После благополучного возвращения Белки и Стрелки на Землю настало время отправить в космос и человека. 11 октября 1960 года Хрущёв подписал постановление, в котором создание пилотируемого космического корабля «Восток» было объявлено задачей особой важности. В этом году произвели ещё два испытательных (разной степени успешности) запуска кораблей-спутников с собаками на борту: Пчёлкой, Мушкой, Шуткой и Кометой.
Об участии Бориса Чертока в запуске первого человека в космос читайте в финальной части мини-цикла «Космический академик» от Алексея Беломойкина.
С начала космической эры прошло всего три года, а Черток вспоминал: «За последний год мы осуществили девять попыток космических пусков: две по Луне, две по Марсу, пять по программе будущего “Востока”». Академик отмечал, что только в трёх из девяти пусков удалось вывести аппараты в космос. Шесть неудач по вине ракет-носителей, одна по вине земного руководства (это первый корабль-спутник) и одна из-за дефекта в системе управления корабля при торможении».
В начале 1960 года было выпущено специальное «Положение по ЗКА» (заводской чертежный индекс «Востока»). В нём впервые директивно определялся порядок изготовления и заводских испытаний всех систем для пилотируемых полетов.
Агрегаты, системы и приборы, комплектующие корабль «Восток», должны были быть промаркированы и иметь особую запись в формуляре: «Годен для ЗКА». Поставка любых комплектующих на сборку ЗКА без прохождения ими полного цикла заводских испытаний запрещалась. Перед кораблём ЗКА ставилась единственная задача – обеспечить многочасовой полёт человека в космическом пространстве и безопасное возвращение его на Землю. Для космонавта не предусматривалось никаких заданий: только совершить полёт и остаться живым. Первый корабль для этой задачи имел все необходимые системы.
Отобрать кандидатов для полётов в космос поручили ВВС. Из 250 летчиков-кандидатов годными признали только двадцать. Чертоку и его команде нужно было подготовить будущих космонавтов использовать радиосвязь и управлять системами космического корабля.
Некоторые ученые предполагали, что человек, оказавшись в космосе, не сможет управлять кораблем из-за вероятности помутнения сознания в условиях невесомости. Поэтому, с самого начала проектирования космического корабля «Восток», ответственность за ориентацию, выдачу тормозного импульса и все операции, которые обеспечили бы возвращение на Землю, полностью передавалась автоматике. Несмотря на это, добавили и ручную систему.
По поводу идеи создания системы ручного управления кораблем есть несколько версий. Первая – это было требованием Королёва как уступки летчикам. Вторая кажется более достоверной. Обсуждая систему автоматической ориентации и включения тормозного двигателя, конструкторы поняли: на базе обязательной автоматической системы несложно сделать ручное дублирование управлением для возвращения на Землю. Для первого полёта, из-за опасения за разум космонавта, было предложено ввести цифровой кодовый замок. Только набрав код «125», космонавт смог бы включить питание на систему ручного управления. На первый полёт этот код передавался космонавту в запечатанном конверте. Считалось, что если он достанет из папки конверт, вскроет его, прочтёт и наберёт код, значит, он в своем уме и ему можно доверить ручное управление.
Но кроме ручной и автоматической систем для гарантированного возвращения была предусмотрена и «баллистическая» система. На случай возможного отказа тормозного двигателя, орбита корабля-спутника выбиралась такой низкой, чтобы за счёт аэродинамического торможения в верхней атмосфере постепенно снижалась скорость. Тогда через пять-семь суток корабль должен был бы «зарыться» в атмосферу и оказаться на Земле. Правда, в непредсказуемом районе: теоретически и в океане!
Боялись конструкторы и перегрузки от удара спускаемого аппарата об землю. Поэтому систему приземления двухступенчатой — раздельно для аппарата и космонавта. После входа в атмосферу на высоте семь километров происходил отстрел люка — космонавт катапультировался. До высоты четыре километра космонавт находился в свободном падении. Дальше раскрывался парашют, после отделялось кресло. Спускаемый аппарат, уже без космонавта, на собственном парашюте приземлялся рядом. Таким образом, были две системы приземления, и космонавт, будучи в скафандре, должен был соприкоснуться с землёй по всем правилам парашютных прыжков.
Несмотря на это Черток отмечал, «если исходить из современных стандартов надёжности ракет-носителей, то у нас к апрелю 1961 года не было оснований для оптимизма».
Опасения конструктора были напрасны. За первые три месяца 1961 года успешно произвели несколько пусков космических кораблей: в феврале – 2 венерианских запуска, в которых первые три ступени вели себя нормально. 9 марта – пуск корабля-спутника с манекеном и собакой Чернушкой, закончившийся успешным приземлением в заданном районе. 25 марта был успешно запущен корабль 3КА, с точно таким же радиооборудованием, которое разработали для штатного пилотируемого корабля. Присутствовавшие на полигоне космонавты убедились в надёжности радиосвязи на этапе выведения и при полете по орбите. Приземление также прошло успешно. На Землю вернулись манекен «Иван Иванович» и собака Звёздочка, получившая такую кличку по предложению Гагарина.
«”Собака – друг человека”. Эта истина оказалась справедливой и для космонавтики. Путь человеку в космос был проложен простыми дворняжками».
29 марта 1961 года состоялось заседание комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам. На нём Королёв предложил запустить человека в космос на борту корабля «Восток». Заседание проводил председатель Комиссии – маршал Устинов. Получив заверения о готовности каждой системы и поддержку председателей Госкомитетов, Устинов сформулировал следующее решение: «Принять предложение главных конструкторов…». Таким образом, его следует считать первым из государственных руководителей высшего ранга, кто дал «зелёный свет» запуску человека в космос. 3 апреля состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, проводимое Хрущёвым. По докладу Устинова Президиум ЦК принял решение: человеку в космос лететь!
8 апреля на заседании Государственной комиссии утвердили первое в истории задание человеку на космический полёт: «Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180-230 километров продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета – проверить возможность пребывания человека на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».
После открытой части заседания комиссия осталась в «узком» составе и приняла решение допустить в полет Юрия Гагарина. Дублёром назначили Германа Титова.
Накануне дня полета, как писал Черток, все волновались: «почти каждый ответственный за систему, прежде чем расписаться в журнале за проведённую операцию, приговаривал: “Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить, – замечаний нет!”». К утру 12 апреля все было готово и подписано без замечаний.
По четырехчасовой готовности заправили ракету. По двухчасовой – на стартовую площадку подъехал автобус с космонавтами. Все тепло провожали и обнимали Гагарина. Интересно, что людей оказалось гораздо больше, чем было предусмотрено оговоренным расписанием.
Тот судьбоносный для человечества день Черток вспоминал с особой теплотой: «на ИП-1 транслировались переговоры “Зари” (Земля) с “Кедром” (Гагариным). Последние доклады из бункера: “Зажигание”, “Предварительная”, “Главная”, “Подъём!” подключили всех нас к улетающей ракете. Лихое гагаринское “Поехали!” потонуло в нарастающем рёве двигателей. Теперь быстро на “двойку”. Там уже идут переговоры с Гагариным. Слышимость отличная. Быков сияет. Его “Заря” впервые говорит из космоса голосом живого человека. – “Видимость отличная! В иллюминатор “Взор” наблюдаю Землю, облака… Вижу реки… Красота!…”»
После выключения тормозной двигательной установки (ТДУ) корабль начал вращаться вокруг своих осей. По оценке Гагарина, со скоростью около 30 градусов в секунду. На первом «Востоке» ещё не было системы успокоения возмущений, возникающих после выключения ТДУ. Разделение спускаемого аппарата с приборным отсеком произошло по команде Программно-временного устройства (ПВУ), через 10 минут после выключения ТДУ. Отклонений от программы спуска не было. Потом было успешное приземление и всемирная слава.
Так человечество шагнуло в космос, что стало возможным благодаря труду Бориса Чертока и его коллег. Они сделали былью мечту многих поколений о покорении межзвездного пространства…
***
Вся дальнейшая жизнь Бориса Чертока была посвящена космосу: он разрабатывал спутники-разведчики «Зенит», спутники связи «Молния», стратегические и космические ракеты… В 1972 году он консультировал съемки кинокартины «Укрощение огня» – художественного фильма об истории освоения космоса в СССР в 1920-1960 годах. Прототипами главного героя стали генеральный конструктор Сергей Королёв и конструктор двигателей Алексей Исаев.
В 1974 году Черток был назначен заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.
В 90-е годы Борис Евсеевич написал 4-томный труд «Ракеты и люди». В нём он подробно описал время и условия, в которых создавалось отечественное ракетостроение, события, которые тогда происходили, и людей, сделавших СССР космической державой.
«Космический академик» Борис Евсеевич Черток скончался 14 декабря 2011 года. До векового юбилея ему оставалось меньше трёх месяцев. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
#АлексейБеломойкин_ЦИ, #Изобретатели_ЦИ, #КосмическийАкадемик_ЦИ