Найти в Дзене

«Космический академик». Борис Черток. Часть III: «Восток», полет Гагарина в космос

После благополучного возвращения Белки и Стрелки на Землю настало время отправить в космос и человека. 11 октября 1960 года Хрущёв подписал постановление, в котором создание пилотируемого космического корабля «Восток» было объявлено задачей особой важности. В этом году произвели ещё два испытательных (разной степени успешности) запуска кораблей-спутников с собаками на борту: Пчёлкой, Мушкой, Шуткой и Кометой.

Об участии Бориса Чертока в запуске первого человека в космос читайте в финальной части мини-цикла «Космический академик» от Алексея Беломойкина.

Предыдущая часть

С начала космической эры прошло всего три года, а Черток вспоминал: «За последний год мы осуществили девять попыток космических пусков: две по Луне, две по Марсу, пять по программе будущего “Востока”». Академик отмечал, что только в трёх из девяти пусков удалось вывести аппараты в космос. Шесть неудач по вине ракет-носителей, одна по вине земного руководства (это первый корабль-спутник) и одна из-за дефекта в системе управления корабля при торможении».

Борис Евсеевич Черток.
Борис Евсеевич Черток.

В начале 1960 года было выпущено специальное «Положение по ЗКА» (заводской чертежный индекс «Востока»). В нём впервые директивно определялся порядок изготовления и заводских испытаний всех систем для пилотируемых полетов.

Агрегаты, системы и приборы, комплектующие корабль «Восток», должны были быть промаркированы и иметь особую запись в формуляре: «Годен для ЗКА». Поставка любых комплектующих на сборку ЗКА без прохождения ими полного цикла заводских испытаний запрещалась. Перед кораблём ЗКА ставилась единственная задача – обеспечить многочасовой полёт человека в космическом пространстве и безопасное возвращение его на Землю. Для космонавта не предусматривалось никаких заданий: только совершить полёт и остаться живым. Первый корабль для этой задачи имел все необходимые системы.

Отобрать кандидатов для полётов в космос поручили ВВС. Из 250 летчиков-кандидатов годными признали только двадцать. Чертоку и его команде нужно было подготовить будущих космонавтов использовать радиосвязь и управлять системами космического корабля.

Некоторые ученые предполагали, что человек, оказавшись в космосе, не сможет управлять кораблем из-за вероятности помутнения сознания в условиях невесомости. Поэтому, с самого начала проектирования космического корабля «Восток», ответственность за ориентацию, выдачу тормозного импульса и все операции, которые обеспечили бы возвращение на Землю, полностью передавалась автоматике. Несмотря на это, добавили и ручную систему.

По поводу идеи создания системы ручного управления кораблем есть несколько версий. Первая – это было требованием Королёва как уступки летчикам. Вторая кажется более достоверной. Обсуждая систему автоматической ориентации и включения тормозного двигателя, конструкторы поняли: на базе обязательной автоматической системы несложно сделать ручное дублирование управлением для возвращения на Землю. Для первого полёта, из-за опасения за разум космонавта, было предложено ввести цифровой кодовый замок. Только набрав код «125», космонавт смог бы включить питание на систему ручного управления. На первый полёт этот код передавался космонавту в запечатанном конверте. Считалось, что если он достанет из папки конверт, вскроет его, прочтёт и наберёт код, значит, он в своем уме и ему можно доверить ручное управление.

Юрий Гагарин и Сергей Королёв.
Юрий Гагарин и Сергей Королёв.

Но кроме ручной и автоматической систем для гарантированного возвращения была предусмотрена и «баллистическая» система. На случай возможного отказа тормозного двигателя, орбита корабля-спутника выбиралась такой низкой, чтобы за счёт аэродинамического торможения в верхней атмосфере постепенно снижалась скорость. Тогда через пять-семь суток корабль должен был бы «зарыться» в атмосферу и оказаться на Земле. Правда, в непредсказуемом районе: теоретически и в океане!

Боялись конструкторы и перегрузки от удара спускаемого аппарата об землю. Поэтому систему приземления двухступенчатой — раздельно для аппарата и космонавта. После входа в атмосферу на высоте семь километров происходил отстрел люка — космонавт катапультировался. До высоты четыре километра космонавт находился в свободном падении. Дальше раскрывался парашют, после отделялось кресло. Спускаемый аппарат, уже без космонавта, на собственном парашюте приземлялся рядом. Таким образом, были две системы приземления, и космонавт, будучи в скафандре, должен был соприкоснуться с землёй по всем правилам парашютных прыжков.

Схема космического корабля «Восток». Художник изобразил схему приземления космонавта внутри спускаемого аппарата.
Схема космического корабля «Восток». Художник изобразил схему приземления космонавта внутри спускаемого аппарата.

Несмотря на это Черток отмечал, «если исходить из современных стандартов надёжности ракет-носителей, то у нас к апрелю 1961 года не было оснований для оптимизма».

Опасения конструктора были напрасны. За первые три месяца 1961 года успешно произвели несколько пусков космических кораблей: в феврале – 2 венерианских запуска, в которых первые три ступени вели себя нормально. 9 марта – пуск корабля-спутника с манекеном и собакой Чернушкой, закончившийся успешным приземлением в заданном районе. 25 марта был успешно запущен корабль 3КА, с точно таким же радиооборудованием, которое разработали для штатного пилотируемого корабля. Присутствовавшие на полигоне космонавты убедились в надёжности радиосвязи на этапе выведения и при полете по орбите. Приземление также прошло успешно. На Землю вернулись манекен «Иван Иванович» и собака Звёздочка, получившая такую кличку по предложению Гагарина.

«”Собака – друг человека”. Эта истина оказалась справедливой и для космонавтики. Путь человеку в космос был проложен простыми дворняжками».

29 марта 1961 года состоялось заседание комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам. На нём Королёв предложил запустить человека в космос на борту корабля «Восток». Заседание проводил председатель Комиссии – маршал Устинов. Получив заверения о готовности каждой системы и поддержку председателей Госкомитетов, Устинов сформулировал следующее решение: «Принять предложение главных конструкторов…». Таким образом, его следует считать первым из государственных руководителей высшего ранга, кто дал «зелёный свет» запуску человека в космос. 3 апреля состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, проводимое Хрущёвым. По докладу Устинова Президиум ЦК принял решение: человеку в космос лететь!

8 апреля на заседании Государственной комиссии утвердили первое в истории задание человеку на космический полёт: «Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180-230 километров продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета – проверить возможность пребывания человека на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».

После открытой части заседания комиссия осталась в «узком» составе и приняла решение допустить в полет Юрия Гагарина. Дублёром назначили Германа Титова.

Накануне дня полета, как писал Черток, все волновались: «почти каждый ответственный за систему, прежде чем расписаться в журнале за проведённую операцию, приговаривал: “Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить, – замечаний нет!”». К утру 12 апреля все было готово и подписано без замечаний.

По четырехчасовой готовности заправили ракету. По двухчасовой – на стартовую площадку подъехал автобус с космонавтами. Все тепло провожали и обнимали Гагарина. Интересно, что людей оказалось гораздо больше, чем было предусмотрено оговоренным расписанием.

Тот судьбоносный для человечества день Черток вспоминал с особой теплотой: «на ИП-1 транслировались переговоры “Зари” (Земля) с “Кедром” (Гагариным). Последние доклады из бункера: “Зажигание”, “Предварительная”, “Главная”, “Подъём!” подключили всех нас к улетающей ракете. Лихое гагаринское “Поехали!” потонуло в нарастающем рёве двигателей. Теперь быстро на “двойку”. Там уже идут переговоры с Гагариным. Слышимость отличная. Быков сияет. Его “Заря” впервые говорит из космоса голосом живого человека. – “Видимость отличная! В иллюминатор “Взор” наблюдаю Землю, облака… Вижу реки… Красота!…”»

После выключения тормозной двигательной установки (ТДУ) корабль начал вращаться вокруг своих осей. По оценке Гагарина, со скоростью около 30 градусов в секунду. На первом «Востоке» ещё не было системы успокоения возмущений, возникающих после выключения ТДУ. Разделение спускаемого аппарата с приборным отсеком произошло по команде Программно-временного устройства (ПВУ), через 10 минут после выключения ТДУ. Отклонений от программы спуска не было. Потом было успешное приземление и всемирная слава.

Первые минуты после приземления.
Первые минуты после приземления.

Так человечество шагнуло в космос, что стало возможным благодаря труду Бориса Чертока и его коллег. Они сделали былью мечту многих поколений о покорении межзвездного пространства…

***

Вся дальнейшая жизнь Бориса Чертока была посвящена космосу: он разрабатывал спутники-разведчики «Зенит», спутники связи «Молния», стратегические и космические ракеты… В 1972 году он консультировал съемки кинокартины «Укрощение огня» – художественного фильма об истории освоения космоса в СССР в 1920-1960 годах. Прототипами главного героя стали генеральный конструктор Сергей Королёв и конструктор двигателей Алексей Исаев.

Спутник-разведчик «Зенит».
Спутник-разведчик «Зенит».

В 1974 году Черток был назначен заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.

В 90-е годы Борис Евсеевич написал 4-томный труд «Ракеты и люди». В нём он подробно описал время и условия, в которых создавалось отечественное ракетостроение, события, которые тогда происходили, и людей, сделавших СССР космической державой.

Афиша фильма «Укрощение огня».
Афиша фильма «Укрощение огня».

«Космический академик» Борис Евсеевич Черток скончался 14 декабря 2011 года. До векового юбилея ему оставалось меньше трёх месяцев. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

#АлексейБеломойкин_ЦИ, #Изобретатели_ЦИ, #КосмическийАкадемик_ЦИ

Наука
7 млн интересуются