Рулевое управление Титаника обычно представляют красиво и по-киношному. Драматизма добавляет легендарный фильм по мотивам этих событий. И тут же находится место для самых разных идей и мифов.
Почему-то по сети гуляет интересная версия, в которой на корабле якобы было сразу несколько штурвалов. Кто-то пишет про два штурвала, а где-то упоминается даже сразу четыре. Считается, что провернуть штурвал многотонной махины в одиночку невозможно и в управлении помогает второй рулевой, который крутит связанный штурвал. Такая идея звучит эффектно, но с реальностью всё сложнее.
У Титаника действительно было несколько постов управления рулём и несколько штурвалов, но не в том смысле, что две одинаковые баранки стояли бок о бок на одном месте. Такое даже в фильме не показано. Давайте разберёмся, как на самом деле управляли этим гигантом, как работала рулевая машина и откуда вообще берётся идея про два штурвала.
Титаник как инженерное чудовище
Титаник был не только роскошным лайнером, но и настоящим инженерным монстром. Длина около 269 метров, водоизмещение свыше 50 тысяч тонн, огромные винты и массивная корма.
Громадный руль выглядел как стальная плита позади винтов, весившая порядка 101 тонны. Повернуть такую махину руками невозможно. Никакая команда матросов не провернула бы её напрямую. Не хватило бы ни двух рулевых, не четырёх.
Поэтому штурвал на Титанике не был рулём в прямом смысле. Он был органом управления машиной, которая уже физически поворачивала руль.
Как штурвал заставлял слушаться руль
Рулевое управление на Титанике было комбинацией механики, гидравлики и пара.
Рулевой вращал штурвал в рубке. Штурвал был связан с телемотором (гидравлическим устройством, которое преобразовывало поворот руля в изменение давления и потока жидкости). По трубам эта рабочая жидкость шла к корме, к рулевой машине. На корме находилась паровая рулевая машина, которая по сигналу телемотора подавала пар в нужные цилиндры и через рычаги и валы поворачивала сам руль.
Величина поворота штурвала задавала угол отклонения руля. Обычно это контролировалось шкалами, указателями и сигналами между мостиком и рулевой машиной.
Человек, вращая штурвал, не боролся напрямую с потоком воды. Он задавал команду, а тяжёлую работу выполняла специализированная машина. Это очень похоже по идее работы на современный гидроусилитель руля в автомобиле.
Было ли управление тяжёлым?
Несмотря на то что за рулём стояла мощная машина, система всё равно не была пушинкой. Механические приводы, гидравлика, трение, инерция - всё это создавало сопротивление.
В спокойном море, на ровном курсе, одного рулевого вполне хватало. В шторм, при сильном ветре и волнении, при резком манёвре нагрузка на систему возрастала, и рулевому приходилось работать активно, но он всё равно работал один.
Однако, задача усиления решалась прежде всего машинами, а не мышцами ещё одного человека.
Сколько штурвалов было на самом деле?
Впрочем, у Титаника действительно было несколько штурвалов, но распределённых по разным постам, а не два одинаковых на одном месте.
Главный орган управления курсом находился в колесной рубке на носовом мостике. Это основной штурвал, который через телемотор связанный с рулевой машиной. Именно этот штурвал обычно имеют в виду, говоря об управлении Титаником.
Впереди, на открытом мостике под навесом, был вспомогательный штурвал. Он мог использоваться при манёврах, когда нужен был лучший обзор и мог дублировать работу основного в случае проблем. Конструктивно он был связан с той же рулевой машиной, но не работал одновременно с основным в режиме двое крутят один руль.
На кормовом мостике был ещё один штурвал. Его применяли при манёврах в порту, швартовке, движении задним ходом. Отсюда было лучше видно корму, винты, швартовые операции.
В аварийном пункте имелось ещё и четвёртое колесо.
То есть штурвалов действительно несколько и мы насчитали их четыре, но каждый на своём рабочем месте и для своих задач: открытое море, манёвры, резерв.
Откуда взялся миф про два штурвала рядом?
Теперь самое интересное. Почему вообще в популярном пересказе появляется идея, что на мостике стояли два штурвала для двух человек?
В документации и статьях часто пишут, что у Титаника было несколько штурвалов. Если пересказать это неаккуратно, получается цепочка логики. Но на каком-то этапе логика упрощается и превращается в красивую, но неточную картинку.
Часто в сети используют фотографии не Титаника, а его сестринского корабля Олимпик. Если смотреть на такую фотографию невнимательно или в плохом качестве, легко принять какой-нибудь круглый индикатор или телеграф за второй штурвал. Отсюда рождаются подписи вроде "вот два колеса управления".
При этом идея, что на мостике два штурвала, чтобы двое рулевых крутили их синхронно, звучит с бытовой точки зрения действительно очень логично.
Такая версия хорошо ложится в интуитивное представление о силе, а не об абстрактной гидравлике и паре. Она удобна для пересказа и художественных историй: можно нарисовать двух героев, которые вместе борются с океаном. Но в реальных схемах управления Титаника эту идею ничем не подтверждают.
Впрочем, это отличный пример того, как рождаются технические мифы - из обрывков истин, домыслов и красивых картинок, которые удобно пересказывать, но которые плохо переживают встречу с инженерными деталями. Примерно как это было в статье ниже:
⚡ Ещё больше интересного в моём Telegram!
Хочется помочь проекту? Просто поставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал ✔️! Напишите комментарий и поделитесь статьёй с друзьями