллюстрации к пушкинской сказке, созданные в 1904–1905 годах, стали первой крупной работой художника по произведениям Пушкина. В этих образах соединились северная архитектура, народный орнамент и приёмы старинного лубка. Так рождался билибинский стиль — особый «язык сказки», узнаваемый до сих пор.
Когда в 1928 году Билибин создавал эскизы декораций и костюмов к опере в парижском Театре Елисейских полей, а затем, в 1936 году, для Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, образ Милитрисы сохр


Имя Царицы Милитрисы, знакомое каждому со школьных лет, появилось не у Пушкина. В «Сказке о царе Салтане» поэт не называл героиню по имени — она была просто царицей, матерью Гвидона. Имя Милитриса возникло позже, в 1900 году, когда композитор Николай Римский-Корсаков поставил одноимённую оперу, а либретто к ней написал Владимир Бельский. Почему он выбрал именно это имя — точно неизвестно, но оно прижилось и стало частью культурной памяти.

К этому сюжету не раз обращался Иван Билибин. Его иллюстрации к пушкинской сказке, созданные в 1904–1905 годах, стали первой крупной работой художника по произведениям Пушкина. В этих образах соединились северная архитектура, народный орнамент и приёмы старинного лубка. Так рождался билибинский стиль — особый «язык сказки», узнаваемый до сих пор.

Когда в 1928 году Билибин создавал эскизы декораций и костюмов к опере в парижском Театре Елисейских полей, а затем, в 1936 году, для Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, образ Милитрисы сохранил черты его ранних иллюстраций. Возможно, художник видел постановку 1900 года: его героиня удивительно похожа на певицу Елену Цветкову — первую исполнительницу этой роли.

Билибин сумел соединить документальную точность с декоративной выразительностью. Его внимание к архитектуре, узорам, бытовым деталям превратило иллюстрации в своеобразный культурный мост между прошлым и современностью.

Со временем Милитриса стала не просто персонажем, а символом — женской стойкости, материнской любви и красоты, воплощённой в народном представлении о сказке как о живом наследии.

А у вас есть любимая иллюстрация Билибина — та, к которой вы возвращаетесь снова и снова?