Найти в Дзене
Минтранс России

90 лет ижевскому трамваю

18 ноября 1935 года по улицам Ижевска прошел первый трамвай. Предлагаем Вашему вниманию семь фактов о транспорте, который 90 лет назад изменил жизнь горожан. 1. Ижевск основан в 1760 году и до 1925 года был рабочим поселком при Железоделательном и Оружейном заводах. На начало XX века в нем проживало 44 тысячи человек, а к 1930 году город разросся до 98 тысяч жителей. 2. В 1932 году в помощь конному транспорту запустили первый автобусный маршрут, но он не справлялся с перевозкой большого числа пассажиров. Рабочие добирались до заводов пешком и на велосипедах. Решить проблему могло только появление на улицах трамваев. 3. В 1934 году Ижевск стал столицей Удмуртии, в этом же году в городе запустили Вотскую государственную районную электростанцию (ВотГРЭС), которая могла питать током будущие линии электропередач. На подготовку к движению трамваев по решению президиума Ижевского городского совета из бюджета выделили 20 тысяч рублей. 4. 18 ноября 1935 года в 9 часов состоялась первая поезд

18 ноября 1935 года по улицам Ижевска прошел первый трамвай. Предлагаем Вашему вниманию семь фактов о транспорте, который 90 лет назад изменил жизнь горожан.

Главный корпус оружейного завода, фотография начала XX века
Главный корпус оружейного завода, фотография начала XX века

1. Ижевск основан в 1760 году и до 1925 года был рабочим поселком при Железоделательном и Оружейном заводах. На начало XX века в нем проживало 44 тысячи человек, а к 1930 году город разросся до 98 тысяч жителей.

Деревянный автобус ГАЗ-03-30 на территории ижевского автогаража в 1934 году
Деревянный автобус ГАЗ-03-30 на территории ижевского автогаража в 1934 году

2. В 1932 году в помощь конному транспорту запустили первый автобусный маршрут, но он не справлялся с перевозкой большого числа пассажиров. Рабочие добирались до заводов пешком и на велосипедах. Решить проблему могло только появление на улицах трамваев.

Торжественный запуск ВотГРЭС состоялся 10 января 1934 года
Торжественный запуск ВотГРЭС состоялся 10 января 1934 года

3. В 1934 году Ижевск стал столицей Удмуртии, в этом же году в городе запустили Вотскую государственную районную электростанцию (ВотГРЭС), которая могла питать током будущие линии электропередач. На подготовку к движению трамваев по решению президиума Ижевского городского совета из бюджета выделили 20 тысяч рублей.

Мария Ивановна Рязанова
Мария Ивановна Рязанова

4. 18 ноября 1935 года в 9 часов состоялась первая поездка ижевского трамвая. Право открыть движение по маршруту №1 предоставили Марии Ивановне Рязановой. Кстати, водители до этого прошли обучение и стажировку в Казани. Вагон первого ижевского трамвая был с деревянными сиденьями, а на полу лежали решетки, чтобы обувь пассажиров не промокала.

Первый трамвай на улицах Ижевска
Первый трамвай на улицах Ижевска

5. Маршрут №1 протяженностью 4,9 километров представлял собой однопутную линию по улице Карла Маркса с разъездом посередине. Поездка начиналась от Вятского переулка (сейчас это улица Кирова) до Воткинской железнодорожной линии (переулок Ястребовский). Разъезд располагался между улицами Советской и Труда (в 1970 году переименована в улицу Ленина).

Деревянные сиденья и специальные решетки от влаги в первых вагонах
Деревянные сиденья и специальные решетки от влаги в первых вагонах

6. Из-за того, что линия была однопутной, встречные вагоны уступали друг другу путь. Для удобства ожидающих на улице пассажиров постелили деревянные тротуары. В роли трамвайного депо выступил неказистый барак со смотровой канавой около Воткинской линии. В 1939 году деревянный барак сгорел, поэтому долгое время трамваи стояли под открытым небом.

71-911ЕМ «Львенок» № 2615 на улицах современного Ижевска
71-911ЕМ «Львенок» № 2615 на улицах современного Ижевска

7. Сейчас длина трамвайной сети в Ижевске 75,5 километров. Представлено 11 маршрутов, четыре из которых работают только в утренние и вечерние часы-пик. Общая длина маршрутов составляет 120,1 километров.