Найти в Дзене

Упырь: покойник, который не знает, что умер

#демоническаясреда
В народной традиции упырь — это тот, кто умер, но не до конца. Он не смирился со смертью и продолжает вести себя так, будто жизнь ещё не закончилась. Такой покойник остаётся между мирами, мешая и живым, и мёртвым.
Кто может стать упырём
В народных представлениях «кандидатами» становились утонувшие, сгоревшие, умершие в гневе или под проклятием, некрещёные дети и просто люди, к которым при жизни было подозрительное отношение. Если смерть прошла без отпевания, без плача, без ритуала прощания, — считалось, что человек не ушёл по-настоящему.
Даже похороненные в тишине вызывали тревогу: «А вдруг ему всё равно — жив он или нет?» Народ знал: если человек не был оплакан, если не было горя — смерть не принята, а значит, не завершена.
Как его представляли
В толковании Владимира Даля упырь лежит в гробу лицом вниз, лицо у него красное, язык острый, как жало змеи. Ночью он может прийти к бывшим знакомым, лечь на грудь и пить горячую кровь. Боится петушиного крика, воды и

#демоническаясреда

В народной традиции упырь — это тот, кто умер, но не до конца. Он не смирился со смертью и продолжает вести себя так, будто жизнь ещё не закончилась. Такой покойник остаётся между мирами, мешая и живым, и мёртвым.

Кто может стать упырём
В народных представлениях «кандидатами» становились утонувшие, сгоревшие, умершие в гневе или под проклятием, некрещёные дети и просто люди, к которым при жизни было подозрительное отношение. Если смерть прошла без отпевания, без плача, без ритуала прощания, — считалось, что человек не ушёл по-настоящему.

Даже похороненные в тишине вызывали тревогу: «А вдруг ему всё равно — жив он или нет?» Народ знал: если человек не был оплакан, если не было горя — смерть не принята, а значит, не завершена.

Как его представляли
В толковании Владимира Даля упырь лежит в гробу лицом вниз, лицо у него красное, язык острый, как жало змеи. Ночью он может прийти к бывшим знакомым, лечь на грудь и пить горячую кровь. Боится петушиного крика, воды и домовых — те хоть и духи, но своих защищают.

Как с ним бороться
Если в деревне начинают чахнуть куры и слышны ночные шорохи, стоит наведаться на кладбище. С собой берут осиновый кол (в крайнем случае железный гвоздь величиной с саблю), петуха и пригоршню мака или крупы. Последнее — для отвлечения: упырь, столкнувшись с зерном, вынужден считать, и рассвет застаёт его врасплох.

Что скрывается за образом упыря
Фольклорный упырь — не просто страшилище. Это образ неотпущенной смерти, страха перед уходом без признания, без ритуала, без человеческого участия. Упырь — это человек, которого не оплакали, не вспомнили, не завершили.

Он напоминает, что смерть требует внимания и уважения. Нельзя вычеркнуть жизнь, не простившись.
Такой покойник — как чемодан в прихожей, который никто не разбирает: все знают, что он не на месте, но боятся прикоснуться.

Упырь — это не о зле. Это о необходимости помнить, что любой конец должен быть прожит. Только тогда можно по-настоящему уйти — и по-настоящему остаться в памяти.

(По материалам народных поверий, В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Иллюстрация — Ксения Свинцова.)