Легкий пикап с полноприводной трансмиссией - безусловно именно тот тип автомобиля, который будет востребован практический любой армией мира. А для локальных военных конфликтов это вообще незаменимая вещь. А уж для всевозможных иррегулярных вооруженных формирований, которых в том числе можно назвать одним емким словом "повстанцы" - тем более.
Именно таким автомобилем и стал легендарный японский пикап - Toyota Hilux, который выпускается с середины XX века и до сих пор популярен. По интернету даже ходит вот такая картинка-мем:
И чего тут удивляться, благодаря надежности конструкции, полному приводу и возможности разместить в кузове всевозможное вооружение даже кустарным способом, этот пикап и должен был стать таким.
Но вот в нашей стране подобной машины почему-то не появилось. Как так вышло? Об этом и будет моя новая статья.
К началу 90-х годов СССР так по сути и не создал по настоящему массового полноприводного пикапа? который к тому же смог бы приблизиться по характеристикам к Хайлюксу. Все что у нас было - это созданный на основе так называемой "Буханки" УАЗ-пикап с довольно слабым двигателем
Выпускается эта машина кстати и до сих пор. Позже появился и еще один пикап - так назывемые "Полбатона", УАЗ-Фермер. Сделанный на базе все той же "Буханки"
Понятно, что такая машина не могла удовлетворить нужны армии и нужно было что-то другое. Одной и первых проб в этой области стал созданный на Горьковском автозаводе ГАЗ-Атаман, который вы можете видеть ниже:
Инженеры попросту недолго думая скрестили "Соболь" и "Волгу". Автомобиль получился громоздский, не особо надежный и в то же время довольно дорогой. В итоге массово он не производился.
Но вот по-настоящему интересный проект родился на заводе АЗЛК в конце 90-х годов. К тому времени опыт постройки полноприводных автомобилей у АЗЛК уже был. Два созданных полноприводных автомобиля на базе серийного "Святогора" уже участвовали в ралли
При этом они имели полноценный постоянный полный привод (а не подключаемый парт-тайм как например на УАЗе), за основу которого был взят полный привод от Ауди.
Как и немецкая машина, этот "Москвич" имел независимую подвеску, двигатель же устанавливался все тот же двухлитровый от фирмы Рено (Renault F3R/F4R), как и на обычном "Святогоре". Обозначение он получил Москвич-21416.
И вот именно на базе такой уже опробованной в условиях ралли машины, АЗЛК решил создать пикап для военных. И создал. Автомобиль предполагалось выпускать как в двухместном, так и в четырехместном варианте, а в кузове размещать всевозможные типы вооружений. Опытные образцы были созданы уже в 2000-м году. У машины был гаситель колебаний и специальный механизм наклона оружия.
Согласитесь, по тем временам довольно интересный вариант!
Однако, военных этот автомобиль, выпуск которого вполне мог бы спасти АЗЛК от банкротства, не заинтересовал. И все, что в дальнейшем самостоятельно родил наш отечественный автопром это пикап на базе УАЗ "Патриот"
Который естественно никаким "русским хайлюксом" стать не мог по-определению. Тяжелый, не надежный, с подключаемым, а не постоянным полным приводом и не особо мощным двигателем - он естественно не может составлять конкуренции японской машине.
Почему же так вышло с машиной от АЗЛК? На то было множество причин:
- Москвич-2344, как должна была называться эта машина, от своего легкового прародителя унаследовал несущий кузов. Т.е. он не был рамным как Хайлюкс, у него был только усиливающий каркас сзади, где должна была размещаться туррель для устанавливаемого вооружения. А несущий кузов вместо рамы - не есть хорошо для подобной машины, особенно если учесть условия, в которых она должна использоваться.
- Низкий дорожный просвет. Его автомобиль опять таки унаследовал от своего легкового прародителя. Конструкция же независимой подвески не позволяла его существенно увеличивать. Т.е. автомобиль пришлось бы кардинально модернизировать, а на это АЗЛК средств и времени видимо не нашел.
- Неверная политика самого завода. Топ-менеджеры АЗЛК слишком много сил и средств вкладывали в продвижение других проектов - автомобилей представительского класса, каким например должен был стать "Князь Владимир".
однако этот 41-й москвич в кузове седан не заинтересовал потенциальную аудиторию - средний класс и мелких чиновников. К тому времени те, кто мог уже вовсю пересаживались на иномарки, мелкие же чиновники продолжали довольствоваться "Волгами". В итоге на доводку реально перспективного проекта завод отпустил слишком мало ресурсов.
- импортный двигатель. Конечно в начале 2000-х до знаменитой мюнхенской речи Путина было еще далеко, но после событий в Югославии в 1999-м году было уже на перспективу понятно, что с "коллективным западом" нам со временем точно станет не по-пути. Поэтому автомобиль с импортным двигателем и полным отсутствием отечественного аналога (ибо двигатель от ВАЗ-2106, который также устанавливался на 41-е Москвичи, уже устарел на тот момент просто морально) мог показаться армейскому руководству не лучшим вариантом.
В итоге, "российский хайлюкс" или "отечественный джихадмобиль", как еще его могли бы сегодня называть, так и не пошел в массовое производство, а встретить сейчас где-то на дорогах один из тех экземпляров, что успели произвезти до окончательного краха завода АЗЛК, можно очень и очень редко.
В настоящее время интересный вариант разрабатывает завод «Ремдизель» - оборонное предприятие, входящее в группу "Камаз". Именно фото прототипа полноприводного пикапа от этого завода вы и можете видеть в заглавии этой статьи. Но воплотится ли этот проект в жизнь - время покажет.