Найти в Дзене
sevprostor

Странный стереотип о чистоте и статичности национальностей

Есть у многих сейчас такой стереотип: привязывать народ к конкретной местности или даже субъекту РФ. Мол, карелы живут только в Карелии. Ненцы только в НАО. Татары в Татарстане, мордва в Мордовии, удмурты в Удмуртии. Ну, вы поняли. И думают, что так было всегда. Будто все нации селились какими-то секторами, и смешиваться, переезжать туда-сюда, или жить в одном поселении друг с другом не могли. Получается странный перекос в сознании: раз условные карелы живут в Карелии, то вне Карелии (в современных ее границах), их почему-то исторически быть не могло. А если нынешняя Карелия — лесной регион, то все, карел значит лесной человек, и в лесотундре или тундре ну никак не может оказаться. Как будто веками шло какое-то национальное разделение. А точнее разделение по языку, получается (как иначе национальность навскидку определить). Говоришь по-карельски, все, значит живешь только в окрестностях Петрозаводска. А в границы современной Ленобласти, Вологодчины уже нельзя. А в Архангельскую или Му

Есть у многих сейчас такой стереотип: привязывать народ к конкретной местности или даже субъекту РФ. Мол, карелы живут только в Карелии. Ненцы только в НАО. Татары в Татарстане, мордва в Мордовии, удмурты в Удмуртии. Ну, вы поняли.

И думают, что так было всегда. Будто все нации селились какими-то секторами, и смешиваться, переезжать туда-сюда, или жить в одном поселении друг с другом не могли.

Получается странный перекос в сознании: раз условные карелы живут в Карелии, то вне Карелии (в современных ее границах), их почему-то исторически быть не могло. А если нынешняя Карелия — лесной регион, то все, карел значит лесной человек, и в лесотундре или тундре ну никак не может оказаться.

Как будто веками шло какое-то национальное разделение. А точнее разделение по языку, получается (как иначе национальность навскидку определить). Говоришь по-карельски, все, значит живешь только в окрестностях Петрозаводска. А в границы современной Ленобласти, Вологодчины уже нельзя.

А в Архангельскую или Мурманскую область вообще карелам будто бы было запрещено соваться, там же поморы живут (поморов почему-то многие считают чисто русскими потомками новгородцев, которые ни с кем рядом селиться или тем более смешиваться не могли; чистая кровь потому как, все дела).

Семья помора Алексея Григорьевича Постникова, жителя Колежмы Кемского уезда Архангельской губернии. 1915 год. "Мурманский областной краеведческий музей".
Семья помора Алексея Григорьевича Постникова, жителя Колежмы Кемского уезда Архангельской губернии. 1915 год. "Мурманский областной краеведческий музей".

Выглядит как шутка, но вчера буквально с несколькими такими комментами столкнулась. Что карелы только в Карелии жили и живут. И даже не во всей. Например, раз в Кемском уезде жили поморы, то карелы там селиться не могли.

Почему не могли? Не понятно (селились ведь, по статистике там как раз русских и карелов было примерно 50х50). Но вот такие странные представления.

Может кажется, что только русские могли по России туда-сюда ездить и все осваивать, и всех ассимилировать? А другие народы по каким-то непонятным причинам веками были привязаны к своему будущему автономному округу или конкретному субъекту, и ни с кем рядом не селились, не смешивались, сами не ассимилировали никого?

Но есть и обратный момент: если у кого-то своего региона нет, то этого народа как бы и не существует. Как с вепсами. Хотя, он мог быть.

В 1929-1930 годах решался вопрос о создании Вепсского национального округа в составе Ленинградской области (в 1977 году все национальные округа были переименованы в автономные округа; если бы вепсский национальный округ был бы создан, он стал бы автономным). Центром его планировали сделать село Шимозеро. В округ входили бы Шольский, Оштинский, Винницкий, Пашский, Оятский, Ефимовский, Капшинский районы.

Но в итоге ничего не сделали, и вепсы просто настолько из-за этого выпали из общественного контекста, что даже во второй половине ХХ века некоторые специалисты уже считали, что вепсы либо вымерли вовсе, либо остались какие-то единицы.

И сами вепсы могли не знать, что они вепсы. Вот что самое забавное. Как писала Нина Григорьевна Зайцева,

«И действительно, я в детстве не знала слова «вепс». Мы всегда говорили: Mö olem ičemoi rahvaz, pagižem ičemoi kelel, что в переводе на русский: «Мы – свой народ и говорим на своем языке». У нас не было понятия «вепсский язык», было – «свой язык» ...»


С другой стороны, почему вепсы должны были сразу узнать, что в каких-то гос.структурах после революции их вдруг ученые и разные бюрократы стали вепсами называть.

Ведь до ХХ века даже в научных кругах их официально звали чухарями. Статистические отчеты, описывая население тех или иных губерний и уездов, называли вепсов чудью. А русские соседи называли кайванами (сами вепсы рассматривали это название как пренебрежительно-уничижительное).

Даже подумалось в связи с этим. А может и другие «коренные народы» бы не знали, как их назвали в советских кабинетах, если бы не был создан автономный округ или республика, и название новой национальности не оказалось у всех на слуху? И они тоже как бы не вполне существовали для общества