Один из великих пианистов наших дней Григорий Соколов и его рояль - это почти мистическая тема.
Те, кто слышали или видели его выступления, имеют представление о свойственной ему исполнительской манере с особым, гипертрофированным вниманием к звукоизвлечению. И многие наслышаны о его многочасовых предконцертных репетициях на сцене, включающих в себя тщательную, ручную подготовку рояля.
Но у Соколова есть ещё что-то вроде "теории рояля" или даже философии этого инструмента, о которой он высказывался в своих немногочисленных интервью.
Вот несколько выдержек из них.
О детстве рояля
"Я считаю, что 4-5 лет после изготовления рояля - это тот отрезок времени, который позволяет с какой-то степенью уверенности понять, каков этот рояль. Но это только в том случае, если всё это время рояль находился в идеальных условиях - я имею в виду температуру, влажность и вообще уход.
Рояль, пришедший с фабрики, не может быть просто так поставлен в зал. Его необходимо заново в соответствии с условиями зала проинтонировать, а потом на какое-то время оставить его в покое, позволить ему, как человеку, как-то приспособиться к жизни самому. Только в пять лет рояль начинает по-настоящему дышать. Если его не замучили в первый же год.
Рояль требует температуру 20-21 градус в первые годы своей жизни. Он как ребёнок. Совершенно непонятно, о чём он плачет, что у него болит, что происходит... Но нужно понять, что ему мешает.
Редко бывает инструмент настолько выносливый, чтобы ему было всегда легко. Это очень редко встречается. Хотя такие "здоровенькие", спортивные и пышущие жизнью рояли для меня очень неприятны. Они ничего не могут".
О генетике и капризах рояля
"В отличие от скрипки, рояль очень похож на человеческий организм: он стареет, болеет и обязательно умирает. Как и человек, один умирает в 20, другой в 40, 80... И думаю, здесь тоже есть какая-то "генетическая заложенность", безусловно.
Пока рояль живёт, он непрерывно меняется. Допустим, если я возвращаюсь через сезон, через два сезона в какой-то зал, я могу застать рояль в совершенно другом состоянии. Смены времени года, температуры, влажности – все влияет на инструмент.
Рояль очень реагирует на изменение температуры. Даже если у вас есть возможность подолгу и не один раз репетировать в зале, на концерте вы можете этот же зал просто не узнать. Все меняется!
За 30-40 минут, пока входит публика, рояль успевает наглотаться влаги. Из-за смены температуры и влажности у инструмента меняются все характеристики особенно, если в зале нет кондиционера. Почти всякий раз во время концерта возникает ощущение, будто играешь уже в другом зале.
Естественно, что нет ничего более враждебного для инструмента, чем концерты на открытом воздухе. Это просто... непрофессиональное отношение к инструменту!"
О полезной и вредной настройке
"Почему рояль так отличается от скрипки? В силу своей конструктивной природы, рояль неизбежно расходует то, что составляет красоту его звучания: изнашивается фильц на молотках и демпферах, образуется люфт, когда демпфер уже не падает вертикально, и так далее.
Чтобы рояль мог прожить долгую концертную жизнь, его необходимо настраивать и настраивать регулярно, а не в авральном порядке к концерту, роялю нужно испытывать напряжение вне зависимости от активности зала.
Но самое главное – настройщик не должен идти на поводу у исполнителей, которые просят сделать рояль то более глухим, то, наоборот, более ярким, вместо того, чтобы добиваться нужного эффекта собственными руками. Иначе естественная жизнь рояля нарушается. Во многих залах я ощущаю под руками измученный рояль.
Не нравится инструмент – как правило, есть выбор. Если нужно что-то специальное, ну привезите свой, в конце концов! Но замучивать инструмент нельзя".
О личности рояля
"Для меня рояль - равноправный партнёр со своим характером, со своими привычками, со своей жизнью... И мы должны найти с ним общий язык.
В день концерта не должно быть никаких событий, чтобы я мог выбрать рояль и выяснить что он может, что он хочет и чего ему делать не хочется. Я должен в максимальной степени его понять, а ему, наверное, интересно понять меня.
Точно так же, как при встрече с человеком, вы получите бо́льшее удовольствие от общения с инструментом, пусть даже больным и уже пожившим, но с ярко выраженной интересной индивидуальностью, нежели с каким-нибудь новеньким «спортсменом», который мало что еще в жизни видел и понимает".
О роялях, которые запали в душу
"Например, рояль в Турку. Отнюдь не новый инструмент и совсем не в идеальном состоянии, у него есть, видимо, свои хронические болезни. Но это инструмент с удивительной, необыкновенной фантазией.
Уникален своею узнаваемостью, своим постоянством, если хотите, рояль в Зальцбурге. Три раза подряд в течение 5-6 лет он доставлял мне большое удовольствие.
Очень приятное впечатление произвел на меня рояль в Дублине.
Я говорю только о «Стейнвеях»: Steinway модели D на сцене является моим условием концерта.
Я считаю, что пока равного этому инструменту нет".
-----------------------
Фрагменты выступления Григория Соколова в Мюнхене весной 2018 года смотрите без рекламы на моём 👉телеграм-канале.
🎄Как идея подарка на Новый год - моя книга о самых популярных сочинениях классиков (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки".
Музыка без рекламы и короткий текстовый формат на моём ТГ-канале - https://t.me/kultspargalka_music