Часто встречаются интересные проекты, в которых много полезной для общества деятельности, но нет монетизации. Инициаторы и исполнители тянут такие проекты до тех пор, пока окончательно не потеряют веру и не разорятся. Разберем по пунктам, в чем могут быть корневые причины.
Но прежде всего важно напомнить, что любая коммерческая деятельность осуществляется с целью получения прибыли - монетизации.
Основные стратегические ошибки
1. Лояльная аудитория
Создатели считают, что главное - собрать вокруг проекта лояльную аудиторию, тех кто будет любить, интересоваться продуктом (товаром, услугой).
Кажется, что деньги приложатся сами собой, как только будут собраны заинтересованные люди. Но это опасное заблуждение.
Монетизация не может неким финальным модулем, который можно включить на каком-то этапе. Получение прибыли - это часть бизнеса и часть продукта, требующая вашего внимания с самого начала. Необходимо тестировать заинтересованность аудитории на предмет готовности платить деньги за ваш продукт.
Если ваша аудитория привыкла получать все бесплатно, ввести плату позже будет крайне болезненно для обеих сторон. Тогда вместо бизнеса вы получаете голую благотворительность.
2. Отсутствие ясной ценности
В целом, ваш продукт может быть полезным и интересным, но не решающим конкретные проблемы и трудности вашей аудитории. Т.е., если люди не понимают, что их проблема может быть решена, они не станут платить.
Например, некий проект развивает мягкие скиллы и кругозор. Классно? Интересно? Да, вызывает интерес, но не желание платить. А вот курс, который готовит к сдаче конкретного экзамена, решает конкретную проблему, и за него легко платят.
3. Процесс или результат - за что вам платят?
Задайте себе вопрос: "За что вам должны заплатить?"
Если вам должны платить за процесс (некие интересности), то шансов на монетизацию меньше, потому что люди с готовностью платят за результат.
4. Отсутствие бизнес-модели или благотворительность
Деятельность сама по себе — не бизнес-модель. Если у вас нет ответа, кто ваши клиенты, за что они готовы платить и как вы их об этом информируете, то скорее всего вы погружаетесь в ловушку благотворительности с низкими ценами, бесплатными услугами и бесконечными акциями.
Не забывайте о том, что благотворителем вы становитесь не только в отношении целевой аудитории, но и для рекламных агентств, которым вы платите деньги за рекламу своих благотворительных акций и услуг.
5. Проблемы с продуктом и упаковкой
Об этом сейчас много говорят. Но кто в действительности прислушивается? Далеко не все. Те, кто упаковал свои продукты, имеют соответствующую монетизацию.
Для этого ответьте себе на вопросы:
- Как вы понимаете, за что вам должны платить?
- Как ваша аудитория понимает, за что вам платить?
- Что вы делаете, чтобы она понимала, за что вам платить?
- Есть ли у вас упакованные платные продукты?
6. Слабый маркетинг и продажи
Это самая частая причина.
- «Если выстроим — придут»: Ошибка, что хороший продукт будет продавать себя сам.
- Нет воронки продаж: Аудитория подписана на вас, но нет системы, которая ведет ее от знакомства к бесплатному пробному продукту, а затем к платной покупке.
- Отсутствие призыва к действию (CTA): Вы много делаете, но не просите людей заплатить. Вы не продаете, а занимаетесь просвещением.
- Не те каналы привлечения: Вы привлекаете любопытных зрителей, а не целевых клиентов с проблемой.
7. Психологические барьеры у создателя
- Страх коммерциализации, когда звучит нечто подобное этому: «Наше дело — духовное/просветительское, деньги его осквернят».
- Синдром самозванца
«Мой проект недостаточно хорош, чтобы брать за него деньги». - Боязнь потерять аудиторию
«Если я начну продавать, от меня уйдут». - Отсутствие предпринимательского мышления
Создатель — прекрасный исполнитель и творец, но не бизнесмен.
Что делать? План диагностики и действий:
1. Честно ответьте на вопрос: Вы — благотворительный проект или бизнес? От ответа зависит стратегия. Бизнес должен генерировать прибыль!
2. Определите своего идеального платящего клиента.
- Кто он?
- Чем занимается?
- Какая у него главная «боль», которую вы решаете?
- Сколько денег эта проблема ему стоит (деньгами, временем, нервами)?
3. Сформулируйте и упакуйте ценное предложение.
Превратите «деятельность» в конкретный продукт, который даст результат.
Сфокусируйтесь на результате для клиента, а не на процессе.
4. Постройте простую воронку продаж.
- Шаг 1. Знакомство. Бесплатный полезный контент (статья, вебинар).
- Шаг 2. Лид. Предложите что-то ценное за контакты (чек-лист, мини-курс).
- Шаг 3. Продажа. Предложите платный продукт, который решает проблему глубже.
Подумайте с позиции, что ваш проект не монетизируется не потому, что он плох, а скорее всего потому, что монетизация не была встроена в его ДНК с самого начала как ключевая цель. Сила проекта — в его основе. Если проект благотворительный, значит, благотворительный, если это бизнес, значит, бизнес.
Это не значит, что имея прибыльный бизнес, вы не будете заниматься благотворительностью, если вам нравится. Это значит, что вы сможете выделять средства для благотворительности из изобилия, которое приносит ваш бизнес.
© Анжелика Стражкова, 2025. Все права защищены. При использовании материала прямая ссылка обязательна.
Читайте и подписывайтесь на наш канал в Телеграм Психологическая беседка, где вы найдете информацию, статьи, поддержку и тёплое отношение. Участвуйте в обсуждении статей, нам интересно ваше мнение!
Глубинная супервизия бизнеса - одной из направлений моей супервизионной деятельности. Помогаю разобраться, почему бизнес не приносит денег. Подписаться на канал можно здесь: https://t.me/whisperbzs
Анжелика Николаевна Стражкова - аккредитованный супервизор ОППЛ с правом проведения групповой и индивидуальной супервизии. Договор, учет часов супервизии, накопительные сертификаты.